Статья «Что является новым в трактовке целей обучения в программе обучения иностранному языку?»

                                          При формулировании целей обучения иностранному  языку в школе  исходят из учета требований современного общества, а именно «средствами предмета иностранного языка обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное  и межкультурное общение с носителем яз...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на круглом столе в рамках курсов повышения квалификации

Тема « Что является новым в трактовке целей обучения в программе обучения иностранному языку?»

Учитель иностранного языка МБОУ СОШ №71 г.о. г. Воронеж

Шалкина Ольга Андреевна

2015

При формулировании целей обучения иностранному языку в школе исходят из учета требований современного общества, а именно «средствами предмета иностранного языка обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка. Для достижения этой цели необходимо усилить социокультурную направленность обучения иностранному языку.

1. Цели формулируются в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Цели диагностируемы, т.е. сформулированы как ожидаемый учебный результат

3.Цели конкретны, но их степень общности соответствует уровню учебного предмета

4.Цели образуют многоуровневую систему в соответствии с выделяемыми уровнями усвоения материала и определяют общеинтеллектуальную структуру деятельности учащегося

5.Язык научный, но оставляет обучающемуся возможность увидеть личный смысл в изучении данного учебного предмета.

6.В целях учебного предмета фиксируются общие интеллектуальные умения, приобретение и дальнейшее развитие которых обеспечивает разработку новых технологий, методик, приемов работы и учения.

Цели учебного предмета «иностранный язык» сформулированы на четырех уровнях. В программе (как и в ФГОС), уровни усвоения определены глаголами - иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

Цели первого уровня можно представить в виде: <иметь представление> + <о чем?>.

Варианты первого уровня целей - иметь представление:

• о круге проблем, в ряду которых находятся проблемы и вопросы данного курса;

• об обязательных для изучения модулях и разделах, а также возможности выбора «своего пути»;

• о существующих подходах к рассмотрению проблем курса и соотношении с ними подхода, используемого в данном курсе;

• о современном состоянии научных дисциплин, являющихся основой для учебного курса, и перспективах их развития в будущем;

• об основных сферах применения получаемых знаний;

• о связи курса с другими дисциплинами (направления или специальности, образовательной области) и о его роли в подготовке обучающихся;

• о вопросах и проблемах, по каким-либо причинам не рассматриваемых в курсе, но имеющих важное значение для понимания проблематики курса в целом и т.д.

Определяя цели первого уровня, можно использовать синонимы глагола «иметь представление»: быть знакомым, узнавать, видеть взаимосвязь, ориентироваться и т.д.

Цели второго уровня можно представить в виде: <знать> + <что?> и сформулировать как знать:

• объекты, предметы, цели, задачи, место курса среди других курсов;

• понятия, определения, термины (понятийный аппарат курса);

• даты, факты, события, явления (фактологический материал курса);

• признаки, параметры, характеристики, свойства изучаемых в курсе объектов;

• системы, их элементы (базовые объекты курса), связи между ними, внешнюю среду, процессы, функции и состояния систем;

• принципы, основы, теории, законы, правила, используемые в курсе для изучения объектов курса;

• методы, средства, приемы, алгоритмы, способы решения задач курса;

• модели, схемы, структуры, описывающие объекты курса и их деятельность;

• классификацию по различным критериям объектов курса, задач курса и способов их решения;

• оценки, границы, пределы, ошибки, ограничения изучаемых в курсе методов, моделей, теорий и т.д.

Цели третьего уровня «уметь» можно сформулировать в. виде: <Деятельность, задаваемая глаголом> + <предмет, на который направлена эта деятельность>.



Варианты формулировок целей третьего уровня.

Деятельность

Предмет

Выбирать, выделять, отделять

объекты курса из окружающей среды

Оформлять, представлять, описывать, характеризовать

данные, сведения, факты, результаты работы на языке символов (терминов, формул, образов), введенных и используемых в курсе

Высказывать, формулировать, выдвигать

гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации (состояния, события), о путях (тенденциях) ее развития и последствиях

Планировать

свою деятельность по изучению курса и решению задач курса

Классифицировать, систематизировать, дифференцировать

факты, явления, объекты, системы, методы, решения, задачи и т.д., самостоятельно формулируя основания для классификации

Рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять

признаки, параметры, характеристики, величины, состояния, используя известные модели, методы, средства, решения, технологии, приемы, алгоритмы, законы, теории, закономерности

Выбирать

способы, методы, приемы, алгоритмы, меры, средства, модели, законы, критерии для решения задач курса

Обобщать, интерпретировать

полученные результаты по заданным или определенным критериям

Контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль

до, в ходе и после выполнения работы

Изменять, дополнять, адаптировать, развивать

методы, алгоритмы, средства, решения, приемы, методики для решения конкретных задач (находить нестандартные способы решения задач)

Формулировать, ставить, формализовать

проблемы, вопросы и задачи курса, выделять их из фона

Прогнозировать, предвидеть, предполагать, моделировать

развитие событий, ситуаций, изменение состояния (параметров, характеристик) системы или элементов, результаты математического или физического эксперимента, последствия своих действий (решений, деятельности)

Цели четвертого уровня по форме могут быть представлены как цели третьего уровня, но при этом подчеркивается более высокий уровень владения практическими навыками в решении конкретных задач курса. Возможно объединение этих целей с целями третьего уровня.

Самое главное - сопоставить в дальнейшем цели с учебными контролирующими заданиями. Необходимо проверить, есть ли в формулировке заданий те глаголы, которые присутствуют в формулировке целей.

Цели курса определяют структуру и содержание всех компонентов курса (кроме требований) и объединяют их в «единое целое», что дает возможность обеспечить структурную, содержательную и методическую целостность учебного курса.

Правильно сформулированные цели в рабочей программе курса - показатель как ее качества, так и качества самого курса.

Конкретным примером для постановки целей может служить следующий материал:

Цели первого уровня. Учащиеся должны иметь представление:

-о круге проблем данного курса, об обязательных для изучения модулях (и возможностях выбора своего «пути»),

-о современном состоянии данной дисциплины,

-об основных сферах применения получаемых знаний,

-о связи курса с другими дисциплинами.

Цели второго уровня. Учащиеся должны знать:

- основные лексические и грамматические структуры;

- содержание материала по всем лексическим темам, а также использовать дополнительную информацию по изученным темам;

- правильно излагать и четко формулировать основные цели изучения иностранного языка, самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;

Цели третьего уровня. Учащиеся должны уметь:

- работать в группе, проявлять способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

- осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации, представлять и обсуждать результаты;

- использовать различные источники информации и Интернет-ресурсы для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей;

-работать с иноязычным текстом, иметь навыки смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность;

- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи и выделять значимую информацию.

Цели четвертого уровня. Учащиеся должны владеть:

- основами самообразования, самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

При реализации данных целей:

1).Развивается коммуникативная компетенция на иностранном языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:

а) речевая компетенция - развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности (А2);

б) языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;

в) социокультурная компетенция - школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на иностранном языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;

г) компенсаторная компетенция - развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов и т. д.;

д) учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, через Интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение иностранным языком.

2).Продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета «Иностранный язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения иностранному языку в определенном УМК реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дает возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствует взаимопониманию между представителями различных сообществ. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение иностранным языком ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе - к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики культуры своего народа, его самобытности и места собственной личности в жизни социума.


© 2010-2022