МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного курса  и специальности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Разработка программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Поэтому в данном пособии я постаралась показать рекомен...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГОБУ СПО

«Иркутский техникум транспорта и строительства»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ











Разработано : Э.Р. Линейцевой

(преподавателем иностранного языка)









Иркутск, 2014





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым преподаватель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретной группе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.

Программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы, разработанные в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и разработанные в 2004 г., размещены на официальном сайте Минобрнауки России -mon.gov.ru/; примерные программы, подготовленные в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования)

К программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:

1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).

Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

2. Программы, составленные преподавателям или коллективом.

В этом случае для разработки программы преподаватели могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).

Составитель программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов.

Методические рекомендации предназначены для начинающих педагогов и преподавателей-предметников, испытывающих затруднения при написании программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного курса и специальности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

• целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

• состояние здоровья учащихся;

• уровень их способностей;

• характер учебной мотивации;

• качество учебных достижений;

• образовательные потребности;

• возможности педагога;

• состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

• не учитываются цели и задачи образовательной программы учреждения;

• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;

• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению программы

Текст программы педагога включает следующие основные структурные элементы:

1. Титульный лист (название программы).

2. Паспорт программы учебной дисциплины

3. Структура и содержание учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

5. Учебно-методическое обеспечение. Список литературы (основной и дополнительной).

6. Приложения к программе.

Все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя. При необходимости программа дополняется рецензией другого ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы учреждения (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.

6. Конкретность представления элементов содержания образования.

Таблица 1

Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения,

- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением данного учреждения и директором с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Паспорт программы учебной дисциплины

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (техникум, лицей, др.) учебного учреждения и определение специальности обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

- указание на место и роль курса в обучении;

- цели,задачи;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Структура и содержание учебной дисциплины

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов) перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

• основные изучаемые вопросы;

• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

• формы и вопросы контроля;

• возможные виды самостоятельной работы обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

В данном разделе прописываются требования к:

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся:

- предполагаемые результаты;

- система оценки достижений обучающихся;

- инструментарий для оценивания результатов.

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для обучающихся;

- интернет ресурсы;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов:

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.



Комментарий к структурным элементам программы педагога

1. Разработка и утверждение программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений.

2. Назначение паспорта программы учебной дисциплины в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Паспорт программы учебной дисциплины поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В паспорте программы учебной дисциплины должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебного плана, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В структуре и содержании учебной дисциплины отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Структура и содержание учебной дисциплины традиционно представляют в виде таблицы.

Вариант 1

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

Дата

темы

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1.

№1 Название изучаемой темы


1.1.

Тема урока 1


В нижней части таблицы часы суммируются

Итого


Вариант 2

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.



В нижней части таблицы часы суммируются

Итого



Вариант 3

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого

Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

• единства содержания обучения на разных его уровнях;

• отражения в содержании обучения задач развития личности;

• научности и практической значимости содержания обучения;

• доступности обучения;

• соблюдения преемственности.

При описании содержания тем программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

• название темы;

• необходимое количество часов для ее изучения;

• содержание учебной темы:

• основные изучаемые вопросы;

• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

• требования к знаниям и умениям обучающихся;

• формы и вопросы контроля;

• возможные виды самостоятельной работы учащихся.

При заполнении тематического плана следует учитывать, что формулировка темы программы, тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. В блоке программы «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В данный пункт программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в тематическом плане. (Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

5. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Список литературы включает в себя издания не ранее 2009 года выпуска.

________________________________________

Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта программы. Один из вариантов программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретной группы. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого преподавателем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.



© 2010-2022