- Преподавателю
- Иностранные языки
- Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности (Из опыта работы)
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности (Из опыта работы)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ключникова Т.Д. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление: «Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности как важный фактор воспитания толерантности».
Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое слово отражает иностранный мир и иностранную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. (Тер-Минасова Светлана Григорьевна, 2000. С. 25).
Богатый культурологический материал учебников обеспечивает формирование социокультурной компетенции учащихся, предлагая информацию о Великобритании и других странах, развивает умения учащихся представлять свою страну.
Литература народов англоговорящих стран, которую мы изучаем на уроках и во внеурочной деятельности, является еще одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы ученики узнают о жизни, традициях, обычаях, образе жизни англоговорящих стран, а также знакомятся с языковой культурой этих стран.
Для развития и совершенствования социокультурной компетенции учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок - спектакль, урок - праздник, урок - экскурсию, урок путешествие и т.д.
Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Использование видеоматериалов на уроках не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в "безопасной обстановке" учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Тема каждого раздела учебника рассматривается с разных позиций, что даёт возможность найти наиболее интересное индивидуальное задание для каждого учащегося, подготовить проект.
Проекты моих учащихся всегда носят интегративный, культурно-обусловленный характер. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.
Формирование социокультурной компетенции происходит и в процессе участия в заочных лингвистических конкурсах.
Внеклассная работа также способствует формированию чувства патриотизма и гордости за свою страну, поскольку ребята много знают о своей культуре и могут представить достойно свою страну в разноцветье культур.
Человек, который восхищается, умеет ценить искусство и традиции разных народов, никогда не будет агрессивен и не толерантен к этим народам, носителям самобытной духовной культуры.
Эта форма работы расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.
В заключении хотелось бы отметить, что, воспитывать толерантность, необходимо не на теории, а в процессе изучения языкового материала, на практике, объясняя те или иные явления и проявления культуры, сопоставляя их с реалиями нашей действительности, а также учить прогнозировать возможные трудности во взаимопонимании между представителями разных культур.