Доклад по теме: Организации урока по технологии сотрудничества

В наше время молодёжь учится в реалиях  21 века. Она растёт в ситуации , в которой компьютерные технологии существуют с самого раннего детства и растворяются физические границы. ИКТ дает возможности  устанавливать связь с людьми по всему миру. Учителя сталкиваются с проблемой вовлечения таких учеников в процесс  обучения, развития у них навыков использования ИКТ и обучения знаниям, качествам и умениям, которые необходимы для достижения успеха в будущем. А будущему нужны творческие, не боящиеся р...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В наше время молодёжь учится в реалиях 21 века. Она растёт в ситуации , в которой компьютерные технологии существуют с самого раннего детства и растворяются физические границы. ИКТ дает возможности устанавливать связь с людьми по всему миру. Учителя сталкиваются с проблемой вовлечения таких учеников в процесс обучения, развития у них навыков использования ИКТ и обучения знаниям, качествам и умениям, которые необходимы для достижения успеха в будущем. А будущему нужны творческие, не боящиеся риска, взаимодействующие друг с другом, мобильные , общительные, активно использующие интернет люди.

В прошлом работа была основана на индивидуализме, и успех достигался через соперничество. Тем не менее исследования в этой области показали, что люди, работающие в команде чаще достигают успеха. Временные и территориальные барьеры в наше время стираются, встречи происходят виртуально, осуществляется электронный обмен данными, совместная работа идёт онлайн. Стали популярны онлайн конференции, коллеги общаются по Skype. Организации во всем мире, стараются использовать самые продвинутые интернет-технологии для совместной работы. Они получают двойной доход от инвестиций, вложенных в сотрудничество, а так же работают более успешно. ИКТ позволяют людям принимать более активное участие в политической жизни. Онлайн опросы и онлайн голосования дают людям возможность высказывать своё мнение, а политические блоги делают идеи и точки зрения политиков более общедоступными. Политические организации часто модернизируют свою работу с помощью разных технологий. В наши дни в условиях глобальной зависимости друг от друга люди могут решать проблемы совместно, внося изменения в глобальное сообщество.

То, как ученики взаимодействуют между собой в школе, напрямую влияет на процесс обучения, их отношения к школе и мнению о самих себе. Способы взаимодействия могут быть разными: соревнование, индивидуальная или коллективная работа. Согласно опросу общественного мнения, существует навыки , которые являются основными для обучения, они чаще всего применяются в различных педагогических ситуациях и необходимы учащимся, чтобы быть конкурентоспособными в дальнейшем на рынке труда. В современном мире среди этих навыков сотрудничество занимает 2 место после деловой этики, а за ними следуют навыки хорошей коммуникации.

Огромные различия существуют между тем, как ученики ведут себя в школе и вне школы. Чтобы быть современной, школа должна быть динамичной и интерактивной. Сотрудничество между учениками должно быть и школе и за её пределами. Ученики должны брать больше ответственности за своё обучение, приобрести необходимые навыки сотрудничества, работы с ИКТ, которые необходимы в современном мире. Школа должна быть больше ориентирована на учеников, в которой часто применяются проектные методы. Стратегии совместного обучения показывают отличные результаты. Сотрудничество - это больше, чем просто организация учащихся малыми группами. Это может быть сотрудничество на основе ИКТ, групповая работа и обучение в сотрудничестве. Остановимся на рассмотрении этой стратегии: такой вид работы имеет определённую структуру. Каждому участнику группы отводится определенная роль, которая может зависеть от задания: организатор, докладчик, секретарь и т.д. Все вовлечены в работу и успех группы зависит от успеха каждого её члена. Участники группы должны уметь работать друг с другом, такая концепция называется концепцией позитивного взаимодействия.

В процессе работы проявляются стадии:

  • Формирования, когда участники знакомятся друг с другом, определяют цели и правила.

  • Возникновения конфликтных ситуаций, распределение лидирующих позиций, обмен мнениями и так далее. Акцент на этой стадии делается на толерантности и принятии различий всеми.

  • Урегулирование, когда группа вырабатывает свой стиль работы, который должен привести к успеху, появляется доверие , увеличивается мотивация учащихся.

  • Деятельность, группа уже может достигнуть определенных целей, принимаются решения, конфликты эффективно разрешаются.

Чёткая задача работы ставится через формулирование цели, детализацию заданий , демонстрацию примеров. Составляется план действий. В команде распределяются роли, взаимопомощь поощряется. Необходимо поддерживать отдельных членов группы, комментируя и поощряя их. Обучение на основе методов сотрудничества подразумевает, что обучение - это социальный акт. Ученики приобретают необходимый опыт общения, учатся находить компромисс, чем больше внимания друг к другу, тем успешнее совместная работа, по мере роста заботы возрастает и мотивация, чувство ответственности. Когда группа достигает успеха, повышаются самооценки каждого индивидуума, цели обучения согласовываются между участниками. Технологии могут усилить впечатление от совместной работы, показать результаты более наглядно.

Могут существовать разные варианты совместной работы:

  • Сотрудничество на основе ИКТ

  • Обучение в сотрудничестве

  • Групповая работа

Педагогика сотрудничества - это:

- индивидуальная работа;

- соревновательная;

- кооперативная.

Преимущества сотрудничества учащихся ярко проявляются при развитии навыков мышления высокого уровня. Групповые обсуждения и дебаты способствуют развитию навыков критического мышления.

Ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотрудничества - все это помогает развить навыки устного общения.

