Выступление на городском методическом объединении с темой Дифференцированное обучение на уроках иностранного языка

Данное выступление было организовано с целью распространения моего педагогического опыта о применении дифференцированного подхода на уроках иностранного языка. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами, образова...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наше время ставит перед школой задачу ­­- повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами, образовательным минимумом.

Итак, особое значение для внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного обучения имеет организация предметного содержания учебного материала. Результаты изучения показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержания обучения.

Сейчас мы много работаем над интеграцией разных предметов. Так как в нашей школе изучается 2 языка во многих классах, а в 7 классе вводится 2 иностранный язык, то большое внимание было уделено билингвальным урокам. В 2009 году мы с учителем французского языка разработали билингвальный урок в 10 профильном филологическом классе и показали данный урок на областной ассамблее. В 2010 году был так же дан билингвальный урок на областном уровне в 8 предпрофильном филологическом классе.

В этом году мы решили немного поэкспериментировать, и поучаствовали в конкурсе « Нестандартный урок», где представили интегрированный урок «Тегеранская конференция и ее значение» (английский язык и истории) в предпрофильном филологическом 9 классе, где увеличено количество часов по иностранным языкам и предусмотрен элективный курс по истории.

Я, как учитель английского языка ставила следующие цели и задачи: развитие навыков аудирования, УР,ДР на языке через погружение в языковую атмосферу Тегеранской конференции. Для достижения данных целей использовались различные методы и технологии обучения, а именно:

  1. технология дифференцированного обучения:

  1. внешняя дифференциация используется при выборе уровня трудности обучения и содержания материалов, соответствующих предпрофильному классу;

  2. внутренняя дифференциация используется при подборе заданий с различным уровнем сложности для самостоятельной работы учащихся на уроке, при подборе домашнего задания, а также в оказании индивидуальной дифференцированной помощи учащимся на уроке.

  1. информационно-коммуникационные технологии:

    1. офисные технологии использовались при подготовке дидактического раздаточного материала к уроку, составлении презентации;

    2. Интернет-технологии использовались при подборе видеоматериала к уроку, при выполнении самостоятельной работы учащихся в он-лайн режиме.

  2. элементы здоровьесберегающих технологий:

    1. чередование различных видов и форм деятельности (работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа учащихся, элементы инсценирования, работа с Интернет-ресурсами, работа с документами и т.д.);

    2. частая смена динамических поз, проведение физкультминутки для глаз;

С. использование видеоматериалов, компьютерной презентации, самостоятельной работы с Интернет-ресурсами в он-лайн режиме для активизации учебной деятельности учащихся. Перед подведением итогов урока учащиеся получают дифференцированное домашнее задание с комментариями к его выполнению, а на этапе подведения итогов проводится рефлексия.

Урок проводился в мультимедийном лингафонном кабинете, что дает возможность учащимся использовать Интернет-ресурсы в он-лайн режиме, а учителю - проводить презентацию учебного материала. Видеоряд способствует активизации зрительной памяти учащихся, повышает их учебную мотивацию. Возможности кабинета позволяют использовать межпредметные связи с информатикой. Нестандартная посадка учащихся за круглым столом позволила воссоздать атмосферу рассматриваемого исторического события, а также наладить визуальный контакт с учащимися, создать атмосферу сотрудничества.

Дидактический материал подобран в соответствии с узловыми вопросами урока и с необходимостью выработки навыков работы с историческими документами и закрепления навыка работы с лексикой официально-делового стиля. Результатом урока будет являться прочное усвоение учащимися содержания Тегеранской конференции, ее решений и исторического значения, отработка формальной лексики, развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся, умения использовать межпредметные связи при выполнении самостоятельных работ. Оценки, выставленные за выполнение самостоятельных работ, позволят сделать вывод о результативности усвоения учащимися узловых вопросов урока.

Таким образом, выбранная интегрированная форма урока способствует созданию целостной и объективной картины изучаемого исторического события, безусловно помогает формировать высокий интерес к предметам, развивать инициативность, углублять и расширять знания учащихся.

Остановлюсь на некоторых этапах урока, где были использованы дифференцированные задания. По ходу урока ребята смотрели видео он- лайн, после которого они должны были понять цель созыва данной конференции и ответить на ряд вопросов. По способностям дети были разделены на 2 группы. Одна группа выполняла тестовое задание, а вторая - надо было составить полные ответы на следующие вопросы: Какие представители были на конференции, какой подарок был вручен Сталину, и за что Российский народ получил данный подарок.

