Методическая разработка Проблемное обучение английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»










МЕТОДРАЗРАБОТКА

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ









Составил преподаватель Н. Ю. Григорьева



План

1.Проблемное обучение, как эффективное средство самостоятельной

деятельности студентов стр.3-5

2.Методы проблемного обучения стр.5-7

3.Методы активного обучения стр.7-15

4.Проблемное обучение английскому языку в различных формах

работы

4.1.Работа над лексическим материалом стр.15-19

4.2.Обучение говорению стр.19-21

4.3.Обучение грамматике стр.21-22

4.4.Работа с текстами при обучении чтению, говорению и

аудированию стр.22-24

4.5.Методика проектов стр.24-25

5.Подходы к анализу и организации деятельности студентов

5.1.Описание субъективных реакций стр.26

5.2.Личностная проекция стр.26-27

5.3.Расширение сознания, формирование убеждений, установок стр.27

5.4.Личностно-ориентированный подход стр.27

6.Инновации проблемного обучения студентов технических
специальностей стр.28-29
7.Результат использования проблемного обучения на занятиях
английского языка стр.29-30

Библиография стр.31



1.Проблемное обучение, как эффективное средство самостоятельной деятельности студентов

Проблемное обучение на занятиях английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности

«Чтобы совершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать»

(Р.Декарт)

Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой студенты получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в обществе. Экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подводит к использованию современных педагогических технологий. Научно-технический прогресс, новое содержание и новые формы труда требуют внедрения новых приемов и методов обучения, которые создавали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения студентами знаний, развития их мышления, формирования у них познавательного отношения к действительности и навыков самообучения и самообразования. Проблемное обучение предусматривает новую структуру занятия, при которой отводится большое место самостоятельной работе студентов. Однако роль преподавателя при этом не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать студентам конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности студентов, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять подход к студентам.

Сущность проблемного обучения заключается в создании перед студентами проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий определенной трудности, для преодоления которой требуется творческая мыслительная деятельность. То есть проблемное обучение - это такая форма организации учебных занятий, при которой знания передаются студентам не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций. Проблемные ситуации, используемые в целях обучения, должны иметь обучающий характер.

Проблемное обучение преследует две цели:

1.Сформировать у студентов необходимую систему знаний, умений, навыков.

2.Достигнуть высокого уровня умственного развития студентов.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности студентов, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Обучающая деятельность студентов в процессе переноса ранее ситуаций при выполнении все новых и новых заданий, сопровождаемая интеллектуальным удовлетворением от преодоления трудностей и иллюзией полной самостоятельности в «открытиях», все это благоприятно влияет на становление личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается творческое отношение к учебному материалу. Таким образом, благодаря такому виду организации учебной деятельности, как проблемное обучение, у студентов воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, видеть проблему и находить правильный ответ. За основу концепции обучения можно взять известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащую выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию прослеживается в работах Г.К.Селевко. Деятельностно и личностно ориентированное обучение находят отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова.

Цели проблемного обучения:

  • формировать у студентов умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать у студентов учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально- бытовой и социокультурных сферах,

  • познакомить студентов с национальными и общечеловеческими ценностями.

Развивающие:

  • способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,

  • навыки взаимоконтроля и самоконтроля,

  • этикетные нормы (речевой такт и поведение).

Воспитательные:

  • совершенствовать нравственные качества личности студентов (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),

  • выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,

  • знакомить студентом с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.

В центре педагогической деятельности находится студент, который считается не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому предпочтение отдается в основном использованию активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий. На занятиях преподавателю необходимо создавать атмосферу доброжелательности и успеха.

На разных этапах занятия используются методы проблемного обучения.

2.Методы проблемного обучения

Для успешного решения обучающих, развивающих, воспитательных задач проблемного обучения студентов на занятиях предусматриваются следующие условия:

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям студентов;

  • обеспечение студентов совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;

  • соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным студентам давать задания повышенной трудности, например роль ведущего);

  • соответствие возрастным интересам студентов;

  • формирование у студентов операционных умений решения проблемных задач.

Последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является личное решение преподавателем одной из проблемных задач в присутствии студентов:

  • анализ ситуации,

  • выявление проблемы,

  • формулировка проблемы,

  • осуществление поиска ее оптимального решения.

Таким образом, студенты имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления. Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи преподавателем и студентами. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти студенты, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи.

Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, возникают у студентов психологические проблемы, которые необходимо преодолеть, чтобы развить:

1) умение сформулировать проблему;

2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятии;

3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у студентов, но и у преподавателя.

Преподавателю необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Например, при изучении темы «Наука и технический прогресс» студентам предлагается решить проблемную ситуацию «Какие положительные и отрицательные стороны воздействия научно-технического прогресса на жизнь общества, окружающую среду?». При составлении проблем-вопросов существует правило: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений. Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения, которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, активным методам обучения присущи: активность познавательной деятельности студентов, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

Опыт работы показывает, что на традиционных занятиях студенты редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Студентов, как правило, больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.
Для применения активных методов обучения можно выбрать две формы работы со студентами, а именно: индивидуальная и групповая. Есть студенты, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение студентов в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество. Роль преподавателя превращается в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и выступает как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.

3.Методы активного обучения

Учебная тематическая дискуссия.

