Формирование УУДна уроках английского языка

В последние годы повсеместно вводится раннее обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Этот подход оправдан психологически и физиологически, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь. Однако одной из наиболее характерных трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района

Тезис доклада учителя английского языка

МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района

Куличкиной Анны Алексеевны

В последние годы повсеместно вводится раннее обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Этот подход оправдан психологически и физиологически, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь.

Однако одной из наиболее характерных трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу, а ведь системность; одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. В данных условиях особую важность приобретает умение самостоятельно учиться, но как показывает практика, немногие учащиеся не только младших, но и средних и старших классов владеют навыками самостоятельной работы.

Слабым местом школы, по признанию исследователей (А.Г. Асмолов) остается её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования, является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению ИЯ и развитием универсальных учебных действий.

В связи с вышесказанным формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка для достижения установленных новыми стандартами результатов начального общего образования является актуальным.

Целью моего доклада является исследование процесса обучения учащихся на основе универсальных учебных действий представляется целесообразным дать характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык» на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений

Исходя из цели доклада вывели следующие задачи:

  1. Формировать познавательные УУД на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса МБОУ Чымнайской СОШ Таттинского района

  2. Проанализировать формирование УУД у младших школьников при обучении английскому языку на примере УМК М.З. Биболетова «Английский с удовольствием» 2 класс

  3. Подобрать упражнения по формированию УУД для младших школьников для обучения английскому языку в УМК М.З. Биболетова «Английский с удовольствием» для 2 класса

Для того, чтобы строить процесс обучения учащихся на основе универсальных учебных действий представляется целесообразным дать характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык»:

  1. Личностные действия

  2. II. Регулятивные действия

1) Действия целеполагания 2) Действия планирования определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата - способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность

3) Действия прогнозирования вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении, а также предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений.

Действие контроля - сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом-эталоном с целью выявления отклонений от образца, то есть умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие и понимание оценки педагога и сверстников.

Действие коррекции - внесение необходимых корректив в свои действия речепорождения и речевосприятия в случае расхождения заданного эталона-образца и его результата, реального речевого действия, то есть умение видеть ошибку и исправлять её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого (педагога, родителей).

Действия оценки/самооценки - осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, на каком уровне он находится и чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы пользоваться ИЯ как настоящие английские мальчики и девочки.

Действия саморегуляции - умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей, для преодоления неудач или когда что-то не получается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ, преодолевать импульсивность и непроизвольность.

  1. Познавательные универсальные действия:

1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.), чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке (французском, немецком и др.)».

2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;

3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

4. Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

6. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста.

IV. Коммуникативные действия:

1. умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения: владение монологической и диалогической формами иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами иностранного языка.

2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем сверстниками на уроке ИЯ;

3. постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении, чтении и письме, а также постановка вопросов в условиях инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации для выполнения проектной работы;

4. управление поведением партнёра по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий;

Осмыслить учебные действия помогает ученику групповая работа над проектом, когда дети распределяют роли и обязанности и планируют совместную деятельность. Любая работа (не только проектная) в группе даёт ученикам эмоциональную поддержку, особенно робким и неуверенным в себе детям. Совместная деятельность развивает коммуникативные универсальные действия, если создаётся благоприятная для иноязычного общения атмосфера, атмосфера поддержки и заинтересованности.

Для анализа формирования УУД у младших школьников при обучении английскому языку мною был проанализирован учебно-методический комплект М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса (новая редакция) общеобразовательных учреждений. Данный выбор обусловлен тем, что в нашем учреждении преподавание английского языка во втором классе ведется по учебно-методическому комплекту данного автора. Примагаемая к работе мультимедийная презентация содержит наглядные примеры заданий из данного учебника и рабочей тетради, способствующих формированию познавательных УУД. На формирование каждого из умений приведены несколько упражнений, иллюстрирующих эффективные типы заданий.

Данный УМК содержит упражнения направленные на формирование всех типов познавательных УУД. Но, следует отметить, что самой сильной стороной этого комплекта является активное использование знако-символьной системы при изучении языка. Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования, используемые в данном УМК:

а) объект освоения преобразовывается из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделяются существенные характеристики объекта усвоения (например, когда структура I am Katya, воспринимаемая устно, преобразуется в наглядную модель);

б) модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка (пространственно-графическая модель речевого образца - утверждение преобразуется в модель речевого образца - общий вопрос);

в) наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения;

г) декодируется информация из принятой в УМК символики, обеспечивающая лучшее понимание задания/задачи: символы для обозначения вида развиваемого речевого умения (слушаем, читаем, говорим, пишем), формы работы (индивидуально, в парах, в группе).

К недостаткам данного комплекта можно отнести недостаточную привлекательность рабочей тетради и отсутствие аудиоприложения для учащихся.

В целом УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для 2 класса (новая редакция) способствует всестороннему формированию познавательных УУД и отвечает требованиям ФГОС по данному пункту.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать иностранный язык, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как и в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Для того, чтобы построить процесс обучения учащихся на основе универсальных учебных действий действиям с учётом специфики предмета иностранный язык. Приведены примеры формирования конкретных учебных действий при помощи различных форм деятельности и типов заданий в приложении в соответствии с целью работы был проведен анализ УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для 2 класса (новая редакция) на предмет формирования группы познавательных УУД.

Все это позволило осознать структуру организации образовательного процесса в целом и разделять каждый вид деятельности при изучении английского языка с принципиально новой структурой работы, основой которой служат универсальные учебные действия.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что переход на работу в условиях образовательных стандартов требует от учителя иностранного языка принципиально новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса.

На мой взгляд, стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов.

Приложение I.

Советы по выбору типа заданий и вида деятельности для обучения конкретным учебным действиям

Личностные универсальные учебные действия.

У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной.

Познавательные универсальные учебные действия.

На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:

-научить выделять основное в тексте;

- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое- чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство - овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать - при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-заполнить таблицу,

-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат.

Приложение II.

Задания для диагностики и формирования УУД

Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

• участие в проектах;

• подведение итогов урока;

• творческие задания;

• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

• самооценка события, происшествия;

• дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

• «найди отличия» (можно задать их количество);

• «на что похоже?»;

• поиск лишнего;

• «лабиринты»;

• упорядочивание;

• «цепочки»;

• хитроумные решения;

• составление схем-опор;

• работа с разного вида таблицами;

• составление и распознавание диаграмм;

• работа со словарями;

• мнемотурнир

• «пластилин»

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

• «преднамеренные ошибки»;

• поиск информации в предложенных источниках;

• взаимоконтроль

• взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)

• диспут

• заучивание материала наизусть в классе

• «ищу ошибки»

• КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

• составь задание партнеру;

• отзыв на работу товарища;

• групповая работа по составлению кроссворда;

• магнитофонный опрос

• «отгадай, о ком говорим»

• диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

• «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Формированию универсальных учебных действий могут способствовать домашние задания творческого характера:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссворда по пройденной лексике.

Но следует прежде объяснить правила составления кроссворда:

- в кроссвордах допустимы только существительные единственного числа в именительном падеже или слова, которые имеют только форму множественного числа в именительном падеже;

- клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно нумеруются;

- вопросами могут быть рисунки, перевод слова на русский язык, словесное описание (ребенок выбирает сам, исходя из уровня своей языковой подготовки, что также способствует правильной самооценке владения языком);

3. Отгадывание или составление ребуса.

4. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

Например, при изучении тем "My pet My family Our House и т. д.

5. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

6. Разгадай шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в загаданном слове».

7. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

8. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Animals")

9. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту».

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».


© 2010-2022