Обучение аудированию на начальном этапе изучения английского языка

"Описание материала: "Одной "из "важнейших "составляющих "языковых "компетенций "является "способность "человека "воспринимать "информацию «"на "слух».  "Вместе "с "тем, "многие "методисты "констатируют, "что "обучение "аудированию – "самое "слабое "место "в "обучении "иностранному "языку "в "современной "школе.  "Этот "факт "связывают "прежде "всего "с "тем, "что "в "российских "школах "на "протяжении "длительного "периода "времени "уделялось "недостаточно "внимания "развитию "аудитивных "навык... "Восприятие "иноязычной "речи "ни "на "одно "мгновение "не "должно "оставаться "без "ее "понимания, "и "преподаватель "должен "делать "все "для "того, "чтобы "учащиеся "сразу "же "понимали "то, "что "говорится "им "на "изучаемом "иностранном "языке.  "Психолог "З."А."Кочкина "предлагает "поэтому "вместо "термина «"слушание» "речи "использовать "термин «"аудирование», "который "подразумевает "не "только "слушание "речи, "но "ее "понимание.  "Слушать – "обращать, "направлять "слух "на "какие-"либо...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение аудированию на начальном этапе изучения английского языка

Одной из важнейших составляющих языковых компетенций является способность человека воспринимать информацию «на слух». Вместе с тем, многие методисты констатируют, что обучение аудированию - самое слабое место в обучении иностранному языку в современной школе. Этот факт связывают прежде всего с тем, что в российских школах на протяжении длительного периода времени уделялось недостаточно внимания развитию аудитивных навыков и умений. По этой причине в российской методике предтекстовые задания по содержанию аудируемого текста не разработаны в достаточной степени и значение их при обучении аудированию осознают не все педагоги. Во многих учебниках и пособиях по английскому языку российских авторов не предполагаются задания для аудирования.

Однако для формирования аудитивных навыков и умений как одной из составляющих языковых компетенций огромное значение имеют разнообразные, разноуровневые предтекстовые задания. При сложившейся ситуации отсутствия разработанных предтекстовых заданий в ряде учебников перед учителем возникает необходимость овладения технологией разработки предтекстовых заданий.

Аудирование (от лат. audire - слышать) - рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. При слушании человек воспринимает на слух те иноязычные средства, с помощью которых оформляется чужая иноязычная речь. Вслед за их восприятием происходит осознание смысловой стороны речи (ее понимание). Восприятие иноязычной речи ни на одно мгновение не должно оставаться без ее понимания, и преподаватель должен делать все для того, чтобы учащиеся сразу же понимали то, что говорится им на изучаемом иностранном языке. Психолог З.А.Кочкина предлагает поэтому вместо термина «слушание» речи использовать термин «аудирование», который подразумевает не только слушание речи, но ее понимание. Слушать - обращать, направлять слух на какие-либо звуки, чтобы услышать; воспринимать слухом.

Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психологические процессы: восприятие на слух и узнавание, внимание, антиципация, предвосхищение или вероятностное прогнозирование, смысловая догадка, сегментирование речевого потока и группировка, информативный анализ на основе вычленения единиц смысловой информации завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и интерпретацию воспринимаемого сообщения.

Цель аудирования как вида учебной деятельности заключается в овладении аудированием как особым видом коммуникативной деятельности, при которой слушающий извлекает информацию, заключенную в звучащем тексте большой длительности в различном исполнении: в голосе (разными лицами), в грамзаписи, при просмотре телепередач и звуковых кинофильмов.

Обучение аудированию включает: 1) подбор материала и его организацию; 2) определение организационной формы, в которой учащимся предъявляется материал (всему классу; индивидуально); 3) подготовку учащихся к аудированию (нужны опоры, не нужны, если нужны - какие); 4) определение числа предъявлений текста (1-2 раза); 5) организацию контроля.

Аудирование на начальном этапе образования должно включать легкие тексты на уровне слов, фраз; восприятия на слух законченных по содержанию небольших смысловых отрезков (обязательное условие - прозрачность, ясность и доступность текстов). На данном этапе обучения аудированию тексты должны отвечать определенным требованиям: строиться, как отмечается в программе, на активном запасе учащихся, способствовать решению воспитательных задач; соответствовать тематике программы для данного года обучения.

Вся работа с аудиотекстом в условиях класса состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.

Предтекстовый этап включает работу с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение. Основное содержание этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста.

Предтекстовые задания важны в организации аудирования, поскольку необходимо подвести учащихся к пониманию звучащего текста. Учебный процесс должен ориентироваться на однократное предъявление текста. Однако в процессе обучения не каждый может понять текст с первого предъявления. В таком случае можно дать учащимся прослушать его и во второй раз, но не более. Если вторичное прослушивание не приводит к пониманию, значит учитель не учел трудности и не снял их до прослушивания текста. Поэтому особенно важно принимать соответствующие меры для снятия трудностей на предтекстовом этапе.

© 2010-2022