Доклад на тему: Моделирование урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Елюзань







Доклад



на тему:



«Моделирование урока иностранного языка

с точки зрения системно-деятельностного подхода»







Выполнила: учитель иностранных языков

Кадеркаева Гулия Равилевна



2015

Развитие коммуникативных способностей учащихся - главная задача учителя иностранного языка. Как нельзя лучше это можно сделать с помощью методов и приемов системно-деятельностного подхода. Роль учителя на уроках иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Методы и приемы работы на уроках немецкого языка в рамках системно-деятельностного подхода:

В начале урока использую прием "Необъявленная тема". Учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока после ситуации, предложенной учителем. После определения темы урока учащиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет смотивировать учащихся на работу в течение урока, повысить интерес к изучению новой темы.

Прием "Да-Нет" формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию; умение слушать друг друга.

Прием "До-После" может использоваться на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

Прием "Лови ошибку" является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Прием "Телеграмма" направлен на актуализацию полученного субъективного опыта. Телеграмма - это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму учителю (например, что уяснил на уроке, а что - нет); однокласснику - пожелание, совет с точки зрения изученного на уроке.

Одним из эффективных методов, применяемых в практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении немецкому языку, является метод проектов. Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

В курсе немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. (Проекты "Мой город", "Достопримечательности Берлина", "Проблемы молодежи сегодня" и мн.др.)

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над проектом должна занимать несколько уроков (работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы). Затем учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из учащихся от группы), вместе с детьми определяются критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность - управляемый учебный процесс, 5) учебное действие - действие по созданию образа, 6) образ - слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие - Я умею! У меня получится! 8) эмоционально-ценностная оценка - Я считаю...(формирование мировоззрения).

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка я использую кейс-метод.Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.

Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы. Цель данного метода совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод кейсов - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.

Мир мы все воспринимаем по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести "шляпах". Итак, метод "Шесть шляп мышления". В практику развития мышления метафору "шести шляп" ввел известный психолог Эдвард де Боно. Метод "шести шляп мышления" используется на уроках немецкого языка для разностороннего анализа поэтических и прозаических текстов (например, произведения К.Нестлингер "Die Ilse ist weg", М.Пресслер "Bitterschokolade"). Каждому учащемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа - позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно). Черная шляпа - противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное. Красная шляпа - это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа - это творческое мышление. Синяя шляпа - это философская шляпа. Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других "шляп", сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

В конце изучения раздела программы использую прием "Синквейн". Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным, например, die Jugendlichen. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными (widerspruchlich, zielbewusst). Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя глаголами (rauchen, akzeptieren, schwanzen). Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (die heutigen Jugendlichen sind widerspruchlich). Последняя пятая строчка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (die jungen Leute).

Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности учащихся. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться на немецком языке, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Среди ведущих видов деятельности учащихся на уроке следующие:

  • составление списка "известной информации" по учебной теме

  • составление кластера ключевых слов и понятий

  • формы активного чтения текста на немецком языке

  • ведение записей

  • составление синквейна как способа рефлексирования, синтеза и обобщения информации.

На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах и группе, принимают решения при обсуждении тем учебной программы по немецкому языку, а значит, "конструируют" собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности.

Метод проблемного обучения - один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено на уроках системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиций системно-деятельностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление учащихся, их воображение и творческие способности. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

  • решение научных проблем, то есть поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства (правила немецкой грамматики)

  • решение практических проблем, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации

  • создание художественных решений на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Целевыми ориентациями проблемного метода обучения являются приобретение учащимися новых знаний; повышение прочности знаний; формирование прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей. Как достигаются эти цели? Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность. Разновидностей проблемных ситуаций существует великое множество. На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-конфликт, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания, игровые проблемные задания.

Мастерство учителя проявляется во владении им методическими приемами создания проблемных ситуаций.

Использование методов и приемов системно-деятельностного подхода на уроках формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению немецкого языка, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении уроков немецкого языка с использованием данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала.


© 2010-2022