Немецкий язык как второй иностранный, 10 класс

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Немецкий язык как второй иностранный, 10 класс

  1. Пояснительная записка


Иностранный язык (в том числе немецкий) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

-межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарногообразования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Данная программа предназначена для 7 - 11 классов общеобразовательной школы, в которых на изучение предмета отводится от 2 до 5 часов в неделю. При этом предполагается, что учащиеся владеют русским языком и английским языком в качестве первого иностранного, в основе которого лежит латинский алфавит.

В МБОУ г. Астрахани «СОШ №13» данная программа немного моделирована под особенности учебного процесса школы. Так, изучение немецкого языка как второго иностранного предлагается изучать с 7- 11 классы. На изучение языка в 10 классе отводится 1 час в неделю.

В качестве учебно-методического комплекта выбран учебник Гальсковой Н.Д., Яковлевой Л.Н. Гербер М. «Und, nun Deutsch» («Итак, немецкий 9 - 10 классов.

Учебно-методический комплект по немецкому языку для 9 - 10 классов для 3- 4 года обучения. Учебник 9 - 10 классов продолжает концепцию учебного комплекта предыдущего УМК.

Второй этап падает на УМК 9 - 10 классов. На данном этапе совершенствуется и развиваются приобретенные на предыдущем этапе обучения знания, навыки и умения.

Состав УМК

В состав УМК входят следующие компоненты:

  • учебник;

  • рабочая тетрадь для учащихся;

  • CD;

  • книга для учителя.

Учебник состоит по проблемно-тематическому принципу и структурируется по 10 параграфам. Параграф учебника имеет следующую структуру:

- часть А. включает тексты различного характера, цель которых ввести учащихся в тему, рассматриваемую в рамках конкретного параграфа, познакомить их с новыми лексико-грамматическими явлениями;

- часть В. раскрывает новые аспекты рассматриваемой в параграфе темы. Основная цель содержащихся в этой части упражнений, текстов, заданий - автоматизировать лексические навыки учащихся;

- часть С. содержит упражнения, тексты, задания, направленные на тренировку и активизацию грамматических навыков устной и письменной речи;

- часть D состоит из текстов разного характера, работа с которыми позволит научить учащихся читать/ слушать тексты с различной целевой направленностью, высказываться в устной и письменной форме по содержащимся в них проблемам.

Составной частью учебника является немецко-русский словарь, включающий в себя слова и выражения с указанием номера параграфа, в котором они впервые встречаются.

В рабочей тетради для учащихся содержатся упражнения, нацеленные на активизацию лексико-грамматических навыков.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования


Изучение иностранного языка как второго иностранного направлено на:

  1. Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

    • речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование, чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;

    • языковая / лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;

    • социокультурная компетенция(включающая социолингвистическую) - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;

    • компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

    • учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.

2. Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а субъекта межкультурного взаимодействия, развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.


Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера. Я и мои друзья. Кто, где, как провел каникулы. Кто что читал. Место чтения в жизни молодежи. Проблемы в семье. Конфликты. Готовимся к поездке в Германию. Покупки. В немецких семьях готовятся к встрече гостей.

Социально-культурная сфера. Что нового в школе: новые предметы, новые одноклассники. Конфликты в школе. Об изучении иностранных языков. Разные типы школ в Германии. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии?

Социально-культурная сфера общения. Путешествуем по Германии. Экскурсия по городу, осмотр достопримечательностей. Современная молодежь. Какие у нее проблемы?

Языковые средства общения

Как и во вводном курсе, на втором подэтапе начального курса в области обучения произношению и дифференциации фонетических явлений особое внимание уделяется тем фонетическим явлениям немецкого языка, которые отсутствуют в родном и/или первом иностранном языках:

  • долготе и краткости гласных;

  • лабиализации гласных переднего ряда;

  • произношению закрытых гласных;

  • согласным звукам;

  • ударению, особенно в интернационализмах;

  • интонации повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Предлагаемые учащимся лексические единицы дифференцируются с точки зрения их продуктивного и рецептивного усвоения. Основное внимание уделяется работе над продуктивной лексикой, т.е. словами, словосочетаниями и выражениями, которые учащиеся используют в своих устных и письменных высказываниях и узнают при чтении/ аудировании текстов.