При обсуждении теоретических и практических проблем используется метод дискуссии для обмена опытом между студентами, для уточнения и согласования позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др. Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Завязка дискуссии. Тема преподносится в виде умственной задачи, решить которую однозначным ответом нельзя - здесь требуется размышление, дающее обычно разные варианты ответов. Задачи должны соответствовать интересам и возрастным потребностям студентов. И только тогда дискуссия воспринимается как жизненная, актуальная и значимая.

Коллективное обсуждение. По мере вовлечения студентов в совместный поиск решения поставленной проблемы появляется дух состязательности и заинтересованности.

При подведении итогов дискуссии необходимо прийти к определенному положительному результату в пределах отведенного времени. Если же по какой-либо причине это не удалось сделать к концу занятия, считается целесообразным оставить время для подведения итогов и без колебаний прервать дискуссию, каким бы интересным и оживленным не был разговор.

Метод "круглого стола".

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаётся одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции. Используются следующие способы данного метода: - метод "круглого стола", как правило, используется при встречах с носителями языка, с людьми, побывавшими в туристических поездках в разных странах. Такое занятие практикуется как в группе, так и в масштабах учебного заведения. Для активного участия привлекаются студенты к подготовке вопросов "круглого стола". Студенты предлагают проблему для обсуждения, которая заранее доводится до приглашенных на "круглый стол" специалистов. Планируется мероприятие таким образом, чтобы участвовали все присутствующие, а не только ведущий и приглашенные гости. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов.

"Интеллектуальный штурм".

Сущность заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.
Метод «интеллектуального штурма» помогает студентам формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество. Для того, чтобы занятие в рамках метода "интеллектуального штурма" было успешным, проводить его необходимо по этапам: 1-й этап - формулирование проблемы, которую необходимо решить, обосновываются задачи для поиска решения. Далее вместе со студентами определяются условия коллективной работы, вырабатываются правила проведения дискуссии, формируются рабочие группы по 3-5 человек и экспертная группа, в обязанности которой входит разработка критериев оценок и отбор наилучших идей; 2-й этап - тренировочная разминка. Задача этого этапа - помочь студентам максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, боязни ошибок и т.п.). 3-й этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех группах. Каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. 4-й этап - оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе установленных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают. 5-й этап - сообщение результатов мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения, рекомендация лучших идей к внедрению. Метод «интеллектуального штурма» помогает студентам формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Деловая игра - это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение студентов принятию решений. Занятия в форме деловой игры в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления студентов, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике. Варианты организации и проведения деловых игр: «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Что? Где? Когда? (викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие). Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения, необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Чтобы решить коллективные задачи усвоения нового материала, формирования общеучебных знаний, развивать творческие способности используют деловые игры. Их можно разделить на:

1. Операционные (вырабатывают навыки публичного выступления, подготовка реферата)

2. Имитационные (развивается деятельность предприятия)

3.Ролевые (пишутся роли и сценарии)

Деловая игра - это форма и метод обучения, в котором моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности.

Учебные деловые игры представляют собой практические занятия, моделирующие различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающие условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения.

Ролевые игры. В отличие от других игр деловые игры имеют ряд индивидуальных, присущих только им особенностей:

1) моделирование условий профессиональной деятельности;

2) поэтапное развитие;

3) наличие конфликтной ситуации;

4) совместная деятельность участников игры, выполняющих определенные роли;

5) контроль игрового времени;

6) правила, регулирующие ход игры;

7) элемент соревнования.

Сама сущность деловой игры определяет ее цель - выработку и повышение профессиональной компетенции обучаемых. Определение основной проблемы и темы игры конкретизирует цель, ориентируя ее на определенные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и решение конкретных проблемных задач профессионального характера. Проблема должна отражать один из моментов будущей профессиональной деятельности.

Тема игры определяется в соответствии с учебной программой.

В процессе разработки игры детально определяются функции каждого игрока, перечень его обязанностей и ролевой репертуар, типы взаимодействия с другими участниками. Кроме того, в правилах игры оговариваются нормы поведения участников игры и этикет.

Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается преподавателем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы). Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму). На каждом этом этапе может использоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. При выполнении этих упражнений огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность, которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций.

Так, например, при обучении диалогической речи по темам: Я, моя семья, друзья», «Студенческая жизнь», «Заведения общественного питания», «Спорт» можно использовать упражнения, построенные по «модели коммуникативной ситуации». Весь цикл обучения диалогической речи по этой модели содержит пять этапов:

1.Предъявление модели

2.Контроль понимания

3.Подготовка к воспроизведению диалога

4.Полусвободное говорение

5.Свободное говорение, то есть самостоятельное высказывание в объеме лексико-грамматического материала по этим темам.

Задача первого этапа - показать студентам, о чем они будут говорить в связи с данной ситуацией, и добиться понимания речи диктора или преподавателя.

Целью работы на втором этапе является проверка понимания содержания диалога действующих лиц. На четвертом этапе при сохранении аналогичной ситуации, вносятся некоторые изменения. Так, например, в микродиалоге «Семья

- What is your father, Alex?

- My father is a veterinary.

- How old is your father?

- He is 38.

- What is his name?

- His name is Oleg Vasilyevich.

Студенты заменяют лексику, обозначающую членов семьи и названия профессий и, соответственно, притяжательные местоимения.

Пятый этап - завершающий. Это свободное говорение. Студенты ведут беседу друг с другом уже о членах своей семьи и их профессиях. Для выполнения упражнений с использованием модели коммуникативной ситуации необходимо соблюдать следующие условия: во-первых, студенты должны быть подготовлены к этой работе, то есть они должны уметь реализовать уже известные им речевые образцы и лексические единицы в данном диалоге (получить настрой);во-вторых, преподаватель сам должен заранее подготовить необходимый дидактический материал.

При выполнении ситуативно-коммуникативных упражнений (4-й этап) могут быть использованы и элементы программированного обучения. Каждая пара студентов получает индивидуальные задания. На карточках участников диалога имеются вопросы и предполагаемые ответы с правильно размеченной интонацией. Вот пример такой карточки:

A talk with a novice.

1.Good morning!

1. Good morning!

2. Are you a new student of our group?

2. Yes, I am.

3.What is your name?

3. My name is…

4.How old are you?

4. I am…

5.When did you leave school?

5. I left school in…

6. Do you like your future profession?

6. Of course I do. The profession of a … is not easy, but I like it because…

7.Do you go in for sport?

7. Yes, I do. I think it is not difficult to guess that I play basketball, considering my size.

8. I like to take you to the gym

8. With pleasure! Come on!

1. Ситуация «Реклама». Студенты делятся на группы по 3-4 человека, каждая подгруппа получает задание, распределяют роли внутри подгруппы. Задание для подгруппы 1. Advertize English restaurant "Queen Victoria". Speak about the menu and dishes of the English cuisine. Make up a dialogue "At the restaurant". Задание для подгруппы 2. Advertize American cafe "Smily Hot Dog cafe". Speak about the menu, dishes of the American cuisine. Make up a dialogue "At the cafe".

2. Cитуация «Поиск работы». Составьте диалог к ситуации: вы были уволены и находитесь в поисках работы. Ваш друг советует вам при выборе работы. You've been dismissed and you're looking for a job. Your friend gives you a piece of advice. Составьте диалог к ситуации: вы беседуете с начальником отдела кадров компании при трудоустройстве, рассказываете о своем предыдущем месте работы, он говорит вам об обязанностях, зарплате, о рабочем времени. The Head of the Personal Department of the Company tells you about work hours, salary, duties and obligations. You tell him about your previous jobs, positions and fill in the application form.

3. Ситуация «В офисе». Составьте диалог к ситуации: к вам в компанию приехал представитель иностранной фирмы. Представьте себя, своих сотрудников. Расспросите у него, какую компанию он представляет, из какого города, какова цель его визита.

4. Ситуация «Визит в Лондон». Студентам предлагается составить программу ознакомления с достопримечательностями города. Задание выполняется в письменной форме, затем они объединяются в группы по 3-4 человека, обсуждают и выбирают лучший вариант, комментируют устно.

Использование заданий проблемного характера возможно также и при обучении монологической речи. Например, рассказать о своей будущей работе на основе текста, в котором описывается деятельность механика, электрика и так далее. Эти задания мы используются, в основном, при работе с текстами, выделенными на самостоятельное изучение.

Используются ситуации вербального (словесного) характера. Например, по теме «Мой колледж»: 1.Вы первокурсник. О чем бы вам хотелось поговорить с одногруппниками? 2.В вашу группу пришла девушка-новичок. Расскажите ей о колледже, занятиях, досуге студентов. 3.В вашем колледже проводится день «открытых дверей». Расскажите школьникам об истории создания вашего колледжа, существующих специальностях, видах и типах занятий, кабинетах, студенческой жизни. 4.Вас попросили выступить перед учащимися средней школы. Что бы вы рассказали им о своей будущей профессии? 5.Расскажите в письме о том, как студенты вашего колледжа проводят свободное время (культурные, спортивные, патриотические внеклассные мероприятия). Введение лексики в проблемных ситуациях имеет также большое значение. Например, по теме «Моя профессия» студентами вводится новая лексика при прослушивании и просмотре видео о будущей профессии.

Для развития понимания читаемого текста на беспереводной основе перед студентами следует поставить познавательные задачи, которые позволили бы им выразить свое мнение о прочитанном, обосновать и доказать свою точку зрения. Для этого можно использовать алгоритм чтения, который применяется в работе с общественно-политическими текстами из газет.
Основными блоками алгоритма чтения являются:
1. Названия статьи.

2. Автор.

3. Где опубликована статья.

4. Основное содержание.

5. Факты.

6. Оценка информации (свое отношение к прочитанному).

7. Наиболее важные слова и словосочетания для запоминания.

Можно дать студентам и такие задания после прочтения текста:

1.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их;

2.Прочитайте абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения героя;

3.Скажите, что во внешности и в поведении героя вызывает симпатию у читателей. Прочитайте слова и словосочетания, раскрывающие это.

4.Озаглавьте текст по-другому, полнее передав основной его смысл.
Все названные выше задания, ситуации вызывают у студентов самостоятельность решения той или иной проблемы, повышают уровень усвоения знаний. Однако следует заметить, что упражнения, в основе которых заложена проблемная ситуация, необходимо выполнять в комплексе с другими типами упражнений. В этом случае они помогут добиться более эффективных результатов в достижении поставленных целей.

Анализ конкретных ситуаций.

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях имеется уникальная возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из учебной, бытовой или семейной практики. Студенты с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно, интересны и актуальны. В зависимости от темы занятия и особенностей содержания материала применяются различные виды ситуаций.

