Семинар Новые подходы в обучении учащихся

Семинар "Новые  подходы в обучении учащихся"  Цель семинара: Осознать и выявит уровень своего преподавания. Усовершенствовать процесс обучения, через внедрение новых методов и стратегий в обучении учащихся.     Ход семинара: Тема нашего семинара «Новые  подходы в обучении учащихся». Весь семинар условно мы разбиваем на следующие блоки: -ваши ожидания от семинара; -различия между пассивными, активными и интерактивными методами; -знакомство с некоторыми формами и методами на практике; -рефлексия. ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар

"Новые подходы в обучении учащихся"

Цель семинара: Осознать и выявит уровень своего преподавания. Усовершенствовать процесс обучения, через внедрение новых методов и стратегий в обучении учащихся.

Ход семинара:

Тема нашего семинара «Новые подходы в обучении учащихся».

Весь семинар условно мы разбиваем на следующие блоки:

-ваши ожидания от семинара;

-различия между пассивными, активными и интерактивными методами;

-знакомство с некоторыми формами и методами на практике;

-рефлексия.

Я рада, что сегодня собрались заинтересованные люди, которые хотят узнать, научиться, как можно усовершенствовать процесс обучения, через внедрение новых методов и стратегий в обучении учащихся.

Различия между пассивными, активными и интерактивными методами.

Я думаю, что многие хотели бы определить для себя разницу между пассивными, активными и интерактивными методами. Поэтому предлагаю вам немного теории.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения - уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:

одностороннее, линейное взаимодействие;

учитель - центральная фигура, он источник информации;

он распределяет время, работу;

много контролирует;

ученик - пассивный объект воздействия;

класс - масса;

нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

нет инициативы учащихся, самостоятельности.

Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

учитель источник информации, эксперт;

ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:

он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

Мозговой штурм.Каждый из вас обладает своим педагогическим опытом. Давайте вместе разделим эти приемы как формы реализации этих методов. (Работа в круге по принципу «Мозгового штурма»).

Пассивные, активные , интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, опрос «мозговой штурм», ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами, проектная деятельность, работа с видео и аудио материалом, разминки, моделирование ИКТ.

Тот прием, который мы использовали сейчас относится к активным и называется «Мозговой штурм». В нем существуют определенные плавила:

правило поднятой руки

высказываются любые идеи,

чем больше предложений, тем лучше

высказывания не обсуждаются и не критикуются,

поощряется развитие других идей

продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.

Правила фиксируются на ватмане. Доска, мел. Рисуется на доске. На доске, под каждой схемой составляется список. Ватман, маркер.

Групповая работа

Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?

Сейчас я предлагаю вам одну из форм деления на группы. Вы получаете карточку с термином и выбираете ту сферу, в которую, по вашему мнению, входит это понятие. (Ознакомить с различными стратегиями деления на группы «Такси», «Молекулы и атомы», «Реши пример», «Найди ответ», «Разгадай загадку», «Найди друга», «Знакомство».и др.)

Предложите свои варианты использования данного приема на уроках математики, истории, ин. языка и т.д. Результаты работы группы оформите на листе. Время работы группы - 3 минуты.

А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.

Сейчас вы представляли результаты работы группы устно, но существует еще множество форм представления. И это очень важно, так как наши ученики имеют разные каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический.

Ознакомление со стратегиями: «Кластеры», «ЗХУ», «Инсерт», «Фишбон», «Тонкие и толстые воросы», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Перепутанные логические цепочки» «6 шляп» на тему: «Нужна ли школьная форма?»

Листы бумаги, маркеры для каждой группы.

Как вы считаете, когда на вашем уроке можно использовать такие приемы? Где еще можно применить данный прием?

Упражнение «Аквариум»

Мы предлагаем вам еще одну интерактивную форму работы - упражнение «Аквариум». Сейчас те из вас, кто считает, что современные активные и интерактивные формы обучения являются эффективными, сядьте в середину круга. Образуйте внутренний круг. Участникам внутреннего круга в ходе десятиминутного обсуждения необходимо решить «Что вы можете сделать для того, чтобы те, кто сидит за кругом, могли войти в ваш круг». А те, кто сидит в большом кругу - внимательно наблюдайте за ходом обсуждения внутреннего круга. Обращайте внимание на чувства, которые у вас возникают. Всем понятно задание? (Когда время истекло, а задание так и осталось не выполненным, все снова садятся в большой общий круг и начинается обсуждение.)

Что вы чувствовали во время упражнения? Почему получилось / не получилось выполнить задание? Что можно было сделать по-другому? Какие можно сделать выводы? Где и когда это упражнение можно применить эту форму? Все садятся в один общий круг.

Упражнение «Автобусная остановка»

Прежде чем мы с вами перейдем к следующей интерактивной форме обучения, предлагаем вам еще один способ деления на группы. Предлагаем выбрать одну из фигур… и образовать группы по их цвету.

Упражнение называется «Автобусная остановка». Задача каждой группы на «остановке» в течение 3-х минут наработать «+» и «-» каждого метода обучения. Поэтому остановки называются «Пассивные методы», «Активные методы», «Интерактивные методы». Группы будут перемещаться от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнение предыдущей группы и ваше мнение совпадают, необходимо отметить эту характеристику звездочкой (*) и что-то добавить свое. Задание понятно? Тогда, начинаем.

Давайте посмотрим, что получилось на каждой остановке. Для этого каждая группа представляет плюсы и минусы одного из методов. Какие выводы можно сделать об использовании на уроке этих методов обучения? «+» и «-» есть у любого метода;

выбор метода диктуется условиями и обстоятельствами (тема, время и т.д.);

Как упражнение «Автобусная остановка» можно использовать на уроке?

Дискуссия. Давайте вспомним и обобщим то, чем мы сегодня занимались на семинаре? Что мы делали? (Получали новый опыт.) Что мы делали потом? (Наблюдали что с нами происходило, рефлексировали.) Когда мы проговорили, что с нами происходило, что было потом? (Обобщали, делали выводы.) Что было следующим? (Предлагали, где этот опыт можно использовать в жизни.)

Рефлексия:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • рефлексия содержания учебного материала

(продолжи фразу)

  • рефлексия деятельности

  • 1.На уроке я работал
    2.Своей работой на уроке я
    3.Урок для меня показался
    4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

Синквейн

  • 1 строка - заголовок, ключевое слово, понятие, тема синквейна, в форме существительного.

  • 2 строка - два прилагательных.

  • 3 строка - три глагола.

  • 4 строка - фраза, характеристика понятия.

  • 5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

«Эссе»

Можно сделать вывод: давно известно, что лекция (услышанное нами) усваивается на 10%, то, что мы видим - на 40%, а то, что ученик получает через деятельность - усваивается им на 90% из ста."

Выбор методов обучения всегда остается за вами! Карточки: получение опыта, наблюдения и рефлексия, выводы и обобщения, применение в новой ситуации.

Упражнение «Шесть шляп мышления»

Наш семинар подходит к концу. Как и на любом уроке - педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления».

Для этого каждый будет одной из 6 шляп (можно по порядку как сидят). Каждая группа выбирает себе шляпу и инструкцию к ней. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог семинара:

«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;

«желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом семинаре;

«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на семинаре не понравилось или что принять нельзя;

«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе семинара;

«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;

«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.

На обсуждение каждой группе дается 10 минут. Задание понятно? Тогда - начинаем работу.

А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог в той последовательности, которую мы озвучили.

И закончить наш семинар хочется одной притчей о Хадже Насреддине. Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», -ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!


© 2010-2022