Содержание обучения иноязычному говорению на ступени основного общего образования

На сегодняшний день на ступени основного общего образования существует три основные содержательные линии обучения иностранному языку. Первой содержатель­ной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй  –  языковые средства и навыки оперирования ими, третьей  –  социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной вза­имосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуни­кативной компетенции как цели обучения:          1) речевой (развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);          2) языковой овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освое...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание обучения иноязычному говорению

на ступени основного общего образования


На сегодняшний день на ступени основного общего образования существует три основные содержательные линии обучения иностранному языку. Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй - языковые средства и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения:

1) речевой (развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

2) языковой овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

3) социокультурной (приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Несомненно, все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, содержание обучения говорению на ступени основного общего образования предполагает достижение ряда результатов: личностных, метапередметных и предметных.

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при обучении говорению на иностранном языке, предполагают:

- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

К метапредметным результатам относится:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Достижение предметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку в коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) определяется умениями:

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

- сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Основное содержание обучения говорению на иностранном языке на ступени основного общего образования также определяет дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении, то есть овладение умением вести диалоги:

- этикетного характера (начинать, поддерживать и заканчивать разговор; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать; выражать согласие/отказ), диалог-расспрос (сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов; самостоятельно запрашивать информацию; выражать свое мнение/отношение; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью);

- диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой; соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать советы; принимать/не принимать советы партнера; приглашать к действию/взаимодействию); - диалог-обмен мнениями (соглашаться/не соглашаться на предложение партнера, объяснять причину своего решения; выслушивать сообщения/мнение партнера; выражать согласие/несогласие с мнением партнера; выражать свою точку зрения и обосновывать ее; выражать сомнение; выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение));

- комбинированные диалоги (сообщать информацию и выражать свое мнение; расспрашивать и давать оценку; просить о чем-либо и аргументировать свою просьбу).

Объем диалога - от 3 реплик (5-7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога - 2,5-3 мин (9 класс).

Как отмечает А. А. Кузнецов, в обучении монологической речи в основной школе предполагается дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний и краткой аргументации о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию с использованием основных коммуникативных типов речи.

1. Описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

2. Сообщение (повествование, рассказ, включающий эмоционально-оценочные суждения) - информация о развивающихся действиях и состояниях.

3. Рассуждение (характеристика) - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение [17].

Объем монологического высказывания - от 8-10 фраз (5-7 классы) до 10-12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога - 1,5-2 мин (9 класс).

Согласно программе Федерального государственного образовательного стандарта в сфере коммуникативных универсальных учебных действий, отражающих умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, перед обучающимися ставится задача овладения умениями:

- проявлять интерес к общению на иностранном языке;

- учитывать позицию собеседника и уважать мнение собеседников;

- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно воспринимать и передавать информацию;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

- различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Таким образом, обзор содержания обучения говорению на ступени основного общего образования позволяет сделать вывод о том, что важнейшей задачей современной системы образования является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вышесказанное свидетельствует о том, что приоритетной целью учителя иностранного языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у школьников умений слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Очевидно, что умение учиться заключается в умении эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, в умении и готовности вести диалог, искать решения на поставленные вопросы.

А это означает, что на сегодняшний день обучение говорению требует пересмотра и усиливает необходимость поиска таких подходов, которые обеспечивают возможность реализации способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение иностранному языку как средству общения.

Список использованных источников

1. Кузнецов, А. А. Примерные программы по уч. предметам. Ин. язык 5 - 9 классы / А. А. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.

2. Системно-деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-0.

.


© 2010-2022