После выполнения данного задания дети осуществили самопроверку и, тут же можно было видеть результат выполненной работы, дети вставали в зависимости от количества допущенных ошибок. Это заменило минутку релаксации.

Следующим видом работы бала театрализация, в которой принимали участие 2 группы учащихся. До начала инсценировки было дано проблемное задание - понять основную цель созыва данной конференции. Дети попытались воссоздать открытие Тегеранской конференции. Мальчики исполняли роли лидеров трех держав Рузвельта, Черчилля и Сталина. С ними вместе работала группа синхронных переводчиков, которая пыталась донести до остальных суть встречи. Две девушки переводили с английского на русский представителей Англии и Америки, а одна - с русского на английский слова Сталина. После сценки менее подготовленные дети смогли спокойно определить цель конференции, так как перевод был дублирован на 2 языках.

Следующим видом работы было задание «Соедини текст воедино». На Тегеранской конференции был подписан документ «Декларация трех держав». Дети были разделении на 5 групп по способностям и им давался отрывок данного документа на русском языке. В конвертах были разрезаны предложения на английском и, используя русский перевод, им надо было собрать воедино свой отрывок. Задания для групп были укомплектован по уровню сложности и по объему. В зависимости от уровня подготовки детей были разрезаны предложения и определено их количество были разрезаны 2 предложения, а не по 1, чтобы легче было сориентироваться и создать ситуацию успеха. После того как ребята склеили полученный отрывок, один представитель от группы, понятно, что сильный ученик зачитывал полученный вариант. Им надо было встать по порядку своей группы и после прочтения у них получился целый документ «Декларация трех держав» ( огромный плюс данного задания, что были задействованы все дети).

Дети также работал в парах в интернете, где они должны были в электронной библиотеке найти ряд решений, принятых на конференции. Это задание было на русском языке, но учащиеся также были разделены по способностям. К сильному ученику был прикреплен в пару более слабый ученик.

Что касается домашнего задания, то оно тоже было дифференцированным, как по английскому, так по истории. Более подготовленным детям нужно было перевести схему опору, с которой они работали в течение урока с русского на английский язык. А остальным детям нужно было найти в электронной библиотеке ряд следующих документов, подписанных на данной конференции.

10 классы уровневое обучение.

Говоря о дифференцируемом обучение, нельзя не затронуть следующую тему.

В этом учебном году у нас в школе было открыто три 10-х класса. Два из них являются профильными (филологический и социально гуманитарный), где увеличено количество часов (4) по английскому языку, который является профильным предметом. С прошлого года наша школа на базе эксперимента начала обучение математике в 10 классах в уровневых группах. В этом году администрация посчитала возможным ввести уровневое обучение английскому языку в двух десятых классах. Что же это значит?

Основанием разделения на группы являются отметки за 9 класс и желание ученика.

Если ребенок собирается в дальнейшем связать свою жизнь с получением профильного образования в области иностранных языков, то он обучается в профильной группе. Учащиеся со средними способностями - во второй или продвинутой группе, а 3 группа - группа базового изучения иностранных языков.

В течение сентября месяца группы в журнал не записываются, так как дети могут перейти из группы в группы в течение 1 месяца по собственному желанию в ту группу, где им комфортнее, либо на усмотрение учителя.

В дальнейшем переход из группы в группу может осуществлять только учитель, если он видит, что ребенок уже достиг определенного уровня и перешел к следующей ступени, но опять по желанию ученика. Он сам вправе выбрать группу, где ему комфортно обучаться.

Это совсем не значит - сильные, средние или слабые, а это говорит о том, что дети сами определяют значимость английского языка в их дальнейшем образовании. В современных условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую установку- каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по предмету. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении. Существующая система обучения в школе пока не отвечает гигиеническим требованиям и не способствует формированию здорового образа жизни. Подросткам приходится осваивать слишком большой объем информации: анализ учебной литературы (учебников, задачников, книг для чтения), конспектов работ показывает, что учащиеся профильных десятых классов должны прочесть около 5500 страниц учебников, литературно-художественных произведений и первоисточников, выучить более 2900 определений, усвоить 1000 понятий. Необходимо добавить сюда еще 300 основных и вспомогательных понятий по профилирующим предметам и решить более200 задач по математике, физике, химии и биологии. Большая дневная нагрузка, сокращение дневного отдыха и ночного сна оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Перечислим ряд условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  1. Выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся.

Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то подросток стремится к их выполнению, т. е. формируются положительные мотивы учения, сознательное отношение к учебной работе; можно привлечь самооценку ученика для организации дифференцированной работы.

  1. Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. То есть уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что , предлагая ученикам одинаковый объем материала, предъявляют различные уровни требований к его усвоению. В силу этого ученик должен иметь учебник, в котором были бы предусмотрены (и явно выделены) все уровни усвоения материала (в том числе и минимально обязательные).

  2. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. То есть не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но при этом не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе.

Конечно, огромная работа ложится на плечи учителя. В профильной группе приходится углублять материал, давать что - дополнительно, как говорится «за страницами учебника». А в базовой группе, наоборот корректировать материал, что - то убирать и заменять заданиями посильными для данного уровня. Надо отметить, что все 3 группы занимаются по одному учебнику «Millennium 10» (автор Гроза), а вы знаете уровень материал данного учебника. То есть для всех одна программа. Приходится варьировать либо адаптировать задания.

Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения как государственных требований, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах. Основной путь осуществления дифференциации обучения - формирование мобильных групп учащихся. По каким же показателям распределять учащихся в группы? "Мое мнение: каждому ученику - его доступный уровень (элементарный, средний, продвинутый), и оценка знаний по его уровню, независимо - профильный тип обучения или универсальный. Только тогда ученик, а потом и студент, сможет подниматься по лестнице Достижений, добиваться все новых и более высоких результатов. Успех каждого ребенка должна отражать уровневая группа на протяжении всего периода обучения иностранному языку. Для кого-то наступит радостный момент, когда с элементарного уровня он дойдет до продвинутого, а кого-то вполне устроит законченный по всем параметрам на отлично элементарный уровень на выходе. Научить всех одинаково невозможно, как и невозможно из всех сделать Моцартов, но не убить бы только Моцартов нашими стандартизированными углубленными требованиями по всем предметам!

Нелегко учить английскому языку детей, у которых нет необходимых знаний грамматики родного языка. По поводу иностранного языка, я считаю, должен быть свой подход, как во всех Международных языковых школах, по уровням: от элементарного до продвинутого. В 10-11-х классах необходимо как профильное, так и универсальное уровневое обучение иностранному языку отдельным курсом, и пусть каждый вуз принимает наших учеников такими, какие они есть: с элементарной группой, средней или продвинутой, будь то профильное или универсальное обучение. Выучить иностранный язык молодым людям при желании никогда не поздно, и если вуз заинтересован в специалистах со знанием языка, пусть предоставит им возможность заниматься по уровням со своими профильными требованиями.

Второй путь: дифференцированные задания для разных учеников одной группы на базе одного и того же материала. Например: при работе с текстом составляется три типа заданий. "Главного героя зовут: Вася, Петя, Джон. Ему: 8 лет, 92 года, 34 года". Это первый тип заданий. Второй тип: подробно пересказать текст. И третий: придумать свой вариант окончания рассказа. Всех учеников оценить потом по пятибалльной системе, а кому какое задание давать, решать должен учитель.

Другое дело, что их надо грамотно поощрять и стимулировать тянуться до уровня "сильных". Это трудно, но реально. А "сильные" тоже не будут дремать, видя, как дышат им в затылок вчерашние "слабые". На выходе кто-то будет иметь 5, кто-то слабую "тройку", но эти оценки будут выставлены исходя из уровня, заявленного данной школой.

Итак, особое значение для внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного обучения имеет организация предметного содержания учебного материала. Результаты изучения показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержания обучения.

Пока мы только наблюдаем за результатами обучения в данных группах, а они очень неплохие.

1 группа-100% к.з, 90%-У.О

2 группа - 64%к.з, 49%У.О.

3 группа - 58%к.з, 58% У.О.

Мы думаем, что эти данные оправдывают определение ребенка в ту или иную группу.

