Статья Из опыта преподавания английского языка в специальных (коррекционных) классах VII вида

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта преподавания английского языка

в специальных (коррекционных) классах VII вида.

Имея педагогический стаж 27 лет , уже долгое время наряду с общеобразовательными классами работаю в специальных коррекционных классах 7 вида где находятся дети с различным уровнем развития . Согласно Положения о специальных (коррекционных) классах VII вида в образовательном учреждении в установленном порядке создается класс для детей с задержкой психического развития, направление и прием детей в который осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению городской психолого-медико-педагогической комиссии. «Цель организации таких классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения» [1, 2]. Сюда могут попасть соматически ослабленные дети из-за хронического или длительного заболевания, а также педагогически запущенные дети.

Для таких детей по результатам исследований медиков и психологов характерны скудный словарный запас, низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, пониженная способность к восприятию речевых звуков, дефекты произношения, аграмматизм, низкий образовательный уровень

Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит вопрос - чему и как учить таких детей? Ведь для ряда детей с вышеперечисленными особенностями характерны «трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить иностранный язык в объеме школьной программы?

Нарушение речи часто сопровождается также и нарушением психических процессов, таких как неустойчивость внимания (мерцающее внимание), двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.

Иностранный язык является обязательным предметом в программе общеобразовательных школ. Целью обучения иностранному языку вообще является развитие коммуникативной компетенции. Но в классах коррекции не может быть единых стереотипов, штампов, рекомендаций в преподавании. Учитель выбирает, что будет наиболее эффективно и действенно для данного контингента детей. Учитель должен обучать детей по общепризнанным программам по иностранному языку, но только конкретное распределение им самим часов по усвоению той или иной темы, заданий и упражнений принесет ощутимые результаты. При этом надо учитывать, что мышление у детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах 7 вида отличается конкретностью, возможности отвлеченного мышления у данных детей ограничены, поэтому приоритетной задачей обучения языку в классах коррекции является развитие речи как таковой в контексте иностранного языка.

Учитель иностранного языка в общеобразовательной школе берёт на себя ответственность за целесообразность и эффективность разрабатываемой им образовательной программы обучения иностранному языку в специальных (коррекционных) классах 7 вида, адаптирует, упрощает и оптимизирует общеобразовательную программу для обучающихся с ЗПР, в первую очередь обращая внимание на смещение акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком на общее развитие детей. Он имеет право внести изменения в общеобразовательную программу: уменьшить объем изучаемой лексики; выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике; подобрать упрощенные тексты; снизить требования к изучению иностранного языка. Эта программа утверждается на школьном МО .

На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, их памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком в классе коррекции , нужно исходить из того, что речь детей со сниженным интеллектом на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Сложные конструкции и клише такими учащимися не будут усвоены, возможно проводить такую работу лишь с целью ознакомления.

"Положение о классах коррекционно-развивающего обучения" дает реальную возможность обучать ребенка в условиях, когда в классе не больше 12 человек и учитель может уделять внимание каждому - на каждом уроке, когда количество учебных часов может быть увеличено за счет школьного компонента базисного учебного плана

Преподавание должно строиться на основных общедидактических принципах: а) систематичность; б) последовательность; в) перспективность; г) преемственность; д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.

Большую роль в формировании положительного отношения к учебе у таких детей играет создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке, снижение уровня тревожности детей, «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям, возбуждение интереса, эмоции, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, чувство удовлетворения, «использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента)», предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки), частая повторяемость учебного материала: учитель → класс → ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика), обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные варианты одного и того же слова, явления), обучение через игру (обязательно на каждом уроке), введение материала небольшими порциями в контексте, поощрение малейшего прогресса. Необходимо всегда оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, сколько за старание и усилия .Это повышает самооценку ученика, вызывает желание работать дальше.

Задавать ли домашние задания? Некоторые считают, что лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах. Я задаю, но только подхожу к этому дифференцированно, учитывая интересы и увлечения детей : одним - такие задания, где присутствет творчество (раскрасить, нарисовать, наклеить, изобразить любым интересным способом..), другим - кроссворды и граммы, (такими заданиями очень богаты рабочие тетради к УМК « Новый курс английского языка для Российских школ». Кстати, этот учебник под редакцией Афанасьевой, издательства «Дрофа» считаю очень достойным и эффективным для обучения английскому языку в специальных (коррекционных) классах 7 вида).

Основными приемами при обучении иностранному языку в классах коррекции VII вида являются ежедневная коррекция, которая проводится через различные формы учебной деятельности. Приоритетными видами деятельности на уроках иностранного языка я считаю в первую очередь игру как двигательную активность, сопровождающуюся языковым материалом; чтение (с обязательным формированием навыка пользоваться словарем) ; развитие моторики через интегрированные уроки - иностранный язык и музыка, иностранный язык и рисование, иностранный язык и труд.

При работе с такими детьми прежде всего мы опираемся на принципы коррекционно-развивающего обучения. Вот некоторых из них.

1. Принцип динамичности восприятия, по которому задания выстраиваются по степени нарастающей трудности . Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка.

Включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: слухового , зрительного (наглядность, опорные таблицы и схемы), кинестетического ( развитие мелкой моторики, использование разда- точного материала, изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке).

2. Принцип продуктивной обработки информации, который реализуется при помощи заданий, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку. При работе с текстом: Что уже поняли? Какие слова новые?

Здесь важно предоставить дозированную поэтапную помощь.

З. Развитие и коррекция высших психических функций за счёт включения в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.

4. Принцип мотивации к учению, который реализуется в первую очередь чёткостью заданий , чтобы ребята понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться подсказкой или опорой по алгоритму.

За годы работы в классах коррекции мною применялись различные технологии и приемы в обучении английскому языку. Некоторые из них ,на мой взгляд, очень эффективно реализуют вышеназванные принципы коррекционно-развивающего обучения. Например , техника "Storytelling".

Как уже было сказано, для детей с ЗПР характерна способность работать по заданному алгоритму, пользуясь оказываемой им помощью. Поэтому я считаю использование этой техники целесообразным и высоко продуктивным .

"Storytelling", или "рассказывание историй" - это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. Метод был изобретен и успешно опробован Дэвидом Армстронгом.

В рамках школьной программы использование техники "storytelling" в полном объёме затруднительно, т. к. занимает много времени, а обучение в коррекционных классах строится с опорой на действующие учебники, рекомендуемые для обучения иностранному языку в средней школе. Поэтому я провожу такую работу на занятиях ИГР (индивидуально-групповой работы) Нахожу интересный и доступный для каждой ступени обучения материал в Интернете или учебниках - комиксы, которые дети любят и проявляют живой интерес к картинке и стремятся узнать, что же под ней написано. Посредством истории вводится новый лексический и грамматический материал. Далее следует упражнение, направленное на контроль понимания прочитанного /услышанного, на узнавание предъявленных в истории языковых единиц.

Каждый такой урок состоит из следующих этапов:

1. Учитель вместе с учащимися на русском языке вспоминает содержание предыдущего эпизода истории.

2. Детям даётся время для самостоятельного изучения картинок.

3. Учитель на русском языке кратко описывает, что будет происходить в эпизоде.

4. Включается запись.

5. По окончании прослушивания учитель медленно и чётко, делая паузу после каждой реплики, читает историю учащимся, проверяя, насколько хорошо дети понимают слова.

6. Дети слушают запись снова, но на этот раз они должны следить по тексту, указывая на ту реплику, которая звучит в данный момент.

7. Учитель ещё раз медленно читает историю детям, а они хором повторяют каждую реплику.

8. Затем дети по очереди читают реплики вслух.

9. Запись звучит ещё раз, чтобы учащиеся просто ради удовольствия послушали уже знакомую им историю.

Таким образом, изучение иностранного языка идет с опорой на наглядность, с очень медленно и постепенно повышающейся трудностью, с многократным возвратом к уже изученному материалу. Это позволяет привлечь к работе на уроке практически всех детей, создать спокойную, положительную атмосферу на уроке и повысить мотивацию детей в классах коррекции к изучению иностранного языка.

Преподавать иномтранный язык в классе коррекции непросто, но интересно, так как это постоянный поиск, творчество, преодоление трудностей ребенком вместе с учителем. Это работа, особенно требующая от учителя выдержки, знаний, умений, навыков не только педагогических , но и психологических, умения уловить все тонкости и нюансы любого детского характера и поведения. И в соответствии с этим подбирать действенные приёмы обучения. Гуманное отношение к ребенку, видение в нем личности, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера - залог успеха учителя в обучении любого ребёнка, но для детей классов коррекции в общеобразовательной школе эти принципы важнее вдвойне.

Список литературы:

1. Аndrew Wright "Storytelling with Children (Second edition)" Oxford University Press, 2009.

2. Аванесов Р.И. О развитии устной речи. - М.: Наука, 1994.

3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1998, 100.

4. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. ТЦ «Учитель», 2001, 16 4. Малофеев Н. Н., Шевченко С.Г. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений. // Начальн. школа: Приложение к газете «1 сентября». 1997. № 29,



© 2010-2022