По сравнению с индивидуальной работой, групповое решение проблемы дает возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения и проанализировать большее количество вариантов ее решения. Таким образом, все члены группы развивают свои навыки решения проблем. Сотрудничество сфокусировано на процессе обучения, который включает оценивание работы с точки зрения взаимодействия группы и вклада каждого члена. Стратегии совместного обучения носят инновационный характер, они включают разнообразные варианты заданий, повышают интерес учеников к обучению и побуждают учеников представлять результаты своего труда оригинальным способом, с использованием видео материалов, иллюстраций, моделей и другими способами.

Обучение в сотрудничестве способствует повышению усвоения материала, так как ученики, которые занимаются в малых группах, лучше усваивают и запоминают учебный материал по сравнению с учениками, которые обучаются традиционным способом.

Столкнувшись с трудностями во время индивидуального обучения, ученики нередко прекращают попытки преодолеть их, тогда как во время групповой работы ученики в большинстве случаев находят способы решения проблемы и достигают целей обучения. Ученики, которые обычно отвлекают других и мешают классу, в группе ведут себя лучше, потому что все сконцентрированы и увлечены выполнением задания. Сотрудничество отстающих и отлично успевающих учеников идет на пользу и тем и другим. Ученики учатся взаимодействовать друг с другом и побуждать каждого члена группы к эффективной деятельности. Сотрудничая и помогая друг другу, ученики развивают навыки социального взаимодействия. Совместное обучение позволяет ученикам научиться разрешать конфликтные ситуации, находя компромиссы и приходя к консенсусу.

Основные элементы обучения сотрудничества:

- работа ученика контролируется учителем;

- в группе должен быть сильный ученик и слабый;

- группы не должны быть постоянными( это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно)

- учитываются интересы всех детей;

- каждый имеет право голоса.

Ученики, сотрудничающие со сверстниками в других уголках мира, развивают в себе уважение к культурным различиям и повышают результаты собственного обучения.

Сотрудничая с людьми, отличающимися друг от друга по подходам к обучению, имеющими разный возраст и возможности, а также обладающими культурными различиями, ученики приобретают глубокое понимание индивидуальных и культурных особенностей и учатся уважать их.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приёмы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью. Он ощущает внимание учителя лично к нему. Необходимо помнить, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку зрения, установку на дальнейшую деятельность. Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственном сотрудничестве учителя. Родителей и самих детей. В младшем школьном возрасте дети очень привязываются к нам педагогам, устанавливается естественная внутренняя связь. Дети стараются подражать нам во всём, копировать манеры, следуют за авторитетным и любимым взрослым. Поэтому педагог должен быть союзником, помощником и, может быть, даже другом. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к взрослым - в школе и в семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с детьми в семье. Способности всех детей различны, искусственно форсировать развитие их невозможно, тем более, достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа. Учителю необходимо проявить мудрость и терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как принято считать, мы воспитываем личным примером, собеседничеством и сотрудничеством. Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Учить надо так, чтобы ученику удобно было учиться, а для этого надо искать способы, с помощью которых можно осуществить это учение. Главное мерило обучения - это возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза, значит, учат великолепно, и потому ученики чувствуют себя свободными .Как мы видим. Два понятия «свобода» и «сотрудничество» находятся совсем рядом, а движение по пути сотрудничества есть движение к гуманизму. Но если предоставить детям полную свободу, не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное, обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям. Сотрудничество умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное. Очень хороший результат даёт общение намёками, улыбками, полусловами.

Правила поведения при работе:

- будь корректным по отношению к товарищу;

- высказывай свою мысль четко и кратко;

-соблюдай очерёдность;

- не спеши с ответом, сначала всё обдумай;

- будь активен и любознателен;

- справедливо относись к другим.

Педагогика сотрудничества позволяет учить хорошо всех, предоставляя возможность каждому ученику учиться на пределе своих сил, а это ведёт к развитию ребёнка. Очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во многом определяет результативность. В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются стереотипы, формируется творческая, критическая, самостоятельная и самокритичная личность. Эффективность общения во многом зависит от взаимоотношений педагога и ученика. Ребёнок должен иметь право на свою точку зрения и не бояться её высказывать, в ожидании наказания или замечания учителя, страха осуждения. Иногда умение отстаивать своё мнение важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. Сотрудничая с детьми, необходимо не только ставить перед ними учебную проблему, но и самому являться активным участником диалога, мудрым помощником.

Этапы урока:

Подготовка к выполнению группового задания.

Деятельность: постановка познавательной задачи;

инструктаж о последовательности работы;

раздача дидактических материалов группам.

(Приёмы и методы групповой работы: «Мозговой штурм» - решение научной или учебной проблемы посредством объединения «творческих мыслей учащихся, создание коллективного мозга. Применим на всех этапах урока. Разбивка на кластеры (блоки идей) - графическая организация материала, которая помогает им понять, что можно сказать по данной теме.)

Групповая работа.

Деятельность: постановка познавательной задачи;

знакомство с материалами, планирование работы в группе;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);

подведение итогов группового задания.

(Приёмы и методы групповой работы: Взаимообучение - учащиеся выполняют роли «учителя» и «ученика» или «докладчика» и «респондента». Взаимоопрос - учащиеся составляют вопросы по теме, затем могут их задать другим группам

Трёхступенчатое интервью - партнёры берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей. Отработка умений - учащиеся получают задания по карточкам или составляют карточки-задания для других групп. Пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения.)

Заключение.

Деятельность: постановка познавательной задачи;

сообщение о результатах работы в группах;

анализ познавательной задачи, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи,

дополнения.

(Приёмы и методы групповой работы: синквейн - пятистрочие, отражающее понимание темы и отношение к ней. Презентации результатов.)

© 2010-2022