Преподавание английского языка на основе СДП с использованием ТРКМ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподавание английского языка на основе деятельностного подхода с применением технологии развития критического мышления.

«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю",

китайская пословица.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Обозначенная актуальность позволяет выявить проблему исследования: как организовать современный урок английского языка с позиций планируемых результатов образования.

Цель: повысить мотивацию к изучению английского языка в школе, используя технологию развития критического мышления.

Задачи:

- изучить научную методическую литературу по проблеме исследования;

- уточнить понятие «деятельностный урок иностранного языка» с позиций ФГОС;

- рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности.
Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода, применяя технологию развития критического мышления (см. слайды 2,3).

Таким образом, можно предположить, что использование этой технологии будет способствовать качественному освоению и усвоению новых знаний, активизации ранее изученного материала, то есть превращению его из пассивного запаса в активный и позволит эффективнее формировать коммуникативные способности учащихся.
Методологической основой исследования являются работы таких психологов и педагогов как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов Л.В. Занков, Л.С.Выготский, Л.Г.Петерсон, А.Г. Асмолов.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету, изучающемуся в отрыве от языковой среды. Это влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого - неудовлетворительные оценки, и в результате - негативное отношение к предмету, в целом. Решить эту проблему можно через мотивационную сферу личности ученика. А моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету. Кроме того известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме - задача, которую как раз решает технология развития критического мышления.

Что такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Изучая данную технологию, я столкнулась с тем, что я сама мало что о ней знаю. Представим систему моих знаний в виде таблицы, обратившись к одному из приёмов данной технологи (см. слайды № 4,5)

В современной системе образования основой является системно-деятельностный подход, где знания не преподносятся в готовом виде, ученики учатся самостоятельно их добывать. Поэтому я изучаю методическую литературу по интересующей меня проблеме, постоянно посещаю педагогические советы, школьные и районные семинары, (см. слайд № 6) кроме того я принимала участие в установочном семинаре, организованном «Центром общего развития» в городе Сыктывкаре.

Теперь мои новые знания можно отразить в следующей таблице (см. слайды № 7 - 11).

Рассмотрим этапы урока с использованием технологии развития критического мышления (см. слайды № 12, 13). Это модульный урок, состоящий из 3 этапов:

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Я считаю, что мои предположения подтвердились, что можно увидеть на сравнительной таблице результатов (см. слайды № 14, 15). Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет активизировать ранее изученный материал, провести ревизию своих знаний, отобрать знакомый материал, выделить незнакомый, который требует обязательного рассмотрения, провести «мозговой штурм». Особенно эффективной я считаю такую работу при введении нового лексического, грамматического материалов. Так же при обучении чтению. Приёмы, применяемые в данной технологии, позволяют добиться положительных результатов на любом этапе работы над материалом. Вот лишь несколько примеров. При введении нового лексического материала я использую таблицу «ЗХУ», например при изучении темы «Мой домашний питомец» в 5 классе (см. слайд № 16). При закреплении новых знаний - «гроздь винограда» (графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди), например при изучении темы «Спорт» в 7 классе (см. слайд № 17) или синквейн (стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний), в начальной школе - тема «Почта» 3 класс или тема «Хобби» 6 класс (см. слайд № 18).

Я считаю, что благодаря использованию этой технологии, учащиеся учатся мыслить, не просто получают знания, не просто их воспроизводят, ведь получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет самосознание. Мне, как учителю иностранных языков необходимо обучать учащихся не только языковым навыкам. Необходимо также развить критический подход к обучению; повышать их стремление к получению новых знаний как раз в процессе применения технологии развития критического мышления.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности (см. слайд № 19)



5


© 2010-2022