• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья по английскому языку Особенности применения оценки и отметки в процессе обучения, как формы активного взаимодействия ученика и учителя на уроке

Статья по английскому языку Особенности применения оценки и отметки в процессе обучения, как формы активного взаимодействия ученика и учителя на уроке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

автор Климова Юлия Сергеевна

учитель английского языка

КГУ "НСШ с. Бутаково"

Статья "Особенности применения оценки и отметки в процессе обучения, как формы активного взаимодействия ученика и учителя на уроке".

Я считаю, что проверка и оценка достижений учащихся является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в школе. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. В наших школах используется пятибалльная система оценивания. Мне кажется, что в оценке ученика заложена только половина его труда, другая половина в субъективной позиции учителя. Главное - осторожно пользоваться этим «тонким инструментарием. Как не хотелось бы приводить в пример западные страны, но их система оценивания заслуживает внимания. Существуют десяти - и стобальные системы оценивания. Это имеет большое значение в психологическом плане для учащегося. Время идёт, на смену когнитивному подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Сейчас я понимаю, что для объективного оценивания было бы рационально применять и мнения самих учащихся. Оценочная деятельность - это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом и любое оценивание должно осознаваться ребёнком как положительный и значимый для него результат. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Таким образом, для формативного оценивания очень важно соблюдение следующих факторов:

  1. Учащиеся должны видеть цели урока. Они должны формулироваться в виде вопросов. На начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока. Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей. Все это достаточно затратно по времени, но в дальнейшем подобная практика приведет к тому, что учащиеся смогут четко видеть и формулировать цели урока.

  2. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками. Обратная связь должна проходить в доброжелательной атмосфере, чтобы ученики могли осознать свои ошибки и имели возможность изменить ход своего мышления. Все это дает возможность получить представление о том, как идет прогресс обучения, какие пробелы есть в знаниях учеников, как в дальнейшем построить работу, чтобы устранить их. В своей работе я планирую использовать это следующим образом: в конце урока раздать листочки и попросить учащихся прописать моменты, которые были не понятны или вызвали трудности и моменты, которые хорошо легки в усвоении. Таким образом, можно осуществить не только обратную связь, но и своеобразную рефлексию, что будет способствовать развитию навыков самооценки учащихся. Либо в конце урока попросить каждого учащегося выделить 2 ключевых момента урока и описать их своими словами.

  3. Активное участие учеников в собственном обучении. Учащиеся должны не только знать, но и уметь применять эти знания на практике, уметь преобразовывать, расширять и дополнять.

  4. Учащиеся должны четко знать критерии оценивания работы. Разработка критериев оценивания, делает сам процесс оценивания понятным для учащихся, помогает определить каких определенных успехов они должны достигнуть, выполняя данную работу. В своей работе я планирую использовать информативные карты, таблицы взаимооценки и листы самооценки, что позволит учащимся иметь возможность и уметь анализировать свою работу.

Сейчас, ознакомившись с этой новой для меня концепцией оценивания знаний и достижений учащихся, я по-новому взглянула на принципы своей работы и понимаю, что мне нужно в корне изменить свой взгляд на систему оценивания. Я как учитель иностранного языка понимаю, что невозможно каждого учащегося основательно научить языку, моя задача помочь каждому учащемуся осознать важность и возможность использования языка в дальнейшей жизни. Поэтому оценка, по сути, должна восприниматься, как усвоение материала, который будет личностно значимым для ученика.

Оценка должна восприниматься ребёнком как ценность, а при наличии отрицательных результатов - учитель совместно с учеником должны находить успехи в чём-то другом и обязательно показывать это ученику и всему классу.



© 2010-2022