СТАТЬЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня использование инновационных технологий противопоставляется традиционному обучению иностранным языкам. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, и вырабатывать адекватное поведение. Это становится возможным благодаря использованию Интернет – технологий. В данной статье рассмотрены конкретные ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ



Сегодня использование инновационных технологий противопоставляется традиционному обучению иностранным языкам. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению.

Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, и вырабатывать адекватное поведение. Это становится возможным благодаря использованию Интернет - технологий.

И действительно, в педагогическую практику достаточно активно вошел термин Интернет-образование. Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку, следует выделить следующие как наиболее эффективные:

а) для учителя: обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплектов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников;

б) для учащихся:

  • переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры);

  • участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний);

  • участие в текстовых и голосовых чатах;

  • участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад);

  • возможность публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, возможность самоутверждения);

  • получение самообразования на курсах дистанционного обучения, включая обучение в ведущих Британских учебных заведениях [Боева,2003].

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • повышать мотивацию учащихся к изучению предмета;

  • развивать коммуникационные навыки;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

  • формировать интеллектуальные умения учащихся;

  • формировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом;

  • получать аутентичную информацию на изучаемом языке и возможности общения с его носителями;

  • формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность [Попова,2003].

В школьном пространстве можно выделить следующие основные категории:

Учебно-воспитательный процесс.

Внеклассная работа.

Управленческая работа [Чебан,2005].

Рассмотрим, подробнее, преимущества Интернет для каждой из этой категории.

  1. Учебно-воспитательный процесс:

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, подготовленных учителем;

― совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

― совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

― пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

― знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

― формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого [window.edu.ru/window_catalog].

На уроках английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий мы используем следующие виды занятий:

  1. Обычный урок по теме.

Можно использовать фрагменты уроков с сайта "Английский с собой" (English To Go english-to-go.com/). Этот международный сайт создается специалистами из Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии. У этого сайта есть ряд преимуществ. Во-первых, все материалы аутентичны; во-вторых, даны уроки разного уровня, что помогает решить проблему обучения разноуровневых групп, дифференцированного обучения; в-третьих, уроки четко структурированы, упражнения даются по принципу "До текста", "Текст", "После текста", предлагаемые задания соответствуют как международным экзаменам, так и требованиям ЕГЭ. В конце каждого урока приводятся ответы, советы учителю, дополнительные материалы. В ноябре составители традиционно проводят Всемирный урок английского языка. Участие во всемирном мероприятии является важным источником мотивации, помогает закрепить материал. Дети, участвовавшие во Всемирном уроке, легко вспоминают его на экзамене, хорошо рассказывают тему, приводя необычные примеры.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущими компонентами содержания обучения иностранному языку являются виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Рассмотрим некоторые из них.

Например, можно использовать материалы различных сайтов Интернета, при необходимости распечатывая их. Чаще всего это материалы различных энциклопедий, библиотек. Это страноведческие тексты на английском языке: «Президенты Америки», «Традиции стран изучаемого языка» и др. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс доступом к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет и журналов. Чтение виртуальных газет помогает совершенствовать навыки чтения оригинальных газетных текстов.

Для чтения в классе выбираем тексты небольшого объема. Последующая работа с текстом: изучение лексики, ответы на вопросы, с помощью которых учащиеся пересказывают текст. Интернет предоставляет тексты и большего объема, которые идеально подходят для контроля домашнего чтения.

Интернет - один из источников информации для учащихся. Мы предлагаем ребятам список заданий или тем по выбору для самостоятельной работы в Интернете. Школьники находят интересную для них информацию: «Гарри Поттер», «Шрэк», «Волшебный мир У.Диснея». Поскольку тексты для домашнего чтения подбираются обучающимися самостоятельно в качестве подготовки к занятию, это максимально индивидуализирует процесс обучения. Работа с этими текстами завершается викториной или игрой. Также это могут быть задания для контроля, включающие в себя работу над лексическим материалом, тест с многочисленным выбором, коммуникативные упражнения, назначение которых - придать чтению целенаправленный характер. В старших классах можно провести лингвистический анализ определенных сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеологизмы, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа.

В работе мы используем следующие сайты, которые предоставляют различные упражнения, тексты, полностью разработанные уроки по чтению:

looksmart.com

ask.com

readinga-z.com

Также используем звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка). BBC World Service (bbc.co.uk/worldservice) предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме Learning English.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться посредством установления дружеской переписки.

Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком.

Найти партнеров по переписке для своих учеников можно, обратившись с соответствующим запросом в:

TESL-L ([email protected]/ [email protected]) или TESLK-12 ([email protected]);

лист-сервер для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections, предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;

E-mail for ESL/LINC Students, которая предлагает помощь и инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным полезным ресурсам.

  1. Подготовка доклада, сообщения.

При подготовке урока учитель должен знать, куда направить учащегося. Существует множество поисковых систем, которые можно использовать в работе:

Rambler rambler.ru, Яndex yandex.ru, Aport aport.ru и др.

