Неделя По страницам немецкой литературы

В январе 2015 года для учащихся 4-11 классов нашей школы я провела очередную Неделю немецкого языка в рамках работы клуба друзей немецкого языка. На этот раз Неделя носила название "По страницам немецкой литературы" и была посвящена Году немецкого языка и в России.В ходе Недели активное участие приняли учащиеся всех ступеней: для младших прошли занятия, посвященные сказкам немецких авторов (прежде всего братьев Гримм); средние классы участвовали в виртуальном путешествии по Немецкой дороге сказо...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В рамках уже не один год действующего в нашей школе Клуба друзей немецкого языка «Deutsch macht Spaß» в январе 2015 года мы провели Неделю «По страницам немецкой литературы». Неделя была приурочена к проходящему Году немецкого языка и литературы в России и охватила учащихся всех возрастных групп.

В течение 26-30 января ежедневно проходили мероприятия для школьников, которые были направлены на развитие творческих и языковых способностей учащихся; дети знакомились с социокультурными и фольклорными традициями Германии, биографиями всемирно известных немецких писателей - И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне, братьев Гримм, учились находить сходство и отличие в литературных сюжетах русской и немецкой классики и пр.

Неделя «По страницам немецкой литературы» началась с чтения сказок братьев Гримм для учащихся младшего звена параллельно с открытием мини-выставки красочных книг этих авторов на немецком и русском языках. Как выяснилось, дети, зная сюжеты самых известных сказок этих немецких писателей, зачастую не могут верно указать авторство. Так, сказки братьев Гримм приписывались и Шарлю Перро, и Андерсену, и просто немецкому народу. Надеюсь, этот досадный пробел в знаниях у школьников, участвовавших в Неделе, теперь устранен. По результатам занятия была проведена обобщающая викторина, выявившая наиболее внимательных учеников. Им по итогам Недели немецкой литературы были вручены красочные дипломы (см. Галерея, Диплом по сказкам бр. Гримм).

Вопросы викторины

Блок 1.

1.В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».)

2.Назовите помощников старого сапожника из сказки братьев Гримм. (Маленькие человечки.)

3.Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был проедать дорогу в каше.)

4.В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».)

5.Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по белу свету? (Брить, ковать и фехтовать.)

Блок 2.

1. Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.)

2. Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.)

3.Герой какой сказки произносил перед дверью королевны такие стихи-заклинания: «Здравствуй, королевна, Дверь открой, Неужель забыла, Что вчера сулила, Помнишь, у колодца? Здравствуй, королевна, Дверь открой?». («Король-лягушонок, или Железный Генрих».)

4. Как правильно называется сборник сказок братьев Гримм, которому исполняется в 2007 году 195 лет? («Детские и семейные сказки».)

5. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».)

Блок 3.

1. Какие цветы росли в саду Розочки и Беляночки из одноименной сказки братьев Гримм? (Красная и белая розы.)

2. Чем и в течение какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Горными орехами; в течение шести лет.)

3. В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке братьев Гримм «Беляночка и Розочка»? (В медведя.)

4. Назовите животных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».)

5. Почему у всех бобов посередине имеется черный шов и из какой сказки стало это известно? (В сказке «Соломинка, уголь и боб» объясняется: портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имевшейся у него черной ниткой.)

Блок 4.

1. Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!»)

2. Перечислите музыкантов ансамбля из сказки «Бременские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.)

3. «В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарелками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 кроваток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».)

4. Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».)

5. Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? («Зол бываю - семерых убиваю».)

Блок 5.

1. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот.)

2. На каком музыкальном инструменте играл петух в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На балалайке.)

3. В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».)

4. Кто пел такую песенку в домике старого сапожника: «Хороши у нас наряды, Значит, не о чем тужить! Мы нарядам нашим рады И сапог не будем шить»? (Маленькие человечки в одноименной сказке.)

5. За кого выдал король свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переодетого в нищего уличного музыканта.)

Блок 6 «Угадай сказку по началу»

1. «Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было весело, и он шил изо всех сил». («Храбрый портняжка».)

2. «Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».)

3. «Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».)

4. «Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить». («Соломинка, уголек и боб».)

5. «Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог». («Маленькие человечки».)

Блок 7. Угадай сказку по героям

1. Еж, ежиха, заяц. («Заяц и еж».)

2. Мачеха, старушка, ленивица. («Госпожа Метелица».)

3. Мельник, Собака, Петух, разбойники. («Бременские музыканты».)

4. Силач, великан, мельник, богач. («Молодой великан».)

5. Нищий, королевна, жена, король. («Король Дроздобород».)

Блок 8. Откуда эти слова?

1.«Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород»)

2. «Я - сын короля, но был околдован карликом: он украл у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Беляночка и Розочка».)

3. «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были подготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих углях. Клещами втащили эти башмаки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была надеть на ноги эти раскаленные башмаки и плясать в них до тех пор, пока не упадет мертвою на пол». («Белоснежка и семь гномов».)

4. «Человечек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью, запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой». («Беляночка и Розочка».)

5. «Взял старший сын свою шпагу да как начал вертеть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает». («Три брата».)

Блок 9. Угадай сказку по предметам

1. Мельница, балалайка, окно. («Бременские музыканты».)

2. Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портняжка».)

3. Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата».)

4. Ножницы, удочка, борода. («Беляночка и Розочка».)

5. Кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гномов»)

Кроме того, все желающие (а ими стали практически все ученики младшей ступени) смогли нарисовать иллюстрации к любимым сказкам братьев Гримм, которые после составили замечательную выставку в кабинете немецкого языка (см. Галерея, «Рисунки к сказкам братьев Гримм 1-3»). А некоторые учащиеся написали, с какими героями сказок братьев Гримм они хотели бы встретиться и почему.

«Я хотел бы встретиться с бременскими музыкантами. Они были дружные, прогнали злых разбойников и стали весело жить в лесном домике» (Цыбизов Даня, 4А)

«Я хотел бы встретиться с Крысоловом, потому что хочу узнать, как он догадался прогнать крыс с помощью дудочки, и еще я хотел бы встретиться с Гензель и Гретель» (Сильвестров Д., 4А)

«Я хотела бы встретиться с прилежной девочкой из сказки «Госпожа Метелица». Она так хорошо выбивала перину, что везде шел снег» (Настя Цыбизова, 4А)

«Я хотел бы встретиться с Гензель и Гретель, потому что они сумели выбраться из дома старухи и вернулись богатыми и стали жить хорошо» (Тимофей Штоль, 4А)

«Я хотела бы встретиться с Беляночкой и Розочкой или Гензель и Гретель. Жаль, что я не волшебница и не могу встретиться с этими героями» (Алаева Эльмира, 4А)

Для более старших, шестиклассников, была проведена беседа «Что такое «Немецкая дорога сказок». Ученики узнали о том, что так называется один из самых популярных в Германии туристических маршрутов протяженностью 600 км. Он проходит через федеральные земли Гессен, Нижняя Саксония, Бремен, а также по территории десяти ландшафно-парковых заповедников, Фогельсбергскому нагорью и долинам рек Везер, Фульда, Верра. Всего на Немецкой дороге сказок около 60 пунктов так или иначе связанных с жизнью и деятельностью великих сказочников братьев Гримм, приключениями сказочных персонажей или героев германского фольклора, поэтому она и получила это сказочное название.

Немецкая дорога сказок проходит через города, поселки, старинные крепости и замки, в которых в стародавние времена жили герои сказок братьев Гримм и другие сказочные персонажи. Для многочисленных туристов, путешествующих по Дороге сказок, повсюду проводятся праздники и карнавалы, посвященные различным событиям из жизни героев сказок и легенд. В карнавалах участвуют жители города, дети, актеры, музыканты, оркестры. Они долго готовятся к такому знаменательному событию, и в дни фестивалей по улицам городов проходят карнавальные шествия любимых сказочных героев и много других веселых и праздничных мероприятий.

Жители этих сказочных городков жизнерадостны, приветливы и гостеприимны. Они рады любому гостю, и гид в костюме барона Мюнхаузена смотрится на Дороге сказок очень органично, ибо вокруг на извилистых средневековых улочках со сказочных времен ничего не изменилось. Здесь бережно и трепетно относятся к старине и истории.

На уроках с 3-м, 4-м и 5-м классами мы смотрели мультипликационный фильм «Храбрый портняжка», снятый по сказке братьев Гримм. А с 6-ми - 11-ми классами мною совместно с библиотекарем школы проведены внеклассные занятия «По страницам немецкой поэзии», на которых учащиеся знакомились с лучшими образцами творчества Гете, Гейне, Шиллера: рассказывали стихотворения на языке оригинала, пытались перевести их на русский язык и читали художественные переводы (см. Галерея, «Поэзия»).

По итогам Недели немецкой литературы все активные участники были награждены на общешкольной линейке Почетными грамотами и Дипломами.


© 2010-2022