Грамматические явления

По окончании начального курса учащиеся должны знать и использовать следующие грамматические явления немецкого языка:

  • утвердительные, отрицательные и вопросительные формы структур с глаголами sein и haben, с модальными глаголами, с полнозначными глаголами в Präsens, Präteritum, Imperativ, с возвратными глаголами с отделяемыми и неотделяемыми приставками;

  • существительные в единственном и множественном числе;

  • личные, указательные местоимения, вопросительные местоимения, склонения местоимений в единственном и множественном числе;

  • предлоги с двойным управлением;

  • порядковые числительные от 1 до 100;

  • придаточные предложения времени и причины.

На втором этапе расширяются грамматические знания, полученные на первом этапе. Усваиваются более сложные грамматические явления:

  • полнозначные и вспомогательные глаголы в Perfekt и Plusquamerfekt;

  • Passiv Präsens и Präteritum;

  • сложноподчиненные предложения с союзами und, aber, weil, wenn, bevor, nachdem, dass.

На втором этапе обучения немецкому языку как второму иностранному учащиеся все более последовательно обучаются умениям самостоятельно дифференцировать признаки того или иного грамматического явления, преодолевать возможные случаи интерференции, выделять и оформлять свои собственные опоры для лучшего запоминания грамматического правила.

Коммуникативные умения

По окончании начального этапа обучения немецкому языку как второму иностранному ставится цель сформировать у учащихся следующие коммуникативные, общеучебные и компенсационные умения.

В процессе обучения на начальном этапе учащиеся должны овладеть знаниями:

  • о географическом положении Германии, о ее наиболее крупных городах и их достопримечательностях;

  • лексики, обозначающей предметы и объекты повседневной жизни в Германии;

  • особенностей обращения в соответствии со статусом собеседника;

  • основных сведений о системе образования в Германии, традициях празднования Нового года, Рождества, Пасхи, дней рождения;

  • лексики, обозначающей сферы интересов и увлечений немецких подростков;

  • наиболее распространенных в Германии женских и мужских имен.

Второй этап способствует расширению лингвострановедческих и страноведческих знаний, навыков и умений учащихся. Их представления о стране изучаемого языка, жизни их немецких сверстников, их проблемах и ценностных ориентациях углубляется.

3. Требования к уровню усвоения учащимися содержания дисциплины

В результате изучения ИЯ2 обучаемые должны

знать/понимать:

  • основные значения изученных языковых единиц (слов, словосочетаний)

  • основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

  • интонацию различных коммуникативных типов предложения;

  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

  • роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (все6мирно изве6стные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

уметь:

говорение

  • начать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;

  • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

  • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

чтение:

  • понимать основное содержание кратких, аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале/ в аэропорту) и выделять значимую информацию;

  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассках)

  • уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

  • использовать переспрос, просьбу повторить;

письменная речь:

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец - расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни:

  • для социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;

  • создание целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознание места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;

  • приобщение к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

  • ознакомление представителей других стран с культурой своего народа; осознание себя гражданином своей страны и мира.


  1. Методические основы УМК

УМК «Итак, немецкий! 9 - 10 классы» (авт. Гальскова Л.Д., Яковлева Л.Н., Гербер М.)

Основные характеристики УМК:

  • включение учащихся в диалог культур;

  • осуществление межпредметных связей;

  • дальнейшее развитие умений самостоятельной работы и самоконтроля.

