Статья Особенности применения информационно-компьютерных технологий в образовании

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Ученые заметки ТОГУ» Том 6, № 4, 2015

pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_160.pdf 84

Электронное научное издание

«Ученые заметки ТОГУ»

2015, Том 6, № 4, С. 84 - 89

Свидетельство

Эл № ФС 77-39676 от 05.05.2010

pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/

[email protected]

УДК - 37.01:007

© 2015г. Н.В. Струнина

(Пензенский государственный университет, Пенза)



ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ


В статье рассмотрены виды информационно-компьютерных технологий, применяемых в образовании. Также обозначены дидактические возможности мультимедийных обучающих систем. Описаны научно-педагогические требования к электронным учебникам.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, образование, мультимедиа, электронный учебник.

N.V. Strunina

PECULIARITIES OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES APPLICATION IN EDUCATION


The article reviews the kinds of information and computer technologies applied in education. Also the didactic possibilities of multimedia educational systems are described. The article consideres the scientific and pedagogical requirements to electronic textbooks..

Keywords: information and computer technologies, education, multimedia, electronic textbook.

Современное человечество живет в эпоху информатизации. Не осталось в стороне от этого процесса и образование. Являясь одной из важнейших сфер общественной жизни, образование определяет уровень и перспективы развития социума. Информатизация образования стала ключевым условием развития общества. Учителям необходимо владеть новейшими технологиями обучения, такими, как электронные учебники, веб-конференции, блоги, форумы, мультимедийные программы и т. д.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы гласит: «Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования.» Там же приводятся такие цифры: 98-100% образовательных организаций имеют доступ к Интернету. Это дает возможность подключиться к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Также в Концепции делается акцент на вопросах, которые необходимо решить в данной сфере: «...не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. Также необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения.» Таким образом, на уровне государственной программы еще раз подчеркивается необходимость применения новых информационных технологий в образовании.

Одна из главных задач образования заключается в организации и управлении учебно-познавательной деятельностью обучаемых. По мнению В.С. Щербакова и О.Р. Галеева, основными недостатками существующего традиционного обучения с точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых являются:

  • Наличие одного органа управления (преподаватель) и многих управляемых элементов (обучаемых с разной степенью подготовки, различными способностями). Следовательно, преподаватель поставлен перед необходимостью управлять качественно разными объектами управления;

  • Обратная связь об усвоении учебной информации обучаемыми преподавателем контролируется не постоянно, а лишь при проведении зачетов, контрольных работ и проверок. Преподаватель не знает степени усвоения материала обучаемыми в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия;

  • Преподаватель ограничен в значительной степени в возможности поддержать обучаемых в состоянии постоянной активной познавательной деятельности. Обучение - это двусторонний процесс, а если одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.

Названные недостатки могут быть в значительной степени устранены посредством информационно-компьютерных технологий и обучения на их основе. При этом компьютер, а точнее его обучающее программное обеспечение, понимается как средство управления деятельностью обучаемых. Беспалько В.П. понимает управление обучением как « упорядоченную и целенаправленную деятельность, подчиняющуюся заранее выбранной стратегии, которую называют алгоритмом управления» [1].

Применение информационно-компьютерных технологий в настоящее время обусловлено прежде всего потребностями повышения эффективности обучения. В связи с реализацией компетентностного подхода, пришедшего, как известно, на замену традиционной триаде «знания-умения-навыки», особенно актуальным становится вопрос формирования информационной компетенции. Данный вид компетенций А.В. Хуторской относит к одной из ключевых [2]. Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию особенно важно в настоящее время, когда учащимся легко затеряться в огромном информационном потоке. Знания перестали быть самоцелью, они необходимы для успешного развития личности, ее реализации в профессиональной сфере. Вот почему так важно формировать у студентов потребность в постоянном поиске новых знаний.

Одним из наиболее актуальных средств получения новых знаний является компьютер. Среди основных путей применения компьютеров в обучении выделим следующие: 1) использование готовых обучающих компьютерных программ; 2) создание учителями собственных программных продуктов и 3) использование средств новых информационно-компьютерных технологий для изучения предмета.

Информационно-компьютерные технологии, применяемые в образовании, условно делят на аппаратные и программные. К аппаратным средствам относят компьютер, принтер, сканер, проектор и т. д. Среди программных средств: электронные учебники, тестовые среды, виртуальные конструкторы и ряд других.

Современные информационные технологии обучения в настоящее время развиваются по следующим направлениям:

  1. универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

  2. компьютерные средства телекоммуникаций;

  3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

  4. мультимедийные программные продукты [3].

Одним из видов информационно-компьютерных технологий являются мультимедиа. Согласно Большому энциклопедическому словарю, мультимедиа (лат. multum - много и media - среда) -это электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)

Мультимедийные продукты, используемые в образовании, дают широкие возможности для повышения эффективности процесса обучения. Во-первых, одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения позволяет создать яркую мультисенсорную среду, что в конечном итоге ведет к интеграции информации, доставляемой различными органами чувств. Во-вторых, становится возможной имитация экспериментов и сложных реальных ситуаций. В-третьих, происходит визуализация абстрактной информации и динамических процессов. И наконец, развиваются когнитивные структуры, изучаемый материал сводится в широкий учебный, общественный, исторический контекст и формируется системная интерпретация изучаемого материала обучаемыми [4].

Мультимедийные продукты, предназначенные для образовательных целей, обладают значительными дидактическими возможностями. Перечислим их:

  • функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью интерактивного доступа к любому кадру сюжета и «продвижения в глубь» выбранного кадра, а также «выхода» из него, перемещения по кадрам рассматриваемого сюжета;

  • представление и «манипулирование» текстовой, графической, аудиовизуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана;

  • интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды;

  • демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма) с возможностью «наложения» графической, аудиовизуальной информации, вкрапления анимационных эффектов;

  • обеспечение доступа к любым зафиксированным в системе текстовым, графическим, звуковым видеоданным;

  • присвоение действия (анимация, видеофрагмент, звук) текстовым и графическим объектам;

  • дифференциация представляемой аудиовизуальной информации адекватно выбранным признакам;

  • ранжирование представляемой аудиовизуальной информации адекватно установленным правилам;

  • создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития.

Один из видов мультимедийных программных продуктов - электронные учебники. Их характерными особенностями являются:

  1. наличие программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамматический комментарий), тренировочного модуля (набора упражнений языкового и речевого характера), модуля записи и воспроизведения речи;

  2. представление учебного материала в зрительной и звуковой форме;

  3. организация материала в виде гипертекста, что позволяет быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации;

  4. возможность при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных, и получать оценку за свой ответ [5].

Несомненно, что электронный учебник служит источником учебной информации и при определенных условиях может дополнять, а иногда и заменять традиционный учебник. Перечислим эти условия:

  • научность содержания;

  • подчиненность формы подачи информации и используемых выразительных средств учебным целям;

  • образовательная технологичность;

  • структурирование содержания по принципу создания образовательной среды, обеспечивающей каждому пользователю индивидуальную траекторию обучения.

Ко всем информационно-обучающим системам (и к электронным учебникам в частности) предъявляются следующие научно-педагогические требования:

  • По назначению электронно-образовательные ресурсы должны формировать у обучаемых систематические прочные и осмысленные научные знания, умение работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, повышать качество и эффективность педагогического труда;

  • Желательно включать в электронно-образовательные ресурсы разнообразные познавательные задания, связанные с предлагаемым экранным материалом;

  • Содержание электронно-образовательных ресурсов должно включать научно достоверную информацию. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучаемых, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности;

  • Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей;

  • Информацию следует преподносить в жифой эмоциональной форме, однако недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе;

  • При создании пособия необходимо соблюдать гигиенические требования, помогающие сохранить зрение и предупредить переутомление обучаемых. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах и слов в предложении должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять, увеличивая кегль;

  • Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки - 40-42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие «держать» строку;

  • На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшие соотношения фона и изображений - белый - синий, черный - желтый, зеленый - белый, черный - белый;

  • Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с программой. Рационально использовать стандартный интерфейс программ для Windows [6].

Мультимедиа обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами представления информации. Интерактивность, гибкость и интеграция различных видов наглядной информации позволяют учитывать индивидуальные особенности обучаемых, а также способствуют повышению их мотивации.

Главным преимуществом мультимедиа является интерактивность, что подразумевает процесс представления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователи могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о своих конкретных предпочтениях. Обучаемые могут управлять также темпом подачи материала и регулировать число повторений в зависимости от своих образовательных потребностей.

Также важной особенностью применения мультимедийных средств является возможность самостоятельной работы обучающихся, которые сами могут решить, какие материалы и в какой последовательности изучать. Таким образом, обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии позволяют педагогу значительно расширить объем изучаемой информации, разнообразить формы и способы ее восприятия; экономить учебное время, силы преподавателя и обучаемых за счет интенсификации передачи учебной информации, ускорения темпа обучения.



Список литературы


[1] Беспалько В.П. Образование и обучение с помощью компьютеров (в педагогике третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 352с.

[2] Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 12.06.2015).

[3] Коджаспирова Г.М., Петров Н.В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

[4] Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 224с.

[5] Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Филоматис, 2010. - 188с.

[6] Якушина, Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: педагогические качества, достоинства и недостатки [Текст] / Е.В. Якушина // Народное образование, 2011. - №2. - с. 151-155.

E-mail: [email protected]

7

© 2010-2022