Особенности преподавания английского языка на младшей ступени

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Младшая ступень, а именно 2, 3, 4 классы - самая ответственная площадка для подачи знаний, т.е. иностранного языка. Здесь происходит знакомство с новой азбукой, дети впервые пишут незнакомые буквы, учитель объясняет ученикам, что предложения в английском отличаются от русских лаконичностью, определенным порядком слов. Учащиеся младшей ступени охотнее усваивают материал, чем ученики средней ступени. Их глаза открыты широко, они словно губки «впитывают» и ловят каждое слово учителя.

Федеральный закон, государственный стандарт постановили, что в сфере общего образования по иностранным языкам и нового базисного учебного плана во всех регионах России вводят английский язык в список главного предмета начальной школы. Как оказалось, школы не готовы полностью решить эту проблему в связи с тем, что есть нехватка и отсутствие подготовленных учителей, обеспечение ИКТ в каждом классе. Главная проблема - абсолютное, но не подготовленное введение английского языка в начальной школе. К сожалению, в школах учителя в начальной школе, смутно представляют себе специфику работы и особенности приёмов обучения английскому языку в начальной школе.

Для того, чтобы решить эту проблему, учителям английского языка начальной школы поможет чёткая работа системы профессиональной переподготовки, а также в большей степени регулярное самообразование.

Я работаю с детьми начиная со второго и заканчивая девятым классом. Для меня с первого дня возникли трудности в подготовке учебного материала. Это не указывает на мою профнепригодность, это говорит о том, что при подготовке конспектов уроков и наглядных материалов для начальной ступени отнимает у меня намного больше времени в отличие от средней ступени.

Для себя я сделала следующие выводы, как совершенствоваться в преподавании английского языка на начальной ступени:

Профессиональная компетентность:

  • Знание английского языка;

  • Знание методики обучения английскому языку в 2-4 классах;

  • Знание психологических особенностей учеников младшей школы;

  • Знание педагогических критериев, процесса воспитания средствами предмета «Английский язык».

Самообразование:

  • Расширение личных интересов: приобретение разнообразных базисных знаний других учебных предметов и иных сфер жизни учеников начальной ступени;

  • Участие в научно-практических конференциях и учебных семинарах, в том числе и дистанционных курсах; работа с детьми в создании проектов по английскому языку;

  • Повышение профессиональной квалификации: изучение иностранной литературы (книг, журналов, газет), посещение профессиональных интернет-сайтов, просмотр фильмов на английском языке; владение ИКТ;

  • Разработка авторских учебно-методических материалов.

Самоанализ и самоконтроль:

  • Созидание и саморазвитие;

  • Анализ итогов проведённого урока (выявление недочетов, их причины);

  • Суммирование организации контрольной работы, модульное обучение и проектные работы.

Особенности обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста

Все мы помним разные стихотворения, сказки, считалочки из детства. Если вам напомнит кто-нибудь первую строчку, вы сразу, автоматически, продекламируете стихотворение целиком. За это мы должны поблагодарить долговременную память. Именно ею можно пользоваться во взрослой жизни, т.к. у маленького ребёнка она прекрасно развита. Всё, изученное в детстве, легко и надолго запоминается. Однако, существует и оперативная память, которая развита хуже. Нужно время, чтобы малыш научился по первой просьбе доставать информацию из своей памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдёт к их сознательному использованию. Нужно использовать достоинства памяти ребенка, например, крепость запоминания. Ученик может запоминать языковой материал крупными блоками, которые застревают в его памяти. Это случается в том случае, если у ребенка существует необходимая установка, и ученику важно запомнить то или иное слово. Прекрасный способ для этого существует - игра. Допустим, для достижения успеха в игре ребёнку нужно совершить какое-то речевое действие, и самое удивительное (и полезное!) - оно осваивается почти без усилий. Игра создаёт лучшие непринужденные условия для овладения языком в младшем возрасте, когда она особенно продуктивна. Игра так же помогает приобщиться ко всему миру, прикоснуться к тому пространству, где живут и взрослые - мы. Малыш отлично умеет отличать вымышленный мир игры от настоящего мира и переносит умения, навыки, полученные в ходе игры, на действительно важную деятельность.

Для создания общительной, спокойной обстановки на уроке следует поддерживать значительную активность каждого ученика. Не стоит насильно втягивать в игру тех, кто отказывается играть. На самом деле, они тоже могут быть заняты важной мыслительной работой: суммируют свои доводы, обдумывают ответы своих одноклассников. Организовать такую обстановку сложно. Учитель должен уметь найти подход к каждому ученику, сказать именно то слово, которое, словно ключик заставит его говорить с другими учащимися.

Будьте аккуратны с критикой. Каждое слово сказанное вами, ученик принимает на свой счет. Концентрация внимания на исправлениях учителя приведет к тому, что ученик потеряет интерес к занятиям английского языка. Обязательно дайте ребенку возможность исправиться, найдите хоть небольшой, но прогресс в занятиях каждого ученика. Похвалите ученика. Порой от похвалы ребенок раскрывается полностью, забывая, как несколько минут назад не мог выговорить ни слова от волнения.

Нужно сказать «спасибо» нашему Министерству Образования за введение иностранного языка со второго класса, потому что чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Однако, при этом ниже и его речевые потребности: сфер общения у ребёнка меньше, чем у подростка, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, изучая иностранный язык, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и английском языке, и чувство победы у него будет намного ярче, чем у детей старшего возраста. Действительно, ребенок, научившись читать на родном языке, осваивает данное умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает упрощенные, адаптированные тексты, поскольку и на родном языке читаемые тексты не так уж трудны.

Работая в школе, нужно оценивать работу детей на уроке и обращать внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им упрощенные задания, с которыми они наверняка справятся: почувствовав успех, они мобилизуют все свои силы и возможности, возможно, захотят догнать более способных детей.

Психолингвистические особенности младшего школьного возраста

в контексте изучения иностранных языков

Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Интерес! Вот, что должно быть путеводной звездой каждого учителя! Мы обязаны сохранить мотивацию учащихся как можно дольше! Всеми способами. Например, рассмотрим, какими именно.

Этого можно добиться, если учитывать следующие особенности детей данного возраста. Так, в возрасте 6-8 лет у них ещё слабо развито абстрактное мышление, они не думают о будущем, значимо для них только то, что окружает их в данный момент, и то, что происходит с ними здесь и сейчас. Значит, мы должны приготовить как можно больше картинок, плакатов, карточек и т.д. Однако, к сожалению, школа не может обеспечить классы демонстрационным материалом. Многое приходиться приобретать самостоятельно. Что уж говорить о том, что в моем классе английского языка отсутствует мультимедиа и ноутбук? Для того, чтобы уроки проходили полноценно, техника приобреталась самостоятельно.

К сожалению, уже на начальной ступени учитель должен научить ребенка грамматике. Осуществить это очень сложно. Большую часть урока нужно потратить на возбуждение интереса вообще, не говоря уж о решении серьезных грамматических правил. Для этого учителю приходиться изрядно потрудиться, чтобы в игре «Магазин» спрятать правило построения вопроса «Have you got?..». Или разыграть сценку «Русский и иностранец потерялись в лесу» и учащимся нужно расспросить друг друга, как зовут, сколько лет, какие буквы они знают, чтобы написать записку, положить ее в бутылку и бросить в «море» (корзинку с голубой тканью). А также игра «Глухонемой», в которой ученики должны говорить только на английском, если кто-то из них перейдет на русский, то второй собеседник затыкает уши и говорит, что «не слышит», т.е., не понимает!

Правила английского языка должны преподноситься как бы ненароком, невзначай. Подобные игры помогают детям понять, как бы они вели себя в реальной ситуации.

Итак, важной задачей обучения иностранному языку в начальной школе является социальное и эмоциональное развитие учеников. Невозможно представить урок в начальной школе без парной и групповой работой. Ведь именно эти формы учебного взаимодействия приучают ребёнка к сотрудничеству, воспитывают в нём толерантность, умение договариваться и преодолевать конфликты, то есть, развивают коммуникативность.

Учителям, которые работают в начальной школе нужно не забывать, что они работают с маленькими, но уже личностями, которые формируются здесь и сейчас. Дети смотрят на вас и им хочется быть похожими на взрослых. Нужно как можно добрее, ярче разукрасить этот непростой взрослый мир с его скучными грамматическими правилами, которые под умелой рукой превращаются, например, вышеупомянутую игру «Русский и иностранец в лесу». Поделитесь своим теплым настроением и любовью к своему предмету!



© 2010-2022