Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка

Доклад посвящен теме "Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка". Здесь преподаватель делится практическим опытом по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся. Тема на данный момент очень актуальна, так как многие духовные ценности просто забыты.
Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева» (ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»)















Доклад на тему:

«Гражданско - патриотическое воспитание студентов

на уроках английского языка»







Преподаватель:

Булыгина Ж.А.









2015 г.

"Как нет человека без самолюбия, - так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека..."
К.Д.Ушинский.

Одним из ключевых направлений построения гражданского общества и демократического государства является гражданско-патриотическое воспитание. В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача гражданско-патриотического образования студентов. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности обучающихся направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

Теперь раскроем некоторые понятия.

Патриотизм - в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность - интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Гражданско-патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между молодыми людьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию - необходимые предпосылки патриотического самосознания.

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание - потребность и мотив деятельности - действие - практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание - самосознание - поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания - интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

  • создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;

  • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;

  • усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

При выполнении различного рода задач приоритетная роль принадлежит, конечно же, образовательным учреждениям. Цель у педагогического коллектива общая: возродить чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в разных видах деятельности.

Патриотическое воспитание студентов - это систематическая и целенаправленная деятельность, поэтому основная задача преподавателя состоит в том, чтобы выработать систему работы по формированию и развитию данных качеств личности на уроках и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Каковы же задачи формирования гражданских ценностей студентов на уроках английского языка? Это, прежде всего, формирование здорового образа жизни; формирование культурно-социальных ценностей; воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, семье, природе; создание условий для проявления творческих способностей каждого из обучающихся.

Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей студентов и изучаемого материала. В учебной деятельности необходимо применять разнообразные формы и методы организации познавательной деятельности обучающихся. Основными принципами работы являются: принцип бесконфликтности и посильности; принцип открытых перспектив; принцип равных условий; принцип сотрудничества. Главным же принципом является доверие и взаимоуважение, личностно - ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента.

Чувство патриотизма невозможно формировать принудительным способом. Здесь необходимо найти технологии, которые стали бы интересны и увлекательны.

Одной из технологий воспитания военно-патриотических качеств у студентов является метод проектов. Использование метода проектов - это привитие интереса к дисциплине через систему проблемных творческих, исследовательских работ и проектов. Затрагивая проблему на уроке, можно побуждать обучающихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме, применительно к конкретному материалу.

Гражданское образование и воспитание невозможно без поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Английский язык, как предмет гуманитарной направленности, располагает богатым материалом нравственного содержания. Тематика формирования гражданско - патриотических чувств на уроках английского языка разнообразна. На уроках английского языка я формирую гражданско-патриотические чувства при изучении следующих разделов:

- Политическое устройство англоговорящих стран.

В данном разделе мы изучаем государственное устройство Великобритании, США и России.

- Молодежь в современном обществе.

Где изучаются различные молодежные субкультуры, как зарубежные, так и российские. Кроме того, здесь мы рассматриваем отдельные права детей из Конвенции о правах ребенка. Как свидетельствует практика, большинство студентов не слышали ничего о данной Конвенции и уж тем более о прописанных в ней правах.

- Социальная защита населения.

- Свободное времяпрепровождение.

В данном разделе мы изучаем кино и театр. Основные понятия по теме «Кинотеатр» мы разбираем на примере наших отечественных кинофильмов. По данной теме студенты выполняют практическое задание - анализ фильма. Фильм они должны обязательно брать российский, а в рамках юбилея Великой Победы, студенты брали наш кинофильм о Великой Отечественной Войне. Фильм они должны были проанализировать по различным критериям, одним из которых был «Чему фильм учит меня».

- Изобретения, которые потрясли мир.

Где мы изучаем различные изобретения, а также великих российских изобретателей и ученых.

- Какой разный мир!

Где мы изучаем географическое положение, климат и достопримечательности не только англоговорящих стран, но и, конечно же, России. В рамках этой темы в честь 70-летия Великой Победы, студенты готовили проекты по Городам-героям, которые состояли из небольших сообщений на английском языке и презентаций. Следует отметить, что все отнеслись к данной работе с большой ответственностью. Вот что у нас получилось - на слайдах представлена работа студентов. А 10 апреля у нас состоялась студенческая конференция, посвященная Великой Победе, на которой 2 студентов защищали свой проект по Городам-героям и заняли 2-ое место.

Патриотическое воспитание на уроках английского языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения студенты говорят о стране изучаемого языка, сравнивая со своей страной, о достижениях, об учёных, прославивших Россию, об их вкладе в мировую науку. Развивая коммуникативные навыки студентов, поощряются искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать правильное отношение к событиям в стране.

И в заключение всего вышесказанного, хотелось бы добавить, что заниматься гражданско-патриотическим воспитанием можно практически на каждом уроке, изучая ту или иную тему.

Спасибо за внимание!

8



© 2010-2022