Авторская статьяПреподавание английского языка в русле СДП

Данная статья раскрывает опытно-экспериментальную работу с целью определения  эффективности применения игровых приёмов на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. На основании этого  были поставлены  следующие задачи: 1.Провести входной, текущий, итоговый мониторинг сформированности лексических навыков; 2.Подобрать и использовать игровые приемы при обучении лексической  стороне речи на уроках английского языка; 3.Сопоставить результаты мониторинга перед входом в эксперимент и после е...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская статьяПреподавание английского языка в русле СДПАвторская статьяПреподавание английского языка в русле СДПАвторская статьяПреподавание английского языка в русле СДПАвторская статьяПреподавание английского языка в русле СДПАвтор: Лихина Наталья Александровна

Учитель английского языка

МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун,

Хилокский район.

Преподавание английского языка в начальной школе в русле

системно-деятельностного подхода.

Попытаться добиться успеха, ничего не делая - то же самое,

что попытаться собирать урожай там, где вы ничего не сеяли.

Девид Блай

Современную картину мира невозможно представить без английского языка. Английский язык является одним из главных средств коммуникации и общения людей разных национальностей. Безграничные просторы Интернета, развлечений и увлекательные путешествия также открыты для тех, кто знает английский язык, что объясняет повышенный интерес к его изучению. Тем не менее, овладение этим языком в виде школьного урока предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение и использование системно - деятельностного подхода в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения основной образовательной программы. В свою очередь новые социальные запросы к уровню владения иностранным языком выпускников младших классов предъявляют высокие требования, в том числе, к знанию необходимого запаса иноязычной лексики, поскольку на основе данного запаса впоследствии будет развиваться способность к использованию английского языка как средства общения.

Методика преподавания иностранного языка тесно связана с запросами общества на определённом этапе развития. Для функционирования лексического звена механизма речи необходима целая система.

Проведение уроков в русле системно - деятельностного подхода направлено на развитие основных видов речевой деятельности, а также на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьника. Своеобразной формой реализации данного подхода является применение игровой деятельности в процессе обучения.

Проблемой внедрения игровых приёмов в обучение английскому языку занимались многие учёные: М.З.Биболетова, И.Н.Верещагина разработавшие учебники, построенные на массовом использовании игровых приёмов; О.А. Колесникова, Б.И.Пассов, В.Б.Царькова, изучавшие зависимость уровня мотивации от применения игровых приёмов и другие.

Проблема, рассматриваемая в нашей работе, следующая: насколько проведение уроков в русле системно-деятельностного подхода, способствует повышению уровня усвоения лексики ?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

Стандарт предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС диктует обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. А разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как известно, происходит в игре.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Это: личностные, метапредметные и предметные. В процессе игры формируются личностные результаты, такие как социальные компетенции, личностные качества. Игра формирует метапредметные результаты, включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия, такие как коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. К предметным результатам, формирующимся в ходе игры относятся коммуникативные умения: говорение, аудирование, чтение, письмо; языковые средства и навыки оперирования ими: графика, каллиграфия, орфография; фонетическая сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи.

Анализируя требования стандартов второго поколения, можно сделать вывод о том, что игровые упражнения способствуют реализации требований ФГОС второго поколения и являются необходимым элементом процесса формирования лексических навыков в начальной школе.

Проблема формирования лексических навыков по праву представляется одной из наиболее важных проблем обучения иностранному языку. Лексические навыки представляют лексическую сторону речи. Они являются компонентами речевых умений и образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства общения.

В методической литературе лексический навык рассматривают как компонент речевого навыка и самостоятельный элементарный навык одновременно, а так же, как компонент речевого навыка.

Совершенное владение лексической стороной речи предполагает наличие у говорящего речевых и языковых лексических навыков. Лексическая правильность иноязычной речи выражается, прежде всего, в правильном словоупотреблении, т.е. в сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам. Возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения дают игровые методы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Мотивация является пусковым механизмом всякой деятельности. Знание особенностей младших школьников помогает учителю не только замотивировать учащихся, но и более грамотно включить их во фронтальную работу класса, разумно руководить учебной деятельностью, выбирать и использовать нужные методические приемы, чтобы уменьшить трудности восприятия материала. Это и создает благоприятные условия для совершенствования способностей учащихся, в данном случае, лексических навыков.

Мною проведен эксперимент с целью определения эффективности применения игровых приёмов на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

На основании этого были поставлены следующие задачи:

1.Провести входной, текущий, итоговый мониторинг сформированности лексических навыков;

2.Подобрать и использовать игровые приемы при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка;

3.Сопоставить результаты мониторинга перед входом в эксперимент и после его проведения.

Работа проводилась с учениками 2 класса МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун Хилокского района. В классе всего 10 человек, из них в исследовании участвовали 10 человек.

Была составлена, проведена и обработана следующая анкета:

1.Нравятся ли вам уроки английского языка?

2.Любите ли вы говорить на уроках английского языка?

3.Любите ли вы задавать вопросы на уроках английского языка?

4.Часто ли вы играете на уроках английского языка?

5.Знакомитесь ли вы с новыми словами при помощи игровых ситуаций?

Ответы детей были обработаны и на основании ответов составлена диаграмма


Вывод:

да

нет

Не очень

26%

28%

46%

После результатов анкетирования нами был проведён контрольный срез, в ходе которого выяснили качество знаний, полученные учащимися на предыдущих уроках.

В ходе контрольного эксперимента детям предлагалось самостоятельно выполнить упражнения, направленные на контроль сформированности лексического навыка по теме: "Животные". Дети работали в группах, фронтально и индивидуально.

Например, детям предлагалось: назвать всех животных, которые выставлены в ряд на столе. Всего предлагается 20 животных: тигр, лев, собака, кошка, верблюд, медведь, поросёнок, лягушка, петух, курица, корова, бык, волк, крокодил и т.д.

На выполнение этого задания дети затратили 15 минут. При этом никто не смог назвать всех животных, выстроенных в ряд. Результаты данного среза показаны в таблице 1.

Таблица 1.

Имя ребёнка

Количество

правильных

ответов

Процент

усвоенного

материала

1

Вика

13

65 %

2

Иван

9

45 %

3

Кирилл

9

45 %

4

Татьяна

12

60 %

5

Иван

11

55 %

6

Коля

11

55%

7

Настя

12

60%

8

Артём

10

50 %

9

Дима

8

40%

10

Кирилл

10

50%

После обработки полученных результатов выяснилось, что процент усвоенного материала составил в среднем 53%, то есть, практически ни один ребёнок не справился с поставленной перед ним задачей на 100%.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости системы игровых упражнений, направленных на формирование лексического навыка, а именно, на организацию процесса формирования лексического навыка в русле системно - деятельностного подхода, который способствует формированию более прочного навыка в естественной речевой обстановке.

Формирующий, итоговый эксперимент проводился на этой же группе учащихся на протяжении цикла уроков. Работа над усвоением лексики по теме «Животные» проходила в игровой форме в русле системно - деятельностного подхода.

Фрагменты уроков, где проводилась игра, содержал следующие этапы:

♦ Создание эмоционального настроя, объявление темы игры, введение в ее сюжет;

♦ Объяснение правил игры;

♦ Распределение ролей (если этого требовали правила);

♦ Проведение самой игры;

♦ Совместное выявление результатов игры.

Примерные игры, которые были включены в ход урока: Игра «Twenty Questions», «Договорки», «Загадки» и т.д.

Следует заметить, что когда в уроки включили игровую деятельность, урок приобрёл эмоциональную окраску: дети стали работать быстро, весело, с настроением. Все без исключения хотели побывать в главной роли.

При введении игровых ситуаций, мы поставили перед собой задачи:

-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной речевой обстановке;

- активизировать речемысленную деятельность;

- развивать речевую реакцию учащихся.

Ученики поставили перед собой следующие задачи:

- узнать и запомнить новые слова, рассказать о них родителям;

- дружно работать на уроке, помогать товарищу;

- получить хорошую отметку.

Затем мы, как и в конце первого испытания, провели контрольный срез, аналогичный предыдущему. На выполнение этого задания детям не понадобилось подготовки, они сразу готовы были отвечать.

Таблица 1. 1

Имя ребёнка

Количество

правильных

ответов

Процент

усвоенного

материала

1

Вика

20

100 %

2

Иван

18

90 %

3

Кирилл

18

90 %

4

Татьяна

20

100 %

5

Иван

20

100 %

6

Коля

18

90%

7

Настя

20

100%

8

Артём

19

95 %

9

Дима

18

90%

10

Кирилл

16

80%

Количество усвоенного материала значительно повысилось до 94%. Мы составили диаграмму по двум результатам испытания.

В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были более заинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторым нежеланием и затруднением приступали к выполнению заданий.

Использование игр способствовало созданию эмоциональной обстановки, большей активностью ребят, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке. Приходилось постоянно настраивать второклассников на работу. Процесс объяснения новой лексики затягивался из-за отсутствия мотивации, детям становилось скучно и не интересно.

Итак, использование игровой деятельности на уроках даёт возможность легче и интереснее, а также эффективнее усваивать новое. Игра не просто выявляет отношение детей к изображаемому действию, но и содействует закреплению новых знаний и развитию речи и мышления. Детям нравится вновь и вновь переживать радость, успех, открытия, восхищение, восторг, то есть те чувства, которые они испытывали в игре при знакомстве с каким-то новым явлением, словом. Этим и объясняется устойчивый интерес к играм. Фактически, в игре учащиеся видят то, что они хотели бы увидеть и в школе, и в будущей жизни. Таким образом, игра вызывает стремление быстрее и лучше учиться, осваивать новые знания и овладевать новыми умениями и навыками.

Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Если лексические задания увлекательны и интересны, например, представлены в виде игр и игровых моментов, то они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Этот циклический процесс генерирует позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на начальном этапе.

После обобщения результатов мы установили, что использование игр на уроках английского языка является одним из эффективных условий формирования лексического навыка речи у младших школьников. Мы сделали вывод о том, что лишь систематическое использование игр даёт положительный результат.

Литература:

1. Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков.-М.: Просвещение, 1997.-143 с.

2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.

3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - М.: Просвещение, 2011 .

© 2010-2022