Конспект по английскому языку по теме

        Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. В соответствии с дидактическим принципом о неразрывной связи процессов обучения и воспитания, детям представляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препя...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема по самообразованию:

Использование краеведческого материала

на уроках английского языка



Подготовила:

учитель высшей категории

МОУНСОШ № 2

Воложанина Е.Н.


Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавание ИЯ значительное место отводится родной национальной культуре. Краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи. Такая оценка краеведения приводит к выводу о том, что это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому.

Педагоги справедливо придают большое значение изучение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, быта, социальной жизни - всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть краеведение: изучить, изведать, познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.

Владение ИЯ специалисты квалифицируют как компонент общей культуры, посредством которого личность приобщается к мировой культуре. При этом межкультурная коммуникация как «диалог культур» может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, родном языке, освоенных личностью. Представляется, что именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Правда, учитель должен при этом соблюдать определенную корректность: важно не переусердствовать в воспитании «ура-патриотизма», оставаться на позициях толерантности ко ВСЕМ культурам мира, чтобы восприятие иных культур было более гибким и глубоким.

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. В соответствии с дидактическим принципом о неразрывной связи процессов обучения и воспитания, детям представляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге определяет потенциал туристко-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей. Многие учителя, высоко оценивая роль краеведения в расширении кругозора детей, в воспитании нравственности и патриотизма, на интуитивном уровне ведут работу исключительной важности. Многие предметы имеют возможность заниматься краеведение за счет регионального компонента, такой возможности нет, к сожалению, у учителей ИЯ, но это не значит, что нет работы с краеведческим материалом. Можно проводить обобщающие уроки в форме устного журнала по теме «WOULD YOU LIKE TO GO TO BRITAIN?»(8кл) или «HOW DIFFERENT THE WORLD IS?» (10кл): использовать карты России, своего края, флаги, наборы открыток с видами родного края и природными памятниками, фотографии и другие наглядные пособия, сделанные самими детьми, например, вокабуляр с названиями флоры и фауны Каларского района.

Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения ИЯ учителя испытывают серьезные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системообразующего начала. Таким образом, представляется актуальной проблема научно-методического обоснования использования краеведческих материалов в обучении ИЯ.

Страноведение нашей страны, тем более её отдельных регионов, в учебниках представлено недостаточно. Очевидно, что в учебники по иностранным языкам невозможно включить краеведческие материалы 89 субъектов Федерации, не говоря о сотнях городов и тысячах деревень и сел. Однако дело в том, чтобы научить школьника говорить на ИЯ о том, что ему так близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

Для этого разработана систематизированная модель использования краеведческого материала как средства обучения ИЯ в средней школе, имеющая универсальный характер для массовой школы, но требующая предметной конкретизации для каждого случая. Использование такой модели основывается на некоторых принципах, вытекающих из общедидактических требований. К этим принципам относятся:

-принцип междисциплинарности

-принцип систематичности

-принцип тематичности

-принцип учета возрастных особенностей учащегося

-принцип технологизации

-принцип когнитивности

-принцип толерантности

-принцип компаративности

При использовании краеведческого материала необходимо придерживаться индивидуального подхода, стараясь полнее учитывать интересы и склонности учащихся. Предлагаемые формы учебной работы - игры, соревнования, конкурсы, составление детских фотографий и рисунков тематических альбомов («Времена года», « Наши природные памятники», «Коренные жители нашего района» и т.д.), ролевые игры - наиболее эффективная форма использования краеведческих материалов в обучении ИЯ.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий, игр, конкурсов, соревнований, прямых контактов с природой, географией, историей и культурой), усиливает эффективность всех аспектов воспитания нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, Родина становится Отечеством

Конечно, назрела необходимость серьезно озаботиться проблемой содержания преподавания ИЯ в средних школах, в которых обучаются дети разных национальностей, потому что они испытывают наибольшие трудности в том, что у них недостаток тем для общения, если это касается темы о Родине. Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения ИЯ и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Использование такого материала помогает формировать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру и способствует патриотическому воспитанию, общему практическому образованию.

При обучении ИЯ задача развития духовности у учащихся требует повышения гуманитарного содержания обучения. Актуальность проблемы содержания обучения ИЯ очевидна, поскольку необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации готового самостоятельно совершенствоваться. Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.







Литература

1.Барышникова Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе// ИЯШ.-2002 №2 стр 28-32

2.КорниенкоП.А. статья в ИЯШ №6 2004 стр28-31

3.Шалькевич Л. Использование краеведческого материала на уроках ИЯ// Технология педагогического труда.2002г- стр 20-23

© 2010-2022