Доклад: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

1. Иностранный язык – язык  иной страны. Нет, пожалуй, ребенка, который не хотел бы овладеть новым для него языком, иным чем тот, на котором говорят окружающие. Может быть, им руководит присущая детям  любознательность, стремление раздвинуть границы привычного мира, желание прикоснуться к загадкам, которыми наполнен для ребенка мир, а иностранный язык – не последняя из них. А может быть, ребенком руководит желание иметь свои маленькие «тайны», говоря на ином языке. (Кому не известно стремление ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО «ЖЕРДЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»













МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


НА ТЕМУ: « ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»






Преподаватель: Н.В..ТАРАСОВА.













2006

ПЛАН:

1.Введение

2. Каким должен быть учитель иностранного языка, его профессиональные качества

а) Предметные качества

б) Методические качества

3. Советы начинающему учителю для приобретения необходимых качеств.

4. Вывод.

1. Иностранный язык - язык иной страны. Нет, пожалуй, ребенка, который не хотел бы овладеть новым для него языком, иным чем тот, на котором говорят окружающие. Может быть, им руководит присущая детям любознательность, стремление раздвинуть границы привычного мира, желание прикоснуться к загадкам, которыми наполнен для ребенка мир, а иностранный язык - не последняя из них.

А может быть, ребенком руководит желание иметь свои маленькие «тайны», говоря на ином языке. (Кому не известно стремление детей придумывать свои собственные языки, всячески комбинируя и искажая словоформы родного языка).

Особенно велик интерес к иностранным языкам у младших школьников. И на первых уроках иностранного языка на начальном этапе обучения преподаватель видит, что дети полны радостных ожиданий.

Однако скоро эта радость меркнет и ожидания сменяются неверием в успех, разочарованием.

Отчего это происходит? Почему не всем преподавателям иностранного языка удается использовать это изначальное желание детей овладеть иностранным языком, чтобы научить их практически пользоваться им?

Тому есть разные причины, и одной из них является причина недостатка навыков профессионализма у преподавателей ин. языка. В этом докладе мне хотелось бы раскрыть понятие «профессиональные качества преподавателя», и выяснить что они в себя включают.

2. Существует мнение, будто система обучения иностранному языку такова, каков сам преподаватель, это не совсем так, но в нем есть смысл, ибо за ним кроется тот простой факт, что разрабатывая ту или иную систему обучения, методисты не задаются вопросом о том, какими личностными качествами должен обладать преподаватель, чтобы максимально эффективно реализовать предлагаемую ему методическую систему. В методике негласно принято исходить из какого-то усредненного типа преподавателя. Однако очевидно, что таких преподавателей не существует. Каждый педагог - это прежде всего человек, обладающий определенными личностными свойствами, которые находятся в конкретной связи с его профессиональными качествами.

Профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы. Первая - это знание преподаваемого языка (практическое и теоретическое) и культуры народа -носителя данного языка. Вторую группу составляют методические знания и умения учителя, третью- педагогические.

Рассмотрим каждую группу качеств в отдельности и проследим их взаимосвязи.

Предметные качества.

Практическое владение языком - основа предметных связей. Оно предполагает умения выражать мысли в устной и письменной форме, читать с полным пониманием художественную и публицистическую литературу в подлиннике, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Требуется владеть правильным произношением, интонацией, иметь достаточно широкий запас слов и выражений, владеть нормами грамматики. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя. Ему надлежит также различать стили речи, чтобы не пользоваться на уроке сленгом или книжным языком. Учителю необходимо иметь знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка (фонетика, лексикология , грамматика, элементы истории языка) и теории разного языка учащихся.

К предметным качествам относятся и знания культуры страны преподаваемого языка (или стран) - географии, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, обычаев. Желательно иметь сведения о культурных и иных связях страны преподаваемого языка с родной страной учащихся. Все это - основа социокультурной компетенции учителя.

Методические качества

Учитель должен настолько разбираться в вопросах методики обучения иностранным языком, что быть в состоянии понять и оценить методическую концепцию учебника, по которому ему приходится преподавать (или уметь выбрать из нескольких учебников наиболее подходящий для своих условий) главное - уяснить себе цели обучения иностранному языку, понять их видоизменения по ступеням обучения.

Методические качества тесно связаны с предметными. Практическое владение языком позволит, при соблюдении методических норм, успешно обучать учащихся устной речи, чтению, аудированию, письму, правильно подбирать аудиоматериалы и книжки для чтения. Знание теории иностранного и родного языков позволит прогнозировать затруднения учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование страноведческих знаний поможет обеспечить социокультурный аспект обучения, разбудить и поддержать интерес учащихся к изучаемому языку, к чужой стране, её народу.

От наличия методических знаний зависит умение учителя целесообразно спланировать цепочку уроков ( и каждый входящий в неё урок), учитывая ступень обучения, содержание материала, предоставленного учебником, подготовленность учащихся данной группы, их интересы, и склонности. Хорошо, если по возможности на каждом уроке учащимся предлагается что-то интересное: будь то новая ситуация или игра, занимательный факт из истории слова, поговорке, присказка и т.п. Но это возможно лишь при наличии широких предметных и методических познаний.

Методические и предметные качества требуются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Учитель должен уметь организовывать кружок (клуб, вечер) иностранного языка, подобрать нужные материалы.

Педагогические качества

Ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к учащимся, найти сильные и слабые стороны каждого учащегося и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка и взаимоотношений с другими ребятами. Индивидуальный подход и педагогический такт особенно важны при оценке успехов учащихся и их усилий. Не следует злоупотреблять «двойками», иногда отметку можно и не поставить. Большее значение, чем отметка, должна бы для ученика иметь оценка учителя, его порицание, поощрение, указание.

Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимися. Особенно это значимо на уроках иностранного языка, так как мы обучаем коммуникативной деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы атмосфера в классе была непринужденной, такой, которая вызывает желание высказаться. Помимо методических средств (создание адекватных ситуаций, организации работы в парах) этому в немалой степени способствует контактность самого учителя, его уважение к личности каждого учащегося, понимание его трудностей, помощь, вовлекающая всех в посильную деятельность. Надо также поощрять и наиболее способных учащихся, давать им возможность проявить себя.

Педагогическая группа включает любовь к детям, заинтересованность, в развитии личности каждого из них, умение укрепить в детях чувство собственного достоинства. Учитель должен обладать способностью к творческой деятельности. Без этого невозможно разработать и осуществить замысел цепочки уроков, учитывающий разнообразные условия, найти новые приемы.

Педагогические качества помогают учителю правильно организовать процесс обучения, они необходимы и для завоевания авторитета у учащихся. Без уважения со стороны учащихся никакое воспитательное воздействие на них невозможно, немыслимо и полноценное общение. На уважении к учителю держится и хорошая дисциплина на уроках. А уважают учителя за знание предмета, за умение обучать и добиваться успехов у учащихся, за справедливость в оценках. Учащиеся ценят того учителя, в котором видят профессиональнала, человека, обладающего собственным достоинством, личность.

3. Для приобретения необходимых качеств молодым педагогам важны многие условия и процесс этот во многом индивидуален. Но все же существуют следующие советы.

Главное - установка учителя на самообразование и самовоспитание, желание овладеть своей профессией. Второе условие это способность к самоанализу и самооценке. Имеет значение и атмосфера в школе - отношения с коллегами, возможность побывать на уроках других учителей, а также наличие поблизости образовательных учреждений - института усовершенствования учителей, методкабинета.

Первым делом надо постараться самокритично проанализировать свою работу, оценить её результаты, отдать себе отчет в том, что удается и что не получается, какие качества налицо, каких недостает. Самоанализ должен стать частью подготовки к урокам, самооценка же может возникнуть и на уроке.

Исправлять замеченные за собой методические и педагогические ошибки не рекомендуется тут же на занятиях, так как для этого нет времени, а урок нужно продолжить по намеченному плану. Не следует стремиться все исправлять сразу, лучше выбрать одно- два качества и на них сосредоточить все усилия. А когда появятся положительные сдвиги, переходить к следующим качествам. Для совершенствования иностранного языка следует использовать фонозаписи, фильмы, книги, и всякого рода курсы очно-заочного обучения. Для совершенствования методических качеств имеется соответствующая литература, разработки авторов учебников, журналы «иностранные языки в школе», «Специалист», «Среднее Профессиональное образование», полезны и семинары, конференции, посещение уроков опытных педагогов. Для улучшения педагогических качеств полезно неформальное общение с учащимся, в частности на внеурочных занятиях. У учителя возникает возможность лучше узнать своих воспитанников, убедиться лишний раз в том, какие они все разные (инициативные и пассивные, веселые и хмурые) И учащиеся со своей стороны лучше узнают учителя, видят его компетентность, замечают такие его качества, как терпение, жизнерадостность, чувство юмора, способность увлечься общим делом. Все это сближает участников педагогического процесса, помогает им наладить контакт друг с другом.

Отметим еще один момент, важный для завоевания авторитета у подростков. Любое достойное увлеченье, даже и не связанное с профессией, привлекает детей, вызывает их интерес к вам как к человеку. Если вы сильны сильны в каком-либо виде спорта, болеете за какую-либо команду, занимаетесь туризмом, собираете монеты, марки, рисуете, вышиваете, наконец любите животных - не скрывайте ваших увлечений от учащихся, а наоборот используйте для установления с ними человеческого контакта. Это поможет взаимопониманию и в конечном счете, проведению уроков.

4.Совершенствование качеств личности - трудное дело, нужны способности к самовоспитанию, воля, настойчивость. Лучше всего начинать с попыток творчески подойти к решению своих профессиональных задач, постараться отойти от шаблона. Не надо сделать ошибку , все поправимо, если есть установка на самоанализ. Залог успеха в том, чтобы хоть в чем то продвинуться к педагогическому мастерству и почувствовать себя способным к самообучению и самовоспитанию.

Литература:

  1. Алказишвили «Основы овладения устной иностранной речью» Москва «Просвещение»1988г.

  2. Бим И.Л. «Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе» Москва «Просвещение» 1988г.

  3. Риверс У.М. «Психолог и преподаватель иностранного языка ‖ Методика преподавания иностранных языков за рубежом» - М. 1967.

  4. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М., 1981.

  5. Цетлин В.С. Теоретические вопросы обучения иностранным языком ‖ Иностранный язык в школе. - 1996. - № 3 Какими профессиональными качествами должен обладать учитель иностранного языка?


© 2010-2022