• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Использование инструментов программ AFS для развития коммуникативных и социо-культурных компетенций школьников в формате ФГОС и воспитания «гражданина мира»

Использование инструментов программ AFS для развития коммуникативных и социо-культурных компетенций школьников в формате ФГОС и воспитания «гражданина мира»

Данный материал содержит выступление учителя на научно-практическом семинаре по иностранному языку, презентацию к данному выступлению и краткий отчет о проведении семинара. В выступлении обобщается опыт работы учителя за последние 5 лет по заявленной теме.Использованы фотографии фрагментов уроков, конференций, презентаций, проектов учащихся и внеклассных мероприятий по иностранному языку.Материал может дать идеи разнообразных форм работы со школьниками как на уроке, так и во внеурочной деятельно...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

They may forget what you said, but they will never forget how you made them feel.

  • Carl Buchner

There is no solution for civilization or even the human race, other than the creation of world government

  • Albert Einstein

Система работы МО учителей английского языка СОШ №8 по проблеме "Использование инструментов программ AFS для развития коммуникативной и социо-культурной компетенций школьников в формате ФГОС для воспитания «гражданина мира»"


  1. Для чего необходимо быть «гражданином мира»?

А) сотрудничество стран и деловое партнерство

Постоянно растущее желание человечества познать мир привело к тому, что люди более глубоко стали понимать его суть, и во всем мире стали говорить об этом все больше и больше. Сейчас для всех жителей планеты стало очевидным, что эгоистическое мировоззрение о том, что человек должен изменять мир привело лишь к присваиванию ресурсов, межрасовой и национальной розни, экономическому неравенству и глобальному тупику. Выходом из сложившейся ситуации видится формирование нового мировоззрения - неогуманизма, основанного на том, что человек должен изменять и совершенствовать, прежде всего, самого себя, и как следствие этого в дальнейшем произойдет и эффективное изменение окружающего мира. Стремление людей к единению, сотрудничеству, миру и стабильности - прогрессивное явление эволюции человечества. В результате мы сейчас являемся свидетелями постоянно укрепляющего сотрудничества стран и их делового партнерства. Создаются международные торговые и таможенные союзы, политические и экономические организации, национальные парламенты и правительства стран не боятся делегировать решение глобальных вопросов наднациональным структурам. Яркими примерами такого сотрудничества являются всем известные организации - ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Европарламент, Мировой банк, Всемирная торговая организация, Римский клуб и т.д. Россия также стремится к постоянному сотрудничеству, экономической, политической и общественной интеграции, как с Западом, так и с Востоком. Современный мир, таким образом, представляет собой очень сложный механизм взаимосвязей, где каждая страна и каждый гражданин связаны с другими странами и другими людьми тысячами невидимых нитей.

Б) постоянное сближение и взаимопроникновение различных культур

С другой стороны, после разрушения «железного занавеса» и прекращения «холодной войны» люди все полнее стали использовать свое право на свободное передвижение по миру, продекларированное ООН. Ширится и растет туризм, активно работают образовательные, культурные, волонтерские организации, вовлекая в свои форумы, фестивали, выставки, концерты все большее и большее количество людей. Для людей становится естественным знать несколько иностранных языков, иметь друзей и единомышленников в разных странах мира, постоянно быть в контакте, узнавать и разделять новые культурные ценности и традиции. Это медленно и постепенно ведет к сближению и взаимопроникновению различных культур, формирует терпимость, гибкость, уважение, толерантность.

В) цели тысячелетия, провозглашенные ООН

В ответ на глобальные проблемы человечества, обсужденные и принятые на Генеральной Ассамблее ООН 8 сентября 2000 года, была принята Декларация тысячелетия, ставящая перед всем миров 8 глобальных целей, которые необходимо достичь к 2015 году, известные как Millennium Development Goals:

Цель 1: Ликвидацию нищеты и голода

Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования

Цель 3: Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

Цель 4: Сокращение детской смертности

Цель 5: Улучшение охраны материнства

Цель 6: Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями

Цель 7: Обеспечение устойчивого развития окружающей среды

Цель 8: Формирование глобального партнерства в целях развития

Достичь их можно только усилиями всех людей во всех странах, а для этого необходимо их общее понимание и глобальное сотрудничество.

Таким образом, быть «человеком мира» сейчас - это значит успешно работать не только для своей личной карьеры и страны, но и для развития и процветания всего мира. Это значит понимать общие тенденции в культурах и менталитетах жителей всех континентов и быть готовым к сотрудничеству на избранном тобой поле деятельности. А способствовать этому может новое содержание образования, готовящее молодое поколение к решению глобальных проблем.


  1. Интеграция Российского образования в систему Европейского образования

Российское образование не остается в стороне от интеграционных процессов и также выходит на новый уровень, обновляя и свое содержание, и формы и методы работы. Руководством страны выбран курс на интеграцию, прежде всего в систему Европейского образования, чтобы учить школьников и студентов по единым стандартам, сделать возможным взаимное признание дипломов, упростить поиск работы и заключение контрактов. Для этого, как всем известно, ведется работа в следующих направлениях.

А) система тестирования - подразумевает независимую оценку знаний учащихся или студентов, независимо от предрасположенности преподавателя.

Б) система национальных экзаменов (ЕГЭ) - должна упростить поступление выпускников школы в вузы не только своей страны, но и любой страны Евросоюза. Сертификат ЕГЭ предполагается сделать международным, что сделает лишь необходимым изучение иностранного языка для продолжения обучения в Европе.

В) Новые ФГОС- помогут формированию знаний, умений, навыков в соответствии с европейскими стандартами, прежде всего, обучат учащихся эффективным путям работы с информацией, поисковым и исследовательским качествам, навыкам цивилизованного общения при решении спорных проблем.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по иностранному языку основного общего образования должны быть нацелены на

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.


  1. Необходимые качества «гражданина мира»

Огромное направление работы школы отводится не только на обучение новым знаниям и компетенциям, но и на воспитание универсальных человеческих ценностей - качеств «гражданина мира», среди которых важнейшими коммуникативными качествами являются:

- Уважение

- Ответственность

- Понимание

- Сотрудничество

- Гражданственность

- Альтруизм

- Сочувствие (сопереживание)

- Справедливость

- Гибкость

- Толерантность

Именно эти качества мы и стремимся воспитывать у своих учащихся на уроках иностранного языка и внеклассных мероприятиях.



  1. Система работы методического объединения:

А) учителя (образование, категория)

В СОШ №8 работает 2 учителя иностранного языка:

- Боярская И.А, учитель 1 категории,

- Редькин П.Н., учитель 1 категории.

Все учителя имеют высшее образование, 1 учитель проходил обучение в Великобритании и стажировку в международных волонтерских программах.

Б) учебные программы и УМК

Обучение английскому языку осуществляется по двум УМК

1-8 классы и 10-11 классы - Enjoy English М.З. Биболетовой

9 класс - Happy English.ru

В качестве дополнительных пособий и литературы используются Оксфордские и Кембриджские курсы «English for life", "Easy English", "English Grammar in Use", справочники, энциклопедии, детская и художественная литература на английском языке.

В) Принципы работы - мотивация и личностно ориентированный подход

Главными принципами обучения и воспитания «гражданина мира» мы видим в сочетании мотивации и личностно-ориентированного подхода с использованием современных педагогических технологий.

Главными аспектами мотивации для нас выглядят:

- возможность путешествовать в качестве туриста в Европейскую страну, где всегда можно изъясниться на английском или немецком языке;

- возможность найти работу в международной компании, участвовать в зарубежных командировках и стажировках;

- поехать учиться в Европейскую страну, где курс обучения может преподаваться на английском языке;

- найти друзей по переписке и поехать к ним в гости в Европу или любую страну мира, что становится сейчас достаточно легким с помощью сети «Интернет»;

- принять участие в программе школьных обменов в качестве принимающей стороны или выиграть путевку для поездки по такой программе за рубеж.

Все указанные аспекты мотивов являются вполне реальными и подкрепляются примерами из жизни жителей нашего города.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и обеспечивает социо-культурную направленность обучения, приобщение школьников к культурам стран не только изучаемого языка, но и мира, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение её представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Г) Тематическое содержание уроков

предусматривает развитие, прежде всего, коммуникативных компетенций - навыков общения, диалога, постановки и решения проблем.

- Например, при изучении географических сведений о странах мира (континентов, столиц, гор, рек, морей и т.д) используются уроки-экскурсии, телепередачи, викторины, где учащиеся сами могут готовить и задавать своим сверстникам интересные вопросы и искать ответы на них в энциклопедиях и справочниках;

- При изучении исторических событий используются уроки-диспуты или уроки-конференции с выяснением, к каким положительным и отрицательным последствиям привело то или иное событие, как бы учащиеся сами оценили деятельность исторических лидеров, что бы они сейчас изменили, если бы оказались на их месте и т.д. Это способствует формированию качеств личности и собственной позиции для принятия решений, что является важными качествами будущего «гражданина мира».

- Во время изучения культуры и традиций англо-говорящих стран воспитывается не только интерес, но и уважение, понимание, толерантное отношение к различным религиям, традициям, образам жизни с объяснением, почему люди живут по-другому и что на это повлияло. Знание этикета, манер, правил международного поведения и протокола в определенных ситуациях, обыгранные в сказках, пьесах, театральных постановках, посвященных праздникам Рождества, Дня Св. Валентина, Дня матери, Хэллоуина и т.д в 5-9 классах помогают формированию важнейших коммуникативных качеств «граждан мира».

- Изучая раздел «Наука и изобретения» в 11 классе, учащиеся не только знакомятся с историей научных открытий, но и их значением для всего человечества, а также им предлагается и внести свои идеи в их усовершенствование. Поисковая работа в сети «Интернет» для подготовки различных докладов и сообщений о зарубежных и российских изобретателях обязательно приводит к понимаю о стремлении всего человечества к техническому прогрессу и объединении сил ученых всего мира для создания космических станций, энергии будущего, лечения болезней и т.д.

- Говоря об экономике и глобальных проблемах, мы обязательно останавливаемся на проблемах преодоления голода, защиты окружающей среды, предотвращения войн и террористических акций, работе международных организаций. Знакомство с программами ООН, ЮНЕСКО, Международного Красного Креста, Фонда дикой природы, и др. организаций помогает учащимся осознать, в каком мире мы живем, и как мы общими усилиями можем сделать его лучше.

Д) Направления работы, способствующие развитию личностных, коммуникативных и социо-культурных компетентностей учащихся:

Для осуществления стоящих перед нами задач, мы активно используем следующие направления работы:

- На уроках в начальной школе вводится новая лексика, в форме ролевых и коммуникативных игр ученики овладевают знаниями и навыками международного этикета. Активные формы деятельности на уроке, такие как игры, песни, стихи, сказки и т.д. одновременно с развитием познавательного интереса к предмету способствуют и воспитанию различных компетенций - умению выслушивать, уважать мнение собеседника, уважать новую культуру, сопереживать ситуацию и находить решение проблемы.

- Большую роль играет вовлечение учащихся и их родителей в подготовку костюмированных праздников, раскрывающих традиции англо-говорящих стран и народов. В школе за последние 4 года проведено большое количество таких праздников: Merry Christmas, St. Patrick's Day, Thanksgiving, St. Valentine's Day. Праздники проходят в разных параллелях и развивают коммуникативные и социо-культурные компетенции учащихся.

- Современные ИКТ технологии такие, как формы уроков в виде презентаций Microsoft Power Point помогают учителям Боярской И.А и Редькину П.Н реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. При организации урока с использованием ИКТ информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь, если это требуется, или, забегая вперед.

- Презентации Microsoft Power Point имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

Одновременно в процессе таких мультимедиа уроков успешно решается и задача воспитания «гражданина мира». Вызывая больше чувств и эмоций, переживаний и интереса у учащихся, данная форма успешно позволяет организовывать дискуссии, обсуждения, индивидуальную и коллективную работу, что, несомненно, в конечном итоге приводит к совершенствованию человеческих качеств учащихся.

- Важную роль в развитии социо-культурной компетенции играют аутентичные тексты, взятые из оригинальных литературных источников, оригинальные фильмы, мультфильмы, ТВ передачи на английском языке, которые имеются в школе в большом количестве и привезены из Великобритании и США. Работая с ними, учащиеся читают, слышат и чувствуют живой язык, на котором общаются люди в различных ситуациях, что способствует не только развитию учебных, но и личностных компетенций - воспитанию толерантности, уважению к иной культуре и традициям.

- Особой и успешной формой работы является «Литературная гостиная», которая проходит благодаря эффективной работе библиотекаря школы Подшивайловой И.А. На ее творческих библиотечных уроках и происходит работа учащихся с разнообразными источниками информации.

- Индивидуальная исследовательская работа учащихся по принципу Learn by Doing (Учись, делая) (работа с литературой, интернетом, компьютером) также является развитием важнейших компетенций «гражданина мира». Ведь участвуя в общем проекте, он должен предложить свою идею, аргументировать ее, высказывать компетентное мнение об идеях и предложениях других людей. А для этого надо самому делать исследования. Таких заданий, которые можно успешно применять в наших учебных программах много: "My pet", "My favorite Science", "English scientists and inventors", "My own invention", "My favorite sport" и т.д. Выполняя индивидуальные работы, готовя эссе, постеры, презентации, учащиеся овладевают многочисленными навыками самостоятельной работы с информацией, учатся ее находить в различных источниках, систематизировать, обобщать, представлять перед широкой публикой, отвечать на вопросы сверстников. Таким образом, принцип Learn by doing становится все более и более востребованным на уроках в формате ФГОС.

- «Изюминкой» нашей работы является сотрудничество с МБОФ «Интеркультура», которое заключается в развитии программы международных школьных обменов. Опыт такой работы был накоплен учителем Редькиным П.Н в СОШ №1 и успешно перенесен в нашу школу. По долгосрочным программам в нашей школе обучались Агостино Уинклер (Франция), Алессио Таранто (Италия) и в этом году обучается Кирилл Димов (Германия). Трудно переоценить все возможности, которые дают такие программы для общения сверстников из разных стран. Это и большой объем социо-культурной информации «из первых уст», и дружба и общение, которые могут продолжаться за пределами школьного класса.

- Мы также проводим и краткосрочные международные приемы иностранных школьников «Единый класс - единая школа - единый мир», которые включают в себя экскурсии по Ахтубинскому району, размещение в семьях, службу обществу, во время которых и осуществляется воспитание будущих «граждан мира», наделенных разнообразными полезными компетенциями. Мы стараемся вовлекать в эту программу учащихся и из других школ. Нашими постоянными партнерами являются СОШ № 1, 3, 4, Нижнебаскунчакская СОШ, которые дарят нашим гостям свою любовь, заботу и российское гостеприимство. Грандиозным финалом такой программы является Фестиваль Дружбы, на котором мы наблюдаем как за 3 дня дети из разных стран стали друзьями и находятся в едином диалоге языков и культур.

- Еще одной интересной программой МБОФ «Интеркультура» и Европейской Федерации Межкультурного Образования EFIL, является проект для старшеклассников (9-11 класс) «Многообразие мира». Это курс из нескольких заданий-занятий, которые помогут участникам понять влияние собственной культуры на восприятие мира, узнавание и понимание новой культуры, освобождение от предрассудков и негативных стереотипов, умение справляться со стрессом, возникающим при общении с представителями другой культуры, творческий подход к решению трудных и неоднозначных межкультурных ситуаций. Особенно нравятся учащимся выполнение заданий «Мир в миниатюре», «Планета AFS», «Языки народов мира».

- Традиционной акцией, проводимой также по инициативе МБОФ «Интеркультура» и EFIL является «Воздушный шар Дружбы», которая проходит в последний четверг сентября. На торжественной линейке выступают почетные гости, творческие коллективы города и точно в назначенное время, в 12.00 часов, в воздух взлетают голубые шары Дружбы, которые символизируют мир, дружбу и связи между школьниками стран Европы. В такие минуты нас всегда окрыляет радостное чувство быть частью чего-то большого и светлого, доброго и радостного, ответственного и полезного. И эти чувства мы стремимся передавать своим школьникам - будущим «гражданам мира».

- Одной из наиболее интересных и эффективных форм работы в основной средней школе является проектный метод в 6-11 классах, в процессе которого формируются и развиваются такие полезные компетенции «гражданина мира» как сотрудничество и взаимопомощь.

Проектная методика, часто используемая на уроках учителей Боярской И.А. и Редькина П.Н., имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск учащимся нужной информации; требует развития творческой фантазии. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника, его интеллектуальную сферу, его особенности и черты характера: целеустремлённость, настойчивость, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции.

- Новой формой работы стал в школе клуб английского языка "HELP!". Был написан и принят Устав клуба. На его заседаниях и мероприятиях учащиеся получают много информации об истории и культуре разных стран, учат стихи и песни для выступлений на внеклассных мероприятиях и перед учащимися начальных классов. В процессе общения ученики взаимодействуют между собой в различных ситуациях - учебных, игровых, коммуникативных - что, безусловно, тренирует черты характера будущих «граждан мира».

5. Результативность работы

- Ежегодно учащиеся школы принимают участие во многочисленных дистанционных олимпиадах и конкурсах по иностранному языку социо-культурной направленности. Эти конкурсы и олимпиады проводятся на разных порталах Интернета (minobr.org , 45minut.ru и т.д). Участие в них позволяет школьникам сравнить свои результаты со сверстниками из других школ страны, получить новый опыт, задуматься о том, какие навыки и компетенции следует развивать в будущем. Среди последних таких событий стоило бы выделить:

- Конкурс проектов «Мир твоими глазами» (г. Астрахань, 2011)

- Всероссийская олимпиада «История Великобритании» (г. С-Петербург, 2013)

- Конкурс по английскому языку Британской Международной Школы (г. Калининград, 2013)

- Викторина «Знаешь ли ты историю США?» (г. С-Петербург, 2013)

- Олимпиада «Страноведение: США» (г. С-Петербург, 2013)

- Творческий конкурс «Письмо от Санта Клауса» (г. С-Петербург, 2014)

Участвуя в них, мы получили много грамот и дипломов, которыми пополнились портфолио учащихся, учителей и школы.

Подводя итоги, следует отметить, что учителя иностранного языка нашей школы работают творчески, постоянно повышают свой профессионализм (обобщают опыт, участвуют в районных семинарах, посещают курсы, дают мастер-классы, принимали участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года»). Дополнительный опыт приносят зарубежные семинары, стажировки, встречи с коллегами, практика в международных организациях и зарубежных школах. Участвуя в таких мероприятиях и набираясь международного опыта, они с радостью поддерживают своих коллег, демонстрируя как метапредметные компетенции, так и принципы международного сотрудничества и взаимодействия. Педагогические портфолио учителей также постоянно пополняются новыми достижениями их учеников и своими собственными.


  1. Перспективы

Кратко говоря о перспективах, хочется отметить, что работа над выбранной нами проблемой велика, интересна и займет еще не один год. Мы, несомненно, будем продолжать начатые нами направления, и совершенствовать формы работы, делая их близкими и понятными учащимся. Мы будем стараться вовлечь своих учеников и в европейские путешествия, и в международные школьные обмены. Но лучшим результатом будет, безусловно, желание увидеть своих учеников в рядах международных волонтерских и общественных организаций, лидерами нового мира, свободного от войн, голода и дискриминации. Надеемся, что в выполнении поставленной нами цели нам помогут новые ФГОС и полезные инструменты МБОФ «Интеркультура». А насколько мы сможем к этому приблизиться, покажет время…

П.Н. Редькин, И.А. Боярская,

учителя английского языка

МБОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район»

Данный опыт работы защищен на межрегиональном семинаре по иностранному языку, проводимом совместно с МБОФ «Интеркультура» по теме «Использование инструментов программ AFS для развития коммуникативной и социо-культурной компетенций школьников в формате ФГОС» в г. Ахтубинске, Астраханской области 13-14 марта 2014 г.

_______________________________ Н. В. Захарова,

Директор по развитию волонтерской сети

МБОФ «Интеркультура»

9

© 2010-2022