В зависимости от предполагаемого сообщения или доклада, можно подготовить адреса заранее. Если нужно подготовить задание по лексике, лучше всего обратиться к британскому сайту World Wide Words worldwidewords.org/. Это словарь английского языка, в котором имеются ссылки на многие образовательные сайты, даются электронные словари и пособия. Необходимую информацию можно найти в виртуальных библиотеках электронных изданий Infomine infomine.ucr.edu, vlibrary.ru., Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы libfl.ru/, в энциклопедиях Britannica Encyclopedia ask.com, wikipedia.ru, Брокгаузъ-on-line russia.agama.com/bol/, Кирилла и Мефодия mega.km.ru/, Мегаэнциклопедии MEGABOOK.RU vip.km.ru/megabook/, на сайте SciSeek sciseek.com.

  1. Проект.

Участники работы над проектом исследуют, собирают необходимую информацию, обсуждают её с партнерами. И что главное - язык здесь действительно выступает в своей прямой функции - средства формирования и формулирования мыслей. Вот это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру. Исследуемая совместно проблема может быть экологической, политической, творческой, исторической, страноведческой, лингвистической и т.д. [Intel,2005,с.13]. При работе над проектом задействованы практически самые разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, представляемого каждым участником в своём классе или на специально созданных для этой цели Web-страницах сети Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства. Таким образом, проект становиться междисциплинарным.

Перспективой нашей работы является организация совместных телекоммуникационных проектов с носителями языка, так как «с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении» [Полат,2000,с.9]. Например, организация "Международное образование и ресурсы компьютерной сети" (International Education and Resource Network, IEARN iearn.org/) объединяет школы из более ста стран, ежегодно проводит конференции, ежемесячно рассылает электронные новости. У учащихся появятся реальные партнеры по общению. В рамках этой организации проводятся и конференции для учителей, семинары, и мастер-классы [Коптюг,2008,с.29].

  1. Методическая помощь.

Если педагогу требуется методическая помощь, или просто хочется знать новости в своей области, стоит воспользоваться сайтом Teaching English teachingenglish.org.co.uk/, созданным Би-Би-Си и Британским советом. Учителю иностранного языка будут полезны также следующие сайты:

Конспекты уроков: teachingenglish.org.uk/, bbc.co.uk/worldservice/learninglish/index.shtml;

Игры и песни: eslkidstuff.com/, the-bus-stop.net/free.html;

Упражнения по аудированию: eviews.net/;

Грамматические и фонетические упражнения: englishforums.com/, englishclub.com и др.

  1. Внеклассная работа:

Во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы), олимпиад.

Остановимся на использовании Интернет - ресурсов в виде тестов для контроля лексических и грамматических навыков. Одна из наиболее распространенных тестовых программ - это программа TOEFL, стандартный экзамен по английскому языку. Эта программа включает пять полных вариантов тестов TOEFL. Каждый тест состоит из трех частей: понимание услышанного (Listening Comprehension), грамматические конструкции (Structure and Written Expression) и понимание прочитанного (Reading Comprehension). При подготовке к экзамену TOEFL можно использовать компьютерную программу The Heinemann TOEFL. toefl.org/ - официальный сайт экзаменов TOEFL, TSE и TWE; ielts.org/ - официальный сайт экзамена IELTS; exams.ru - международный экзамен по английскому языку, информация о всех международных экзаменах по английскому языку, как иностранному, пробные тесты.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.

Ученики могут принять участие в Фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», организованным издательским домом «Первое сентября» portfolio.1september.ru/.

  1. Управленческая работа:

создание единой управленческой инфраструктуры района, округа, города;

создание единых библиотечных каталогов в рамках района, округа и т.д.;

использование возможностей Интернет-магазинов;

поиск кадров по имеющимся вакансиям.

Таким образом, появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

Мы вовсе не склонны считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Естественно, должно быть разнообразие педагогических технологий, рассчитанных на развитие личности ученика, на возможности его самореализации.











Список литературы:


  1. Азимов Э.П. Материалы Интернета на уроке ИЯ //Иностранные языки в школе. - 2001. - №1, с. 96.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Боева Е.Д. использование компьютера в сельской школе при обучении иностранному язку: проблемы и перспективы. - М. -2003 window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27057&p_page=28

  4. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. - 2002. - №3, с. 39-41.

  5. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка //Иностранные языки в школе. - 2000. - №4, с. 57-59.

  6. Коптюг Н.М. Интернет-проект как часть школьной программы//Иностранные языки в школе. - 2008. - №2, с. 29-33.

  7. Круглова И.В. Использование НИТ в учебных предметах школьного курса //Вопросы Интернет-образования. - 2006. - №34.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Под ред. Полат Е.С. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272с.

  9. Полат Е.С. Интернет в школе: проблемы и решения //Вопросы Интернет - образования. - 2004. - №15.

  10. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку //Иностранные языки в школе. - 2001. - №5, с. 40-43.

  11. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. - 2001. - №2, с. 14-20.

  12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (окончание) //Иностранные языки в школе. - 2000. - №3, с. 3-10.

  13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. - 2000. - №2, с. 3-10.

  14. Попова С.Л. Использование НИТ для развития коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. gym5cheb.ru/lessons/index.php-member=101667.htm

  15. Савелова С.Б. Интернет - проекты и современное образование //Вопросы Интернет - образования. - 2001. - №1.

  16. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования //Директор школы. - 2000. - №7.

  17. Чебан О.О. Интернет - технологии в школе//Вопросы Интернет - образования. - 2005.-№30.

  18. Intel. Обучение для будущего. - М.: Издательство - торговый дом «Русская Редакция», 2005.

  19. Применение новых технологий в образовании: Материалы XX Международной конференции. - Троицк. - 2009 window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=35048&p_page=23


© 2010-2022