1. Ситуация - иллюстрация. Приводится пример из учебной практики или личного опыта. Например, показываются работы других студентов, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация - оценка. Студентам предлагается описание конкретного поступка. Задача студентов: оценить значение ситуации и правильность действий сверстников. Студенты анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант решения.

3. Ситуация - упражнение. Студенты проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый студент получает задание - провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других студентов, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

Проблемная задача - это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения студентами. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью предусматриваются различные уровни сложности: 1-й уровень. Преподаватель анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения; 2-й уровень. Отличие состоит в том, что преподаватель вместе со студентами анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Преподаватель доводит до студентов содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Использование информационных технологий на занятиях, где английский язык является основным средством обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Информационные ресурсы сети Интернет интегрируются в учебный процесс при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Студенты получают домашнее задание найти дополнительную информацию в сети Интернет. Найденные аутентичные материалы становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи. Скайп позволяет пересылать файлы, вести записную книжку, получать новости, заходить на различные конференции. Студенты могут общаться в Скайпе с носителями языка, участвовать в групповых занятиях, в олимпиадах. Скайп является одним из способов пополнить словарный запас разговорными, сленговыми выражениями. Скайп, как и Интернет-сайты, помогает организовать самостоятельную работу студентов и усилить их мотивацию.

Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии с широким использованием телекоммуникационных компьютерных сетей. Студентам даются задания, которые они выполняют самостоятельно, но контроль при этом осуществляется либо при встрече с преподавателем, либо по электронной почте.

Все это развивает умение осуществлять учебную деятельность независимо от преподавателя. Самостоятельно выполняя задания, у студентов стимулируется развитие саморефлексии, студенты производят анализ собственной самостоятельной деятельности, вносят свои коррективы, выражают свое мнение. Таким образом, целью дистанционного обучения является развития умения осуществлять учебную деятельность вне зависимости от преподавателя, а так же развивать саморефлексию. В обучении студенты широко используют блоги и электронную почту.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов. Не только студенты, но и преподаватели участвуют в специальных обучающих программах через интернет. Также преподаватели отбирают и используют на занятиях материал, выбранный в сети.

Так, информационные ресурсы образовательного назначения, используемые в учебном процессе, позволяют представить обучающие материалы по английскому языку в графическом, звуковом виде, автоматизировать систему контроля, оценки, осуществлять дифференциацию обучения, повысить интерес к изучению языка, организовать самостоятельную работу.

Использование электронной почты создает естественную среду применения английского языка в реальной жизни, дает возможность применять полученные языковые знания в реальной ситуации общения в письменной речи, способствует овладению межкультурной компетенции.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение нового материала, проводить занятия на новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала способствует интенсификации процесса, его усвоения. Компьютерные презентации акцентируют внимание студентов на значимых моментах информации. Использование презентации позволяет повысить мотивацию студентов, использовать большое количество иллюстраций, интенсифицировать занятие, вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения.

Таким образом, современность представляет все более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении, профессиональной сфере.

Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Но внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетаются с ними. Использование компьютерных технологий никогда не сможет заменить преподавателя английского языка. Компьютерные технологии остаются технологиями, но ключевая роль принадлежит преподавателю.

4.Проблемное обучение английскому языку в различных формах работы

4.1.Работа над лексическим материалом

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики мною применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.

Введение незнакомой лексики осуществляется на занятии, чтобы избежать перегрузки студентов домашним заданием. Уже на этом этапе студенты становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.

Лексика вводится тремя блоками:

a) слова, о значении которых можно догадаться (интернациональные слова),

например: industry, official.

Интернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях.

b) слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например: careful (care + ful), carefully (careful + ly). Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам студенты определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого преподавателем.

c) контекст, в котором употребляются новые слова, например: kingdom (n): a kingdom - kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство - это страна, управляемая королем или королевой).

При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста студент устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.

Усложнить задачу можно, используя другой вариант проблемного изложения материала, - привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке предлагается найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаются связи между русскими и новыми английскими словами. Далее знакомят студентов с примерами употребления слов в речи, уточняя таким образом их значение в английском языке. После определения слов, близких по значению русским, студенты находят в списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова объясняются преподавателем на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес студентов, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки преподавателя, направляющие поиск.

При определении дифференцирующих признаков синонимов студенты должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и т.д. Для дифференциации значения синонимических слов студенты получают ряд ситуаций - предложения с заданием установить особенности употребления слов, значение которых в словаре одинаково. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы. Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для студентов и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки студентов.

Проблемным путем можно обучать выведению значений аффиксов. Студентам дается задание по словарю определить значение однокоренных слов и вывести значение аффиксов.

Можно использовать этимологизацию для раскрытия значения слова. В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным языком, например, с помощью русского слова "кондуктор" или "проводник" (существительное) необходимо определить возможные значения английского слова " to conduct " - "сопровождать, проводить" (глагол).

При закреплении и контроле лексического материала обязательно используются проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одногруппников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса студентов. Занимательные задания, которые ставят студентов в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.

Анаграммы

Guess the words (Угадай слова):

  • lbsimopise (impossible)

  • rectp (protect)

  • macilt (climate)

  • tehrbea (breathe)

  • limd (mild)

Задание на исправление ошибок в словах и предложениях

Correct my mistakes ( Исправь ошибки):

Fektorys does a lot of ham.