Список литературы


  1. Гальскова Н.Д., Итак, немецкий!: Учеб. по нем. яз. как второму иностранному для 9 - 10 класса / Л.Н. Яковлева, М. Гербер. - М.: Просвещение 2004. - 158 с.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык как второй иностранный 7 - 11 классы. - М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература


  1. Электронный учебник Немецкий. Путь к совершенству. - М.: 2005

  2. Овчинникова А.В. «500 упражнений по грамматике немецкого языка».- М.: Оникс, 2000

  3. Сосье, Ф. Вся немецкая грамматика немецкого языка полный курс / Франсин Сосье. - М.: Астель: АСТ, 2009. - 191 с.

  4. Marheinecke K. Hallo Nachbarn Grundkurs für Erwachsene Band 2. / K. Marheinecke, H. Schmitz, V. Seiffert. - Berlin, Eschborn: GTZ, 2005. - 237 S.

  5. Бим И.Л. Шаги 3: Учеб. нем. яз. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим. Л.В. Садомова, Н.А. Артемова. - М.: Просвещение, 2002. - 272 с.

  6. Бим И.Л. Шаги 4: Учеб. нем. яз. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим. Л.М. Санникова, А.С. Картова и др. - М.: Просвещение, 2000. - 255 с.

  7. Бим И.Л. Немецкий язык: учебник немецкого языка как второго иностранного языка на базе английского «Мосты 2» для 9 - 10 кл. общеобразовательных учреждений / И.Л. Бим, Т.П. Гаврилова. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 256 с.



Календарно-тематическое планирование, 10 класс

Дата

п/п

Темы

Форма / вид контроля


Основные понятия Межпредметные связи

Требования к уровню подготовки

(предполагаемый результат по ВРД)

Лексико-грамматический материал

1

От Шпицвега до Либермана

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

2

С формами и цветами.

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

2

С формами и цветами.

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

4

Поп карьера

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

5

Художники России и Германии

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

6

В театре

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

7

Чтение газет образовывает

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

8

Чтение газет образовывает

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

9

Ваш журнал

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

10

Что сегодня в телевидении ?

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

11

Письма в редакцию

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

12

Газетные сообщения

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

13

Ради окружающей среды

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

14

Ради окружающей среды

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

15

Куда поставить мусор?

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

16

Куда поставить мусор?

Контроль лексики, аудирования

Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

17

Защитите лес

Контроль чтения

Контроль письма

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

18

Защитите лес

Контроль лексики, Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

19

Дорогая вода

Контроль чтения

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

20

2000 - фантазия и реальность

Контроль чтения

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

21

Какая должны быть профессия?

Контроль лексики,

Контроль чтения

der Arbeitsplatz, die Ausbildung, der Ausbildungsplatz, die Berufswahl, die Anglistik, die Germanistik, der Polizeibeamte, der Studiengang, aussuchen, sich umsehen, umgehen

Уметь воспринимать на слух/ читать текст с пониманием основного содержания

22

Образование и учеба

Контроль чтения

Контроль письма

das Berufsziel, die Bewerbung, der Eignungstest, der Lebenslauf, der Stellenmarkt, beraten, langfristig, überlaufen

Уметь читать текст с пониманием основного содержания. Уметь составлять заявление и биографию на основе прочитанного.

23

Будущее временя I.

Контроль грамматики

Уметь использовать будущее время в предложениях

24-25

Придаточные предложения с союзами "bevor" и "nachdem"

Уметь употреблять союзы "bevor" и "nachdem" в предложениях

26-27

Домашнее чтение

Контроль чтения

Контроль монологического высказывания

das Lächeln, die Lüge, die Menschheit, das Paradies, die Stärke

Уметь читать стихотворение Петера Хертлинга «Если бы каждый вырастил цветок» с полным пониманием. Уметь обсуждать прочитанное

28-

Систематизация и повторение языкового и речевого материала по теме

Обобщающий контроль

Умение применять полученные ЗУН в ситуациях контроля

29

Радостные каникулы


30

Хорошего путешествия


31

В пути

Обобщающий контроль

Умение применять полученные ЗУН в ситуациях контроля

33

Проверочная работа по языковому у речевому материалу

Контрольные задания

Умение применять полученные ЗУН в ситуациях контроля

34

Повторение



© 2010-2022