• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности (Из опыта работы)

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности (Из опыта работы)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление: «Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности».

Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое слово отражает иностранный мир и иностранную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. (Тер-Минасова Светлана Григорьевна, 2000. С. 25).

Богатый культурологический материал учебников обеспечивает формирование социокультурной компетенции учащихся, предлагая информацию о Великобритании и других странах, развивает умения учащихся представлять свою страну.

Литература народов англоговорящих стран, которую мы изучаем на уроках и во внеурочной деятельности, является еще одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы ученики узнают о жизни, традициях, обычаях, образе жизни англоговорящих стран, а также знакомятся с языковой культурой этих стран.

Для развития и совершенствования социокультурной компетенции учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок - спектакль, урок - праздник, урок - экскурсию, урок путешествие и т.д.
Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Использование видеоматериалов на уроках не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в "безопасной обстановке" учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Тема каждого раздела учебника рассматривается с разных позиций, что даёт возможность найти наиболее интересное индивидуальное задание для каждого учащегося, подготовить проект.

Проекты моих учащихся всегда носят интегративный, культурно-обусловленный характер. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Формирование социокультурной компетенции происходит и в процессе участия в заочных лингвистических конкурсах.

Внеклассная работа также способствует формированию чувства патриотизма и гордости за свою страну, поскольку ребята много знают о своей культуре и могут представить достойно свою страну в разноцветье культур.
Человек, который восхищается, умеет ценить искусство и традиции разных народов, никогда не будет агрессивен и не толерантен к этим народам, носителям самобытной духовной культуры.

Эта форма работы расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что, воспитывать толерантность, необходимо не на теории, а в процессе изучения языкового материала, на практике, объясняя те или иные явления и проявления культуры, сопоставляя их с реалиями нашей действительности, а также учить прогнозировать возможные трудности во взаимопонимании между представителями разных культур.

© 2010-2022