Проект Формирование коммуникативной компетенции

В современных условиях одной из задач воспитательно-образовательного процесса выступает развитие личности обучающегося, способной жить и работать в условиях многополярного, постоянно меняющегося мира. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция сегодня  рассматривается среди наиболее значимых и востребованных. Потребность в ее развитии у выпускников учреждений профессионального образования усиливается в связи с выходом на международный уровень профессионального и делового общения. О...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Формирование коммуникативной компетенцииПроект Формирование коммуникативной компетенцииПроект Формирование коммуникативной компетенцииВведение

В современных условиях одной из задач воспитательно-образовательного процесса выступает развитие личности обучающегося, способной жить и работать в условиях многополярного, постоянно меняющегося мира. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция сегодня рассматривается среди наиболее значимых и востребованных. Потребность в ее развитии у выпускников учреждений профессионального образования усиливается в связи с выходом на международный уровень профессионального и делового общения.

Образовательное учреждение призвано создать условия для развития личности, компетентной в различных сферах, и в том числе способной осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, возникает необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетентности обучающегося.

Внеаудиторная деятельность предоставляет широкие возможности для развития творческой инициативы, самореализации обучающихся, активизации познавательной деятельности. Спектр форм организации внеаудиторной деятельности обучающихся разнообразен. Одним из наиболее актуальных и востребованных является создание клубов.

Данный проект предполагает создание клуба английского языка «PRO-CLUB» на базе учреждения профессионального образования.

Актуальность проекта

Любой иностранный язык несет с собой иноязычную культуру. Овладение этой культурой предусматривает не только овладение самим языком, но и содержательное знакомство с политической жизнью страны, обычаями, особенностями межличностными общения, культурой труда и отдыха народа, язык которого изучается. Академическое обучение дает достойную базу грамматического и лексического аспектов языка, «знания» языка, но не его применения. Проект нацелен на создание условий максимально приближенных к реальной языковой среде и естественным ситуациям общения в неформальной обстановке, дает возможность реализации интерактивного взаимодействия с ровесниками посредством изучаемого языка, во время которого повышается уровень социализации и навыков иноязычной коммуникации.

Однако, существуют проблемы в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, которые сводятся к следующему:

  • У обучающихся нет мотивов, которые подтолкнули бы их к осуществлению речевых высказываний;

  • Они нередко плохо ориентируются в теме, по которой надо высказаться;

  • Не хватает запаса слов, с помощью которых можно строить речевое высказывание.

На решение проблем нацелен проект.

Цель проекта

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в изучении английского языка.

Задачи

  • Пробуждение интереса к изучению иностранного языка;

  • Повышение уровня коммуникативных навыков и умений в различных видах деятельности;

  • Создание дополнительного пространства для общения на английском языке.

Инновационность проекта


Мероприятия проекта носят длительный, практико-ориентированный характер и связаны с интересами обучающихся, в том числе затрагивают область профессиональных интересов. Технология реализации проекта предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Инновационными приемами, которые используются для реализации проекта являются широкое применение интернет-ресурсов:

интерактивное взаимодействие с носителями языка посредством видеосвязи, социальных сетей для которых организуется проект;

работа интернет-радио.

Ресурсы проекта

  1. Организационные: организация взаимодействия преподавателя с обучающимися, создание инициативной группы.

  2. Кадровые: участие в подготовке и реализации проекта преподавателя английского языка, методиста, психолога, программиста.

  3. Информационные: сбор, обработка, анализ информации по данной проблеме, знакомство участников проекта с его содержанием.

  4. Мотивационные: действия, призванные сформировать положительное отношение к организации и реализации проекта.

  5. Нормативно - правовые: подготовка документов, регламентирующего характера.

  6. Методические: создание методического обеспечения реализации проекта (различных методических памяток, инструкций, рекомендаций и др.)

  7. Материально - технические: материально- техническое обеспечение образовательного учреждения позволяет организовать проект без дополнительного бюджетного финансирования.

Материально-техническое оснащение клуба «PRO- CLUB»

  1. Помещение, оснащенное компьютерами с доступом в интернет.

  2. Помещение для проведения творческих мастерских, тематических вечеров.

  3. Музыкальный центр с колонками.

  4. Цветной принтер.

  5. Ксерокс.

  6. Канцелярские товары.

  7. Оформительские материалