Анализ УМК по немецкому языку для 6 класса «Deutsch. Schritte 2»

Данный материал содержит анализ учебно-методического комплекта (УМК) для 6 класса общеобразовательных учреждений «Deutsch. Schritte 2» авторы:  И.Л. Бим, Л.М. Санникова. УМК адресован учащимся 6 классов общеобразовательных учреждений, начавшим изучение немецкого языка со 2 класса.     В анализе подробно рассказывается о составных компонентах данного УМК:    учебнике, книге для чнения, рабочей тетраде, книге для учителя и акдиоприложении.                   В конце аналиса делаются общие выводы о ...
Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ УМК по ИЯ 6 класс

Учебно-методический комплект (УМК) для 6 класса общеобразовательных учреждений "Deutsch. Schritte 2" адресован учащимся 6 классов общеобразовательных учреждений, начавшим изучение немецкого языка со 2 класса. .
В состав УМК входят:

- учебник - авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова;

- книга для чтения (изданная в одном переплете с учебником) - составитель Е.В. Игнатова;
- рабочая тетрадь - авторы И. Л. Бим, Л. М. Фомичева;
- книга для учителя - авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Р. X. Жарова (итоговый тест);
- аудиоприложение.

Все вышеперечисленные компоненты постоянно используются учителем и учащимися в учебном процессе. Учебник и рабочая тетрадь используются учениками; книга для учителя, аудиоприложение, а также учебник являются непосредственным средством обучения и используются в процессе обучения иностранному языку учителем.

В качестве наглядных пособий учитель частично может использовать грамматические таблицы, предметные, сюжетные и тематические картины, видеофильмы.

Курс обучения в 6-м классе ставит своей целью закрепить, совершенствовать и развить дальше приобретенные школьниками в 5-м классе языковые и страноведческие знания, как речевые навыки и умения, так и общие и специальные учебные умения, ценностные ориентации, а также сформировать новые с тем, чтобы учащиеся продвинулись дальше в своем практическом овладении немецким языком, продолжали приобщаться к культуре страны изучаемого языка и чтобы все это в своей совокупности обеспечивало средствами учебного предмета образование, воспитание и разностороннее развитие школьников.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ УМК:

1. Книга для чтения

Книга для чтения (составитель Е. В. Игнатова) дополняет учебник и является его неотъемлемой частью; книга содержит значительное число текстов и позволяет увеличить объем читаемого. С ее помощью следует приучать учащихся к каждодневному домашнему чтению, приступая к этому как можно раньше. Вначале можно подойти к решению этой сложной задачи дифференцированно, учитывая уровень обученности учащихся. Так, для учащихся с высоким уровнем обученности обязательно в целом прочтение 6-7 текстов в неделю (по учебнику и книге). Для учащихся с низким уровнем обученности дозировка может быть уменьшена по усмотрению учителя.
Чтобы приучить учащихся читать каждый день независимо от того, есть ли на следующий день урок немецкого языка или нет, необходимо четко наладить контроль домашнего чтения. Предусматривается контроль двух видов: 1) текущий и 2) отсроченный. (Последний может быть промежуточным или итоговым). .
Задачи текущего контроля: а) наладить систематическое чтение и проверить сам факт прочтения текста; б) следить за ходом самостоятельной работы с книгой. Для этого учащиеся ведут тетради для контроля домашнего чтения по форме, указанной в памятке (см. учебник, с. 29). Ведение этих тетрадей учитель бегло проверяет в начале урока или выборочно в течение урока, когда сочтет это возможным, не выделяя на это специального времени, или, наконец, вне урока. .
Задачи отсроченного контроля: а) проверить технику чтения отдельных учащихся; б) проверить понимание прочитанного и отношение к нему ученика и тем самым определить, самостоятельно ли ведется тетрадь по контролю домашнего чтения. Во время контроля может быть также подытожена и обобщена информация, содержащаяся в текстах. Для этого используются задания из книги для чтения и другие способы контроля (желательно экономные по времени) по усмотрению учителя. Следует иметь в виду, что контроль должен прежде всего помочь учащимся наладить самостоятельное домашнее чтение и всячески стимулировать их работу, а не наказывать их. В этой связи нужно обязательно отмечать тех, кто читает систематически и аккуратно ведет тетрадь по домашнему чтению.
Отсроченный промежуточный контроль может быть осуществлен на специальных уроках по домашнему чтению, а итоговый - на одном из последних уроков работы над параграфом и на уроках повторения.

2. Книга для учителя

Книга для учителя содержит данное введение, тематические планы к параграфам и рекомендации по работе с ними. В тематических планах дается краткое описание содержания параграфа, выделены решаемые в нем задачи, указан языковой материал и объекты контроля, дается установка на выполнение тех или иных проектов, предусматривающих использование немецкого языка в других, часто внеклассных видах деятельности - игровой, художественно-оформительской и т. п.
Рекомендации по работе над параграфом не имеют формы развернутых сценариев - они содержат перечни предлагаемых для решения задач с указанием на то, какие для этого рекомендуются конкретные упражнения. К упражнениям даются комментарии о всевозможных способах их выполнения, предлагаются разные варианты, учитывающие разный уровень обученности школьников. .
К книге для учителя даются следующие приложения: 1) тексты для аудирования; 2) материалы к проведению итогового теста за 6-й класс и оцениванию его результатов. .
Содержание и структура книги для учителя нацелены на то, чтобы обеспечить непосредственное управление деятельностью учителя и опосредованное - деятельностью учащихся. Книга призвана помочь учителю организовать учебно-воспитательный процесс, давая ему возможность проявить свое творчество, более того, побуждая его к этому.
Последнее обеспечивается наличием вариативных рекомендаций по планированию работы (см. ниже отдельный раздел), отсутствием жесткого плана проведения каждого урока, который учитель может конструировать сам, наличием в рекомендациях к урокам разных вариантов работы, которые выбираются учителем в зависимости от конкретных условий, а также наличием факультативного материала. .
Следует иметь в виду, что авторы сделали попытку выделить в учебнике базовый уровень обучения, показав вместе с тем возможности его расширения и углубления (см. задания со звездочкой).
Базовый уровень - это минимально достаточный для осуществления иноязычного общения (устно-речевого и опосредованного через письменно фиксированный текст) уровень обученности, который должен быть достигнут всеми школьниками. .
Таким образом, с помощью книги для учителя должно быть обеспечено достаточно гибкое управление педагогическим процессом, которое, кроме того, предусматривает широкое применение.

3. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь - один из важных компонентов УМК, предусмотренных для самостоятельной работы учащихся дома и на кроке иностранного языка.

В нем содержатся задания и упражнения на закрепление изучаемого лексико-грамматического материала, а также на повторение ранее усвоенных грамматических и лексических явлений.

Рабочая тетрадь состоит из краткого курса повторения изученного материала, 7 разделов (каждый представлен разной темой и содержит ряд упражнений), заключительного теста-опросника и приложения (содержит грамматический материал для повторения). Все задания соответствуют темам учебника и составлены в строгом порядке.

Следует отметить высокохудожественное оформление тетради: разнообразие иллюстративного материала, схем, географических карт, таблиц, обозримое построение заданий. Это непременно способствует повышению мотивации учащихся средних классов на уроке.

Все задания в тетраде направлены на развитие речевой активности учащихся, на развитие лексических и грамматических навыков, на интеллектуальное развитие школьников, на расширение их общеобразовательного кругозора, а также на формирование таких качеств личности, как самостоятельность и активность.

Данное пособие преднозначено для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.

4. Аудиоприложение

Аудиоприложение является неотъемлемой частью учебно-методического комплекта «Немецкий язык. 6 класса» авторов И.Л.Бим и других. Диск содержит аутентичные материалы для прослушивания текстов разных жанров, представленных в учебнике: тематические диалоги, информационные тексты, стихи, песни, начитанные носителями языка. В записи также принимали участие учителя и учащиеся Немецкой школы им. Фридриха-Иозефа Гааза при Германском Посольстве в Москве. Аудиокурс снабжен упражнениями для проверки понимания прослушанных текстов и диалогов, с целью развития коммуникативных навыков. Тексты и песни на аудиодиске погружены в естественный звуковой контекст. Учебное пособие предназначено для учащихся 6 класса общеобразовательных школ общего типа и является логическим продолжением УМК для 5 класса.

5. Учебник "Deutsch. Schritte 2»

В соответствии с действующими вариантами базисного учебного плана учебник рассчитан на 102 учебных часа (по 3 часа в неделю) занятий иностранным языком. Однако по решению педагогического совета школы количество учебных часов может быть увеличено за счет школьного компонента учебного плана до 4 часов в неделю. Это, несомненно, создаст более благоприятные условия для овладения немецким языком, который, как показывают научные исследования, представляет для учащихся значительно большую трудность, чем, например, английский или французский язык.
Материал учебника объединен по ситуативно-тематическому принципу в параграфы, каждый из которых имеет блочную структуру (как и в основной части учебника для 5-го класса), исключение составляет небольшой вводный (повторительный) курс, который по аналогии с первой частью учебника для первого года обучения имеет так называемую «пошаговую» структуру.
Основной содержательной линией учебника является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы:
Guten Tag, Schule! (Kleiner Wiederholungskurs)
I. Schulanfang (Schulbeginn). Ist er überall gleich?
II. Draußen ist Blätterfall.
III. Deutsche Schulen. Wie sind sie?
IV. Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen.
V. Freizeit... Was gibt's da alles!
VI. Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?!
VII. Am Ende des Schuljahrs - ein lustiger Maskenball!

Краткий повторительный курс может быть при необходимости расширен за счет материала 5-го класса. .
Каждый параграф представляет собой серию блоков, имеющих ту или иную деятельностную доминанту, частично отраженную в названиях блоков.
1. Lernst du was, dann weißt du was! - работа над лексической стороной речи.
2. Grammatik! Ist das eine harte Nuss? - работа над грамматической стороной речи.
3. Lesen macht klug - работа над чтением.
4. Wir sind ganz Ohr - работа над аудированием.
5. Reden ist Silber und Schweigen ist Gold. Aber nicht beim Fremd-sprachenlernen - работа над говорением.
6. Wir prüfen, was wir schon können - повторение, систематизация и контроль.
7. Deutsch lernen - Land und Leute kennen lernen - страноведческий блок.

Последовательность блоков указана условно: серия может начинаться и с текстового блока по обучению чтению (см., например, параграф VII).
В конце учебника даны приложения: 1) образцы фонетических тренировочных упражнений, которые учитель может по своему усмотрению использовать для корректировки произносительных навыков учащихся, обращаясь к ним по мере надобности или отсылая к ним самих школьников; 2) итоговый тест для выявления уровня обученности учащихся1. В приложении к книге для чтения даны: 1) краткий лексикон авторов вошедших в книгу текстов и 2) немецко-русский словарь, содержащий лексику за первый и второй годы обучения.

14



© 2010-2022