Обучение говорению на английском языке при подготовке к ОГЭ учащихся 9-х классов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение говорению на английском языке при подготовке к ОГЭ

учащихся 9-х классов.


Цветкова Е.В., учитель английского языка

МБУ СОШ № 70 (У) г.о. Тольятти


Одним из главных аспектов проверки на экзамене является практическое владение устной речью в рамках изученных тем, а также коммуникативная компетенция учащихся. Раздел «Говорение», как известно, включает два типа задания (С2 и С3): тематическое монологическое высказывание и диалог с целью обмена информацией. Представляется разумным вести подготовку к экзамену, используя знакомый учащимся лексико-грамматический материал и на основе изучаемой в 9 классе общеобразовательной школы тематики. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.

Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Необходимым условием и важнейшим средством осуществления коммуникативности как ведущего принципа современной методики является ситуативная направленность обучения иноязычной речью.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом.

При овладении иностранной речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком. Часто «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер, а не является условием создания других речевых навыков: навыка чтения и письма.

Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистичесчких средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а так же жесто-мимические особенности данного языка.

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер. Это зачастую является последствием недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи на иностранном языке.

Устная часть экзамена приведена в соответствие с концепцией и технологией проведения устной части ЕГЭ.

В 2016 году устная часть ОГЭ (ГИА) по английскому языку будет включать в себя три задания:

Задание 1 - чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку - 1,5 минуты.
Задание 2 - условный диалоге-расспрос. Вам необходимо ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов.
Задание 3 - монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Планом являются вопросы в задании. Время на подготовку - 1,5 минуты.

Общее время ответа одного участника ОГЭ, включая время на подготовку - 15 минут. В отличие от формата ГИА прошлых лет, когда учащиеся общались непосредственно с учителем-экзаменатором, начиная с 2016 года ученики выполняют и эту часть на компьютере. Задания появляются на экране по мере выполнения предыдущего. Так, сначала Вам будет показан текст из задания 1, будет вестись отсчет времени на подготовку, после которого сразу включается запись. По окончании вашего ответа (автоматически) начинается следующее задание.

Задание №1 - чтение вслух небольшого текста

У Вас будет 1,5 минуты на подготовку и Вы должны успеть прочитать текст за 2 минуты. Максимальное количество баллов за данное задание - всего 2, и получите Вы их в случае, если Ваша речь будет легко восприниматься экспертами, в ней будут отсутствовать необоснованные паузы, и Вы допустите не более 5 фонетических ошибок, две из которых могут даже искажать смысл текста.

Для отработки данного навыка совет прост - да здравствует старое доброе чтение вслух!

Задание №2 - условный диалог-расспрос

В данном задании представлены 6 логически связанных общей темой вопросов в форме опроса общественного мнения.

Так например, в демо-версии 2016 приводятся следующие вопросы по теме спорт:

How old are you?

How many times a week do you do sports?

What sport is the most popular with teenagers in your region?

What sports facilities are available in the place where you live?

Why do you think it is importanat to keep fit?

What would you advise a person who wants to keep fit?

Интересно, что здесь каждый вопрос оценивается в 1 балл. И Вы его не получите, если ответ на вопрос не дан вообще, если ответ не соответствует вопросу , если ответ дан в форме слова или словосочетания (вниманию любителей односложных ответов!), если в ответе есть ошибки, которые препятствуют его пониманию.

Итак, 6 вопросов, за которые можно максимально получить 6 баллов. Временной лимит на каждый ответ - 60 секунд.

Задание №3 - монолог с опорой на текст задания

Здесь на подготовку у Вас есть всего 1,5 минуты, и ваш монолог должен длиться не менее 2-х минут.

Вообще, именно это задание раздела speaking/говорение ГИА по английскому языку претерпела наименьшие изменения в 2016 году.

Вам по-прежнему, нужно связно высказаться по всем трем критериям, представленным в задании.

Вот о чем, например, нам предлагают поговорить в демо-версии задания:

Remeber to say:

why people like taking pictures

why taking photos is more popular today than it was in the past

what the best photo you have ever taken is

Этот подраздел устной части оценивается по трем критериям: решение коммуникативной задачи (здесь крайне важно развернуто рассказать о всех трех аспектах, упомянутых в задании, и не игнорировать вопросы why?/почему? ), организация высказывания (высказывание должно быть логично выстроено и объединено в единое целое с помощью связок, должны присутствовать вступительная и финальная фразы) и языковое оформление (требуется продемонстрировать разнообразный словарный запас и различные грамматические структуры, соответствующие уровню языка А2 (pre-intermediate) для ГИА.

Как и раньше при нуле за решение коммуникативной задачи, выставляется 0 баллов из 7 возможных за это задание устной части. И этот ноль заработать совсем не сложно, достаточно, например, проигнорировать два ключа в задании-опоре, то есть ответить только на один вопрос из трех предложенных.

Интересно, что в новом формате (формате устной части 2015-2016 учебного года) сдающие экзамен будут разговаривать с компьютером и, естественно, будет вестись аудио и видеозапись этой части экзамена для последующей оценки экспертами.


© 2010-2022