Еще хотелось остановиться на некоторых продуктивных видах работа. Если мы говорим о дифференцируемом обучении. Например в начальном и среднем звене при работе с новыми лексическими единицами мне очень помогают дидактические карточки или сорбонки. Основная трудность - слабо развитая память. Дети выписывают слова по определенной тематике на специальных карточках и складывают их конверт с название темы. На одной стороне-слово или выражение, а на другой-перевод. При закреплении данных слов на начальном этапе задание дается всему классу, а на заключительных этапах менее подготовленным к речевому общению ребятам. Дети могут работать либо друг с другом, либо более подготовленный с менее подготовленным ребенком. Если возникают трудности, то можно воспользоваться переводом на обратной стороне карточки. Сорбонки могут использоваться и при состваоении диалогов и при переводе текста. При частом использовании зрительной памяти ЛЕ прочно усваиваются и хранятся в долговременной памяти.

Следующий вид работы - дидактические карточки по определенной тематике. Учащимся очень нравится данный вид работы. Так же как и с сорбонками можно работать в парах с более подготовленными детьми. Но мы делимся и на группы. Например для составления комбинированного диалога. Задание опять дифференцируемое. Группа посильнее может составить вокабулярную историю с данными ЛЕ, а группа, которая ее слушает и выписывает услышанные слова, можно в алфавитном порядке, можно по частям речи и т.д. Можно дать задание - основная идея, либо составить диалог с данными словами по определенной тематике и опираясь на определенный грамматический материал. Например: личные местоимения, настоящее простое время или простое прошедшее, степени сравнения прилагательных и т.д. Здесь можно опираться только на картинку, либо на закрепление транскрипционных символов. Таких комплектов всего 12, начиная с алфавита, и заканчивая школьными предметами.

Ну и к самому интересному виду работы для наших детей - работе с компьютерными программами. Масса видов работы и с интернет ресурсами и с обучающими программами используется на уроках, благо дают возможности кабинета. Но если касаться дифференцируемого обучения, то очень эффективны программы Кирилла и Мефодия, который может быть использован в дополнение к традиционным учебным комплексам. В чем их особенность. Если кто пользуется ими, то знает, что очень много интерактивных заданий встречается, которые учитывают уровень подготовки детей. Каждый ученик выбирает нужный урок, а их 50: знакомство, семья, праздники, знаменитые люди и т.д. Озвученные носителями языка интерактивные игры, веселые песни и сказки, разнообразие упражнений облегчает запоминание фраз, восприятие и понимание грамматических правил, помогают развитию правильной разговорной речи. Здесь и упражнения на сравнение собственного произношение с эталоном, и возможность повторения, перевод и просмотр правильного ответа, участие в ролевых играх и диалогах, дневник достижений и что самое важное в конце каждого урока - итоговое тестирование с выставлением отметки и с выделением неправильных ответов.

Большой плюс, что ребенок сам в зависимости от уровня в своем темпе выполняет все задания (на аудирование, письмо, закрепление грамматики и т.д. ) Задача учителя помочь сориентироваться, облегчить выполнение заданий. Возможно возвратиться к тому или иному заданию.

Например задание на закрепление вопросительной формы прошедшего времени. Программа дает бесчисленное количество вопросов, которые надо поставить в правильном порядке, если ребенок видит, что он уже отработал данный этап, то может переходить к следующему разделу. Как проверить правильность выполнения? Если задание выполнено не правильно, то над номером урока высвечивается красный мячик, а если верно, то зеленый. То есть учитель может попросить выполнить еще раз тот или иной урок. В данной программе очень хорошо учитываются возможности детей и разный уровень подготовки. Данный диск можно установить на все компьютеры, а не как лицензионный только на 1. Данная программа у нас есть на всех компьютерах. Ну и еще программа «Tell me more» и множество других.

Так же я практикую такой вид работу в старшем звене. В начале урока в качестве warm up мы смотрим короткие 1 - 2 минутные новости ВВС он лайн или радио он лайн, перед прослушивание которого дается дифференцируемое задание. Конечно новости видео легче. Можно посчитать и по заставкам.. Более подготовленные дети рассказывают вкратце об услышанном и увиденном, а остальные либо считают количество услышанных новостей, либо назвать место освещения той или иной новости( Москва, США и т.д.)

Плюс данных Интернет ресурсов в том, что они дают возможность самим выбрать уровень своей подготовки, выполняя те или иные тесты на грамматику или лексику. Возможно вернуться к теории и повторить те узловые вопросы, где возникают проблемы или возникли какие-либо пробелы.





© 2010-2022