Педагогический проект. Тема: Краеведение как средство обучения и воспитания обучающихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «БЕТЮНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Е.С. СИВЦЕВА ТАЛЛАН-БЮРЭ




Педагогический проект


«Моя инициатива в образовании»

Тема: Краеведение как средство обучения и воспитания обучающихся на уроках английского языка





Выполнила:

Иванова Валентина Владимировна

учитель английского языка









с. Бютяй-Юрдя

2015



ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Краеведение как средство обучения и воспитания обучающихся в

отечественной методике. Анализ литературы..........................................................4

Краеведение - средство обучения и воспитания обучающихся на уроках английского языка.......................................................................................................5

Требования к отбору краеведческого материала......................................................6

Метод проектов в обучении межкультурной коммуникации.................................7

Заключение...................................................................................................................8

Список использованной литературы.........................................................................9








ВВЕДЕНИЕ



Актуальность выбора темы обусловлена тем, что обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своем улусе, своем селе. Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Данная работа также поможет обучающимся узнать свой край, проникнуться любовью к родной земле, к своей малой Родине.

В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. И перед учителем стоит вопрос сделать его более доступным и интересным для каждого обучающегося.

Согласно Государственному стандарту общего образования целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять реальное общение. В настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях человек должен знать культуру и историю своего края, чтобы вести разговор на равных. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов. И на уроках ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.

Гипотеза сформулирована следующим образом: процесс преподавания иностранных языков и культур в средней общеобразовательной школе будет более эффективным, а готовность обучающихся к реальной межкультурной коммуникации будет в значительной мере повышена, если в учебном процессе использовать краеведческие материалы на иностранном языке.

Таким образом, актуальность этого проекта обусловлена:

- возрастающими требованиями к уровню овладения иностранным языком и межкультурной коммуникацией обучающимися средней общеобразовательной школы;

- повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации;

- отсутствием конкретных пособий для внедрения регионального компонента конкретно в нашем районе и нашей школе;

Цель проекта - раскрытие методики использования краеведческого материала на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции обучающихся в средней общеобразовательной школе.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- внимательно изучить литературу;

- определить роль краеведения в обучении и воспитании обучающихся в средней общеобразовательной школе;

Проект направлена на решение следующих задач на уроках:

- образовательные - совершенствование речевых навыков и развитие умения в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развивающие - развитие способности и готовности использовать английский язык в реальном общении, формирование умения представить свою страну в условиях межкультурного общения, развитие умения самостоятельно изучать английский язык, развитие умения работать в группах;

- воспитательные - формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства любви к родному краю, повышение интереса к английскому языку.


Краеведение как средство обучения и воспитания обучающихся в отечественной методике. Анализ литературы.


Важнейшей задачей стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его патриотическое воспитание, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене, и иностранный язык как предмет играет в этом первостепенную роль. Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие обучающихся происходит при расширении кругозора обучающихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Этот вопрос стал чаще обсуждаться и на страницах методического журнала «Иностранные языки в школе», на методических объединениях школ.

Анализ современной литературы свидетельствует о появлении большого количества исследований, посвященных проблеме компетентности, в том числе и межкультурной, в современных гуманитарных науках.

Как утверждают ряд лингводидактов (Н.В.Барышников, Р.Д.Гальскова и другие), чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит говорящий, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением. Таким образом, краеведение выступает в качестве реального и конкретного средства реализации принципов этнолингводидактики (Н.В.Барышников). Многие специалисты исследовали методику, содержание и средства обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации, а также, в частности, рассматривали краеведение в качестве дидактического и воспитательного средства в средней школе как В.П.Беспалько, И.Л.Бим, М.Л.Вайсбурд, Г.В.Рогова, Л.Шалькевич и другие.

Однако проблема систематического использования краеведческих материалов в качестве уникального дидактического средства в преподавании иностранных языков и культур в средней общеобразовательной школе в контексте реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта не нашла должного освещения и системного анализа в специальной литературе. Кроме того, мы не имеем информации про наш район в наших учебниках по английскому языку, так как это невозможно из-за того, что в нашей огромной России очень много регионов, областей, районов. Каждый регион не может издать свои собственные книги, содержащие краеведческий материал.

Краеведение - средство обучения и воспитания обучающихся на уроках английского языка.


Многие учителя-практики считают, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селе, краеведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своем крае. Краеведческий материал представляется обучающимся различными способами и связывается с научными знаниями. Применение его в системе преподавания как познавательного процесса играет действенную роль в методике преподавания, в нравственном и эстетическом воспитании обучающихся, в формировании чувств патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, в развитии их самостоятельности.

Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор обучающихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Использование краеведческого материала дает возможность обучающимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины, информацию в Интернете, посещать школьный и районный музеи, так как здесь собран огромный материал о селе и районе. Кроме этого, обучающиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение имеет ценный воспитательный потенциал. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества. В итоге обучающиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи.

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, приобрести умения осуществлять краеведческие и иные исследования. Детям предоставляется возможность получить и развить практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить о неразрывной связи процессов обучения и воспитания.


Требования к отбору краеведческого материала.


Весьма важным является подбор краеведческого материала, так как навыки говорения у обучающихся будут совершенствоваться только в том случае, если содержание говорения будет представлять интерес для обучающихся, если у них будет создана мотивационная основа говорения.

При выборе краеведческого материала учитываются:

  • Реальность материалов для обучающихся, т.е. обучающиеся должны точно представлять, о чем идет речь;

  • Заинтересованность обучающихся в данном материале;

  • Неполнота информации о данном материале;

  • Привязанность данного материала к программной теме;

  • Социализирующая ценность данного материала;

  • Тесный контакт с родителями обучающихся в выполнении заданий.

Учителю необходимо уделять большое внимание соответствию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня обучающихся. Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов.


Метод проектов в обучении межкультурной коммуникации.


Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителя искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации обучающихся. А опыт работы в школе показал, что запоминание грамматических правил, выполнение упражнений по заданию учителя на каждом уроке делает процесс обучения скучным и однообразным. А уроки, на которых можно использовать местный материал, дают возможность решать такие задачи, как активизировать деятельность обучающихся на уроках и развивать творческую инициативу; развивать навыки общения на иностранном языке; учить школьника самостоятельности. Наиболее эффективными методами методисты считают уроки - "экскурсии", компьютерные презентации, проектные технологии. Урок - "экскурсия" с использованием проектной методики способствует формированию у обучающихся более глубокого представления о родном крае, развитию навыков говорения. На начальном этапе, когда учащиеся не владеют лексико-грамматическим материалом на достаточном уровне сложности, при изучении темы «Моя деревня» учитель может организовать «заочную» экскурсию по селу и сам выступить в роли гида. На средней ступени обучения, обучающиеся сами могут выступать в роли гидов и организовать экскурсии по селу или району.

На старшем этапе у обучающихся формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Обучающиеся должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, критически размышлять по интересующей их проблеме, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме. На современном этапе кроме практического овладения иностранным языком провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, решает практически все перечисленные выше задачи. Работая над проектом, обучающиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Преподаватель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие обучающихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый обучающийся старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

При изучении устных тем на уроках английского языка можно проводить интегрированные уроки (английский - краеведение, английский - литература) с использованием метода проектов. Формы реализации могут быть разными: экскурсия по городу, доклад, создание географической модели, карты, дневника. Конечным результатом проекта могут быть: карты, альбомы с фотографиями достопримечательностей города с их кратким описанием.


Заключение



Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своем улусе, своем селе. Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Данная работа также поможет обучающимся узнать свой край, проникнуться любовью к родной земле, к своей малой Родине.

В проекте определена роль краеведения в обучении и воспитании обучающихся в средней общеобразовательной школе. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, обостряет внимание обучающихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.





Список источников и литературы.


  1. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам [Текст] / Н. А. Годунова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №7. - С. 17-18. Библиогр.: с. 124.

  2. Иванова Н.Н. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку [Текст] / Н.Н. Иванова, А. И. Чудилова, Н. Д. Вилкова // Иностранные языки в школе. - 2006.- №4. - С. 27-28. Библиогр.: с. 126.

  3. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе [Текст] / П. А. Корниенко //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6. - С. 34 - 35. Библиогр.: с. 101.

  4. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам [Текст] / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001.-№5. - С. 31 - 33. Библиогр.: с. 118.

  5. Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10-11 классах [Текст] / З. В. Прадед // Иностранные языки в школе.-2008.-№2. - С. 64 - 66. Библиогр.: с. 121.

  6. Сафонова В.В. Культуроведение в современном языковом образовании [Текст] / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе.- 2001.-№3. С. 34 - 36. Библиогр.: с. 118.

  7. Сороковых Г.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку [Текст] / Г. В. Сороковых, О. В. Давыдова //Иностранные языки в школе. -2007.-№1. С. 52 - 56. Библиогр.: с. 102.

  8. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка [Текст] / И. П. Топленкина //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3. С. 72 - 74. Библиогр.: с. 126.

  9. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка [Текст] / И. Е.Шишлова // Иностранные языки в школе. - 2007.- №3. С. 42 - 46. Библиогр.: с. 134.

Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку [Текст] / И. Е.Шишлова //Иностранные языки в школе. - 2008.-№1. С. 82 - 84. Библиогр.: с. 132.


© 2010-2022