To briv fresh air we mast protekt neitcher.

Студенты с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.

Упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:

Read & compare (Прочитай и сравни):

The water is clean. You can see little fishes swimming in it. Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.

Тhe sky is clear: there are no clouds. Небо чистое (ясное), нет ни облачка.

Lake Baikal is the biggest reservoir of pure drinking water.

Озеро Байкал - самое большое хранилище чистой питьевой воды в мире.

При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые студенты очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

Воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях. Затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для студента и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:

Решение и составление кроссвордов, помогает активизировать знания, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний студентов.

Задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки. (Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Британских островах. Какими полезными ископаемыми богата Украина? О каких ученых, внесших значительный вклад в развитие науки и техники в нашей стране, зарубежом, вы бы рассказали своему другу по переписке?и т.д.)

Клоуз-тест: Пропуск слов в таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача студентов - восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов они должны осуществить ряд действий: обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, особенно микроконтекст пропуска, проанализировать грамматическую схему этого микроконтекста; извлечь из долговременной памяти слова, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна; грамматически упорядочить все элементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста. В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед студентами ситуативная задача проблемного характера. Обычно клоуз-тест состоит из 20-50 подобного рода задач.

Fill in the gaps using the words given below ( Заполните пропуски слова , данными ниже ).

Ukraine as every country has its own traditions and … . I … you know some of them, for example Maslenitsa. During this holiday people in towns and … cook … Some prefer to eat them with …, others with … or …
S. Korolev was a famous … . His … theories and discoveries changed a lot in the world of … and let Yuri Gagarin become the first man in the world who had a journey in … around the world on board the … "Vostok" on April, 12 1961 .
The words: space - custom - spaceship - pancake hope - science - caviar - village-scientist - sour - cream - scientific - honey .

Уровень проблемности увеличивает тот факт, что слова к обеим ситуациям даны вместе и, прежде чем заполнять пробелы, необходимо выяснить, какие слова относятся к какой ситуации. Cтуденты должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру предложения. Сильным студентам список слов можно не давать, т.е. каждый получает дифференцированное задание.

Тесты "multiple choice" (тесты множественного выбора): Проблемный характер имеют тестовые задания, содержащие проблему, т.е. трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию.

Для контроля лексических и орфографических навыков можно использовать различные тесты проблемного характера, например:

c - 6 caviar

c - 6 custom

s - 5 space

s - 7 science

s - 9 spaceship

s - 9 scientist

s - 10 scientific

s - 4 c - 5 sour cream

Данный тест позволяет регулировать уровень проблемности: слабому студенту можно объяснить, что s или c - это первая буква слова, а цифра - количество букв в нем; сильный студент должен об этом догадаться сам.

4.2.Обучение говорению

Научить студента применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на занятии помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда студент при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими студентами, так как позволяет оживить занятие, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и

позволяет создать креативную ситуацию, развивает творческое мышление и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи студенты должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Повышение уровня проблемности - представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора.

При выполнении заданий на осмысление на иностранном языке различных чертежей, технических рисунков, географических объектов на карте, геометрических фигур, решений математических задач познавательная активность направлена на решение различных вопросов, непосредственно не связанных с лингвистическими факторами (знание отношений физических, химических, биологических и т.п. объектов). Например, при изучении географического положения стран. При осмыслении карт предлагается студентам сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении и т.п.; при изучении чертежа токарного станка - дать краткое описание работы станка.

Для побуждения к речевым действиям используются проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации. Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия). Это могут быть ситуации:

  • когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минут с посетителем, пока я вернусь),

  • при нестандартной провоцирующей реплике собеседника (Я здесь совсем недавно. Где я могу купить фотопленку?)

  • при необходимости самому найти такую реплику (Вам предстоит долгий перелет и вам очень нравится ваша спутница.)

Познавательно-поисковые задания: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую, например:

  • выберите из текста информацию,

  • оформите ее в таблицу,

  • составьте по таблице рассказ;

  • составьте рассказ по схеме,

  • составьте вопросы по таблице,

  • переделайте текст в схему,

  • проведите анкетирование,

  • составьте анкету, викторину.

Существуют различные приемы стимулирования высказываний: специальные вопросы и инференциальные вопросы (inferential questions). Инференциальные вопросы дают возможность для практики неподготовленной речи, они бывают трех видов:

1.Гипотетические вопросы (стимулируют предположение о событиях). Например, How would you explain…? Как бы вы объяснили…? Could the world exist without…? Мог бы мир существовать без…?

2.Личностно-ориентированные вопросы (стимулируют выражение собственного мнения или отношения к происходящему). Например, Do you believe in…? Вы верите в …? What would you have done in the situation…? Что бы вы сделали в подобной ситуации?

3.Общие проблемные вопросы. При ответе, на которые студенты должны соотнести обсуждаемую проблему с более широкими понятиями или явлениями. Is this good or evil? Why? Это добро или зло? Почему?

4.Существует другой эффективный способ создания внутренней мотивации к высказыванию - это провокационные утверждения. Соглашаться или не соглашаться с «провокацией» имеет большое значение т.к. способствует развитию мышления, умению излагать и доказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Например, Some words are more powerful than any actions. Do you agree? If you do, explain, why sometimes a simple word can produce an immediate effect on human mind. What does it depend on? Некоторые слова оказывают большее действие, чем дела. Вы согласны? Если вы согласны, то объясните, почему иногда простое слово немедленно воздействует на человеческий разум. От чего это зависит? Такое общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания.

