Доклад на тему Технология проблемного обучения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Г.В. Морозова, преподаватель

ГБПОУ ХГТ им. Юрия Рябова

В статье рассматриваются основные понятия и термины технологии развития критического мышления (ТРКМ), в том числе самый популярный вид данной технологии - «посредством чтения и письма (синквейн)» на примере урока иностранного языка

С развитием общества, меняются и требования ко всем сферам нашей жизни, в том числе и к образованию. Меняются приоритеты, цели и задачи. Соответственно меняется и инструментарий для их достижения. В последнее время появилось огромное количество педагогических технологий, отличающихся друг от друга. Каждая из них отвечает своим потребностям в обучении, но все направлены на то, чтобы сделать этот процесс более интересным, информативным и нестандартным.

Одной из современных педагогических технологий, получившей высокий интерес, является технология развития критического мышления учащихся. Поскольку в основе современного процесса обучения лежит личностно - ориентированный подход, то эта технология является продуктивным методом организации учебного процесса для преподавателей.

Актуальность данной темы состоит в универсальности применения данной технологии на практике, и в соответствии её современным требованиям обучения.

Цель данного исследования состоит в раскрытии основных принципов технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Задачи данного исследования: систематизировать основные понятия и термины по данному вопросу; обосновать значимость применения её на практике; продемонстрировать развитие критического мышления учащихся на собственном опыте.

Поскольку данная тема лежит в плоскости психологии, то огромное количество психологических изысканий посвящено этому вопросу. Из наиболее известных книг можно выделить работу американского психолога Дианы Халперн «Психология критического мышления». Она рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Что касается развития критического мышления как педагогической технологии, то здесь можно выделить пособие для учителей «Развитие критического мышления на уроке», авторов Заир - Бек С.И., Муштавинской И.В.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Существует несколько стратегий развития критического мышления, но наиболее популярной среди педагогов является процесс, организованный посредством чтения и письма (синквейн). Для меня, как для преподавателя иностранного языка она является наиболее актуальной.

Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична. Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.

Данная методика состоит из нескольких фаз, или стадий.

Первая стадия (фаза) - вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом.

Каждая из стадий выполняет свои основные функции:

Первая стадия: информационная, мотивационная, систематизирующая, целеполагания.

Вторая стадия: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.

Третья стадия: развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Данная технология успешно применяется мною на уроках иностранного языка (ИЯ). Поскольку именно чтение и письмо являются одними из навыков, на формирование которых направлено обучение иноязычной речевой деятельности. Кроме того, при использовании ТРКМ на уроках ИЯ используется коммуникативной подход, который необходим для успешного усвоения иноязычного материала.

В качестве примера, можно привести урок с использованием данной технологии при изучении темы «Choosing a profession». Тип данного урока - работа с информационным текстом. На первой стадии вызова я прибегаю к методике кластеров (ассоциаций), когда студенты строят свой ассоциативный ряд по данной теме, не читая текст. Это может быть выполнено в виде отдельных слов или словосочетаний, записанных в произвольном порядке. Например: career, work, job, making a career, to get salary и т.д.

На стадии осмысления используется метод тонких и толстых вопросов, когда в одну колонку студенты записывают вопросы, требующие краткого ответа, типа Кто? Что? Когда?; во вторую колонку вопросы, требующие развёрнутого ответа - объясните почему? А что, если? и т.д. Данные действия выполняются, после прочтения информационного текста.

На стадии рефлексии (размышления) можно прибегнуть к написанию эссе, ответив на вопрос How to make right choice? (Как сделать правильный выбор?), используя полученную информацию и личные знания. Можно вернуться к кластеру, дополнив его более развёрнутыми фразами и новой информацией.

Таким образом, используя ТРКМ на уроке иностранного языка, можно выполнить несколько задач:

-усовершенствовать навыки письменной и устной речи

-усовершенствовать навыки самостоятельного поиска информации

-закрепить лексический и грамматический материал.

Подводя итог выше сказанному, можно добавить, что ТРКМ очень схожа с технологией проблемного обучения, где в основе лежит самостоятельный поиск информации и индивидуальные ответы на вопросы.

Таким образом, можно сказать, что главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться и находить необходимую информацию самостоятельно, проявляя навыки критического анализа и творческие способности.


Список использованной литературы

  1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.-110с.

  2. Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.-119с.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, Пособие для учителей - М.: Просвещение, 2011.- 219с.

  4. Загашев И.О.,Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.-200с.

© 2010-2022