Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»



Доклад

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка




Работу выполнила

учитель английского языка

С.Ю. Кирюшова


2012 г.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.

Английский язык - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

За время работы в школе я увидела, что существуют противоречия между необходимостью разносторонне обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Поэтому я стараюсь организовывать такую учебную деятельность, которая помогает ученику сохранить здоровье. На мой взгляд, это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии. Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей).

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. Урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть как вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д., так и невербальной, заключающейся в следующих методах поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер педагогического процесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих задач в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.

Использую методы игровой и проектной технологии для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, попадания в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению - в проектной работе она всегда положительная - и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Большое внимание я также уделяю и двигательной активности на уроке. Это особенно актуально для начальной школы, поскольку дети еще не успели влиться в нужный режим работы и часто устают. Ко всему этому добавляется и тот фактор, что они начинают изучение нового предмета и кого-то это немного пугает. Введение двигательной активности учащихся на уроках английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм - положительный эмоциональный фон.

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down! (Учитель: Закройте глаза!Откройте глаза! Посмотрите глазками налево, а потом направо! Глазки вверх,глазки вниз!)

Зарядка для глаз.

Look left, right Посмотрите налево, направо

Look up, look down Посмотрите вверх и вниз

Look around. Оглянитесь

Look at your nose Посмотрите на свой нос

Look at that rose И взгляните на розу

Close your eyes Закройте свои глаза

Open, wink and smile. Откройте их, моргните и улыбнитесь

Your eyes are happy again. Ваши глазки снова счастливы.

Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик» (начальная школа).

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Также в урок я включаю элементы релаксации. Цель релаксации - снятие умственного напряжения, предоставление детям возможности немного отдохнуть, вызывание положительных эмоций, хорошего настроения, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, так как она предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Например, вот такая песенка для начальной школы:

Clap, clap, clap your hands. Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet Ножками потопали: топ-топ-топ

Stamp your feet together.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:

Игра-пантомима: - при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы ''My pet'' изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Сменность партнера и партнеров снимает усталость, привносит элемент новизны. В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.

Не нужно проводить глубокие научные исследования, чтобы понять насколько эффективным и гораздо более привлекательным становится обучение для учащихся при использовании на уроках английского языка здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в обучении иностранному языку. Более того, снижается процент быстро утомляющихся учащихся. Интерес детей поддерживается на протяжении всего урока, они находятся в ожидании чего-то нового и не менее интересного.

Можно выделить следующие критерии оценки результативности общения на иностранном языке:

-количество усвоенных новых лексических единиц;

-количество усвоенных грамматических конструкций;

-свобода изъяснения;

-беглость речи;

-быстрота реакции;

-безошибочность;

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного, если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества, если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Пожалуйста, подождите


© 2010-2022