Ролевые игры, познавательно-исследовательские проекты, иноязычные дискуссии (реальная коммуникативная ситуация в рамках обозначенного контекста).

Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания - от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи. Например, прочитайте текст о Великобритании и составьте диалог, используя полученную информацию.

Проблемность задания можно регулировать: студентам будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, два друга).

Такие задания, безусловно, способствуют повышению интереса к предмету и развитию логического и творческого мышления студентов.

4.3.Обучение грамматике

При работе над грамматическим материалом применяются проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить студентов в роль исследователей.

Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense , следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:

Read & compare: (Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tense)

past indefinite

past continuous

He played tennis yesterday.
Он играл в теннис вчера.

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday.
Он играл в теннис в 4 часа вчера.

He read this book 3 weeks ago.
Он прочел эту книгу 3 недели назад.

When I came he was reading a book.
Когда я пришел, он читал книгу.

Проблемное изложение возможно применять при изучении времен. Исходя из названия времени, студентам предлагается вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где студенты ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал.

Доля помощи преподавателя регулирует уровень проблемности. Например: Определите формулу образования Present Perfect Continuous Tense и случаи его употребления. Исходя из названия студенты определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have(present perfect) и be в третьей форме been и ing -формы смыслового глагола (continuous), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим (present perfect), и носит длительный характер

( continuous).

Следующая проблемная задача поможет студентам разобраться в употреблении предлогов of и from с глаголом to make .

TO MAKE

OF

FROM

This table is made of wood.
The watch is made of gold.

Cheese is made from milk.
Sour cream is made from milk.

Студентам предлагается догадаться, в зависимости от каких условий употребляются эти два предлога (Если вещество или материал, из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from, если нет - of). Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы. Действительно, наблюдается значительное повышение познавательной активности, т.к. употребление разных предлогов в одной и той же ситуации "сделан из" кажется абсурдным и вызывает естественный вопрос "почему?".

Знания, умения, навыки по определенной грамматической теме проверяются через клоуз-тесты, в которых пропущены грамматические явления, что позволяет экономить время и обучать работе с тестами.

4.4.Работа с текстами при обучении чтению, говорению и аудированию

Проблемный подход способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно - поисковой организации занятия создаются такие условия, которые побуждают студента самостоятельно искать необходимую информацию в текстах для чтения, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Большие трудности вызывают у студентов задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая. Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, используются так называемые "предвопросы" (forequestions) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Это позволяет сконцентрировать внимание студентов:

а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;

б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.

«Предвопрос»: прослушайте текст и скажите, почему....

Стимулировать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста следующие вопросы:

  • по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа,

  • каков возраст героев рассказа,

  • место и время действия и т. п.

Далее вводятся слова, необходимые для понимания текста. Студенты уточняют свои догадки.

Мотивируется потребность высказаться при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В соответствии с темой рассказа это могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности и др.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:

  • пересказ от другого лица,

  • переработка диалога в монолог и наоборот.

Уровень проблемности можно регулировать: сильным студентам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.

  • вопросы о недостающей информации (какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника - при изучении англо-говорящих стран, например), придумайте окончание рассказа,

  • личностно значимые вопросы.

Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться.

Подключается воображение и студент, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск. Например, домашним заданием после прослушивания текста - сочинение окончания рассказа.

Мотивировать студентов, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например, при работе над одним текстом трем группам студентов предлагаются три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у студентов всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности студентов в занятие, реализовать воспитательные цели - научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации. Такой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на занятиях иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает студентов к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий гораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера.

Очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность студентов.

4.5.Методика проектов

Особое внимание уделяется применению проектной методики. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельно решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к её решению, используя новейшие методы и технологии. Одна из таких технологий - проектная технология.

Проектная технология развивает:

-познавательную;

-общенаучную;

-информационную;

-коммуникативную;

-социальную деятельность;

-стремление личностного самосовершенствования.

Можно определить следующие этапы работы над проектом:

1.Подготовка (определяется тема и цель).

Роль преподавателя: предлагает круг проблем, ставит цели, определяет задачи, делает прогнозы. Роль студента: выбирает направление проектной деятельности.

2.Планирование (определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, представление результатов проекта).

Роль преподавателя: дать информационную поддержку, координировать и направить работу студентов.

Роль студентов: учатся планировать, создают поэтапную программу с указанием промежуточных результатов, обсуждают, выбирают средства. Должен быть составлен банк средств, выработан план действий с указанием ответственных.

3.Исследование (сбор информации, поэтапное выполнение задач проекта).

Роль преподавателя: участвует в промежуточной оценке.

Роль студентов: создание проекта.

4.Выводы (формирование выводов).

Роль преподавателя: помогает редактировать, сделать корректировку, нацеливает на организацию презентации.

Роль студентов: составляют и обсуждают структуру и содержание проекта.
Должен быть создан окончательный текст, сценарий презентации.

5.Представление (подготовка отчета, анализ выполнения и результаты, защита).

Роль преподавателя: участвует в совместной оценке, предлагает, как можно использовать этот проект.

Роль студентов: активно представляют проект, участвуют в оформлении проекта.

Проектная деятельность ставит студента в условия, в которых он во взаимодействии с другими осваивает все компоненты учебной деятельности.

Проектная деятельность осваивается постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов) до долгосрочных исследовательских работ.

Проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Использование этого метода возможно в разноуровневых группах. Она полезна и эффективна и для слабых и для сильных студентов.

Проектная методика является большим стимулом в работе для студентов, приводит к активному усвоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. Так уже с первого курса преподаватели широко используется эта технология по темам «Моя семья», «Мой политехнический колледж», «Моя профессия».

С позиции владения иностранным языком проектная деятельность рассматривается как использование языка в системе межкультурного общения. Развитие продуктивной учебной деятельности обеспечивает развитие творческого потенциала, актуализацию личностно-значимых мотивов, развитие студентов как языковых личностей.

Междисциплинарная проектная работа на английском языке способствует интегрированному изучению английского языка и частного предмета или темы в диалоге с другими обучаемыми и преподавателем с целью решения конкретной инженерно-технической задачи или создания конкретного осязаемого продукта, используя, в частности, инструментарий проектного менеджмента и соблюдая формат подготовки инженерного отчета. При выполнении проектной работы реализуются важные методические принципы познавательной деятельности: междисциплинарный, интегративный и практико-ориентированный. Подобное сочетание позволяет моделировать реальную профессиональную деятельность, организует и мобилизует творческий потенциал студентов, работающих в команде. Уровень мотивации студентов к выполнению междисциплинарных проектов зависит прежде всего от степени осознания ими необходимости формирования ключевых компетенций и, следовательно, способствует большей заинтересованности в совершенствовании навыков общения на английском языке с целью выполнения профессионально ориентированного проблемного задания.

5.Подходы к анализу и организации деятельности студентов

5.1.Описание субъективных реакций

Уровень удовлетворенности, эмоциональное отношение к чему-то или кому-то. Это приемы «забавные знаки» и «карта успехов».

Методика рефлексивной самооценки - вопрос: какое у вас настроение после занятия? (Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению: отличное, я рад своим успехам; хорошее, но кое-что осталось непонятным; хорошее, но нужно повторить написание слов; чувствую себя не очень хорошо). Данная методика «забавных картинок» («funny pictures») позволяет преподавателю увидеть, как оценивают свое настроение студенты. Особое внимание преподаватель обращает на тех, кто чувствует себя некомфортно и кто не понял какой-то учебный материал. Это позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс, например, повторить трудный материал. Картинки можно менять в соответствии с той информацией, которую преподаватель хочет узнать у обучаемых.

Вопросники - студенты составляют список трудностей или выражают свое согласие или несогласие с утверждениями относительно легкости или трудности учения. В других вопросниках студентам нужно проранжировать наиболее привлекательные для них виды деятельности и задания. Например, хит-листы по пройденному материалу.

Hit List Unit 2

Rank

Task

1.

Roleplay

2.

Transactional letter

3.

Gapped text

4.

Blank filling

5.

Error correction

Такой прием самоконтроля выявляет проблемы, с которыми сталкиваются студенты и их предпочтения.

5.2.Личностная проекция

Личностную реализуется посредством методов: метод незаконченных предложений, рисуночные и графические тесты, метод ассоциаций.
Так, объединение слов по сходным признакам (например, фонематическим) и составление ассоциативного ряда обеспечивает высокие учебные достижения студентов, помогает увеличить словарный запас и развить память.В результате студенты успешно запоминают трудные слова, в произношении которых обычно делаются ошибки. Слова, запоминаемые с помощью ассоциативного метода, переходят в долговременную память, а слова, которые запоминались механически, вспоминаются с трудом или совсем забываются.

Прием «фонематические блоки», которые позволяют студентам опознавать английские слова, когда они слушают английскую речь или читают текст. «Фонематические блоки» также помогают запоминать написание слов («Spelling»). Например, фонематический блок [T-shirt], из которого составляется ассоциативная ситуация: «добавь к рубашке букву «Т» - на футболку посмотри». Или, например, фонематический блок на звук [э:]. Аll small balls are in the hall.

5.3.Расширение сознания, формирование убеждений, установок

Студенты анализируют проблемные ситуации, отвечают на проблемные вопросы. Например, заседание клуба «Факты и аргументы» («Facts and arguments»). Студенты обсуждают проблемные вопросы, дают аргументы «за» и «против», после обсуждения делают вывод. Например, участники делятся на две группы. Одна группа выступает «за» сокращение перемен, другая - «против». Студенты аргументируют свои точки зрения, т.е. происходит формирование убеждения. Результаты заседания записываются в «протокол».

5.4.Личностно-ориентированный подход

Для реализации личностно-ориентированного подхода к обучению необходимы следующие условия:

  • самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний:

  • поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности студентов, об их активной позиции;

  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

  • использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;

  • языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

  • отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживания и понимания переживаний других);

  • учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил (errors) и случайные ошибки (mistakes).

При личностно-орентированном подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на другие, более благополучные и «безопасные» виду деятельности и «выпадать» из учебного процесса.
Личностно-ориентированный подход предполагает обучение, центрированное на студенте. Это значит, что студент, а точнее, взаимодействующие между собой студенты являются центром познавательной активности на занятии.
6.Инновации проблемного обучения студентов технических специальностей

В настоящее время требуется высокий уровень профессиональной подготовки студентов - будущих инженеров. Компетентностная парадигма в высшем техническом образовании меняет систему ценностей и предполагает наличие концепции образования и внедрение инновационных педагогических технологий.

При обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов - будущих инженеров используются ситуации, которые могут встретиться в будущей профессиональной деятельности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении иностранному языку. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основная цель - это формирование коммуникативной культуры студента, обучение практическому овладению иностранным языком.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Инновационными технологиями есть развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру.

Так, технология проблемного обучения предполагает самостоятельное решение познавательных и творческих задач через приумножение знаний и умений, позволяет реализовать условия формирования у студентов познавательных универсальных действий, создает атмосферу сотворчества в общении. Деловые игры широко применяются преподавателями в обучении студентов английскому языку.

Такие технологии проблемного обучения широко применяются в процессе обучения английскому языку. Благодаря такому обучению студенты получают новые знания, решая проблемные вопросы. Это один из видов самостоятельной работы, так как студент должен решить вопрос самостоятельно. В ходе решения он анализирует факты и события, а преподаватель только помогает и направляет его. Преподаватель не дает ответ на вопрос, а подводит студента к проблеме, создает стимул для ее решения.

Итак, проблемное обучение мы можем разделить на этапы:

1.Формирование общей проблемной ситуации

2.Анализ ситуации, формулировка данной проблемы

3.Решение

4.Проверка правильно ли решена проблема

Проблема - это основа этой технологии. Вопросы, на которые можно найти ответы в справочниках энциклопедиях не являются проблемными.

Проблемные ситуации можно создать следующим образом:

-поставить перед студентом практическое и теоретическое задание, для выполнения которого нужно овладеть новыми знаниями и умениями;

-давая задания - учитывать интеллектуальный уровень студента;

- перед введением нового материала дается проблемное задание.

Различные типы заданий могут создать одну и ту же проблему. В обучении можно выделить четыре уровня проблемности.

1.Преподаватель вместе со студентами ставит, решает и обсуждает проблему.

2.Студент сам находит решение на поставленную преподавателем проблему, но преподаватель направляет студента на самостоятельные поиски путей решения (частично поисковый метод).

3.Студент самостоятельно ставит проблему, а преподаватель помогает в её решении (исследовательский метод).

4.Студент самостоятельно формулирует проблему и сам находит её решение (исследовательский метод).

Исследовательский метод является главным в технологии проблемного обучения. Суть его в том, что студент сам расширяет научные знания, изучает и использует научные методы, сам добывает информацию, сортирует её, планирует, делает обоснование выводов. Всё это развивает множество мыслительных процессов, организовывает студентов, вырабатывает у них чувство ответственности, творческий подход, вызывает чувство довольства. Знания, которые полученные самостоятельно, таким образом лучше усваиваются.

Но существуют и трудности, так как этот метод требует сил педагога и студента, а также занимает много времени, и поэтому не используется достаточно широко. В обучающем процессе его в основном можно использовать в лексикологии, грамматике, страноведении, а также в интегрированных дисциплинах.

7.Результат использования проблемного обучения на занятиях английского языка

Проблемное обучение на занятиях английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка. Проблемное обучение на занятиях английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль преподавателя. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между преподавателем и студентами, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Педагог принимает активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат. Проблемное обучение на занятиях английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому студенту и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это, несомненно, возбуждает интерес к ним. Проблемное обучение на занятиях английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. студенты обсуждают проблемы, связанные с различными дисциплинами. Интегрированные занятия способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят студентов к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Использование информационных технологий на занятиях аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Аутентичные материалы, найденные студентами, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи. Таким образом, проблемное обучение учит студентов добывать знания самостоятельно. Иными словами, проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь». Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ "книжных" знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит студента в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается студентом как плод его собственного труда. Таким образом, проблемное обучение на занятиях английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение. Вместе с тем оно способствует разрушению стереотипов пассивного обучения, заставляет студентов мыслить, искать совместно с преподавателем ответы на сложные жизненные вопросы.

Библиография

1.Проблемное обучение на уроках английкого языка. Чурикова Ирина Алексеевна. yandex.ru/
2.Статья Ю.Борисова, И. Гребенев Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.Народное образование, № 1330, 2003стр.100. rudocs.exdat.com/

3.Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова

4.Программы общеобразовательных учреждений, Английский язык, школа с углубленным изучением 2-11 классы,2007, Астрель, В.В. Сафонова

5.Контрольные задания по английскому языку , 8,9,11 классы, М., Просвещение, 2002, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина

6.Проблемно-ориентированное обучение английскому языку студентов инженерных специальностей в контексте междисциплинарной проектной работы. Текст научной статьи по специальности «Языкознание» Автор научной статьи: Черемисина-Харрер Инна Алексеевна. Журнал: Вестник Томского государственного педагогического университета. Год выпуска: 2011Номер выпуска: 10. confesp.fl.kpi.ua/

7.Инновации в обучении английскому языку студентов технических университетов. Л.М. Иванченко. confesp.fl.kpi.ua/

8.Создание проблемных ситуаций для осуществления коммуникативной деятельности на уроках делового английского языка. Н.М. Понеделко. khv.1gb.ru/

8.Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М., 2003

9.Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,2004. 3. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005

10.Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.




32


© 2010-2022