Стаья Интерактивное обучение на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Е.В.Антюшина, преподаватель ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж» г.о. Тольятти

Данная статья посвящена проблеме интерактивного подхода в обучении иностранному языку. Автор дает определение интерактивному приему обучения, знакомит с различными формами использования данного приема на уроках английского языка. Автором представлены технологии и методы интерактивного обучения.

Современная педагогика и методика выделяет интерактивное обучение как наиболее соответствующее требованиям ФГОС. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где студент и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Методы интерактивной работы можно разделить на четыре основные группы: 1. Кооперативная учебная деятельность - это модель организации обучения в малых группах студентов, объединенных общей учебной целью. К ним можно отнести: работа в парах («лицом к лицу» «один - вдвоем - все вместе»); сменные тройки; два- четыре -все вместе (экспертные группы); перекрестные группы; карусель; аквариум; проектная работа. 2. Фронтальная работа - это интерактивные методы, в которых предполагается работа всей группы: круг знаний; микрофон (интервьюирование); мозговой штурм; обучая - учусь (броуновское движение); пила; кейс-метод; дерево решений. 3. Дискуссионное обучение - это широкое публичное обсуждение каждого либо спорного вопроса: пирамида; шумовая группа; дискуссия в форме ток-шоу; дебаты; бесконечная цепочка. 4. Игровое обучение - это построение учебного процесса путем вовлечения студента в игру: ролевая группа; упрощенное судебное заседание; игра-путешествие; ролевые игры (драматизация, разыгрывание сценки); имитации.

Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.

Основными особенностями интерактивного обучения являются:
- принудительная активизация познавательной деятельности;
- самостоятельный поиск решения проблем;
- изменение роли учителя на роль организатора или консультанта
- исключение монологического преподнесения материала;
- диалоговый характер.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая формы работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы и нестандартные уроки (урок-поиск, урок-ринг, урок путешествий, урок защита проектов, урок-турнир и другие).

В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие:
• взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
• совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
• изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
• рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и студентов.
Специфика предмета «иностранный язык» позволяет проводить целые серии уроков в интерактивном режиме, учитывая объём учебного материала, предполагаемого программой и выделяя три основные группы интерактивных методов обучения:
1. Методы без использования технических средств;
2. Методы с частичным использованием технических средств;
3. Методы с использованием технических средств (аудиовизуальные).

К первой группе методов следует отнести полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свободу выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексию и др. Технология проектов, обучение в сотрудничестве, игровое моделирование также способствуют интерактивной деятельности.
В основе реализации второй и третьей групп методов в обучении иностранным языкам лежит полное или частичное использование аудиовизуальных средств обучения, которые являются одним из видов технических средств обучения (ТСО) и представляют собой многообразие современных технических устройств и носителей информации на всех этапах учебного процесса.
Эффективность применения ТСО определяется их соответствием конкретным учебным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации работы, материально-техническим условиям и возможностям.

Основными технологиями интерактивного обучения, используемыми на уроках английского языка, являются:
1. Работа в парах.
Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию.
2. Ротационные (сменные) тройки.
Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.
3. Интерактивные презентации.
4. Работа в малых группах.
5. Аквариум.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
6. Анализ историй и ситуаций.
7. Незаконченное предложение.
8. Мозговой штурм.
Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить. Мозговой штурм - прекрасный метод для использования опыта студентов с целью решения проблем и разработки идей.
9. Творческие конкурсы.
10. Ролевая (деловая) игра.
11. Дискуссия.
12. Дебаты.

Интерактивные методики обучения имеют следующие преимущества:
• пробуждают у обучающихся интерес к изучаемому предмету;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе, что повышает желание обучающихся участвовать в различных мероприятия, связанных с изучаемым языком;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала, что способствует успешному написанию контрольных работ;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.

Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка имеет большое значение для эффективного изучения иностранного языка и раскрывает огромные возможности для выбора учителем необходимой группы интерактивных методов обучения, которые имеют неоспоримые преимущества перед традиционными методами обучения и позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, сочетая их в разных комбинациях, помогая осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивать реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студентов.


Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной
технологии

  1. Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

  2. Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

  3. Индивидуальная ответственность - каждый студент должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные студенты не должны выполнять чужой работы.

  4. Развитие навыков совместной работы - студенты должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

  5. Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это так же требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включается только элементы интерактивной модели обучения- интерактивные технологии, то есть включается конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Библиографический список:

  1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель /Л.К. Гейхман. Пермь: Изд-во Пермск ун-та, 2002-260с.

  2. С.С.Кашлев. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2013.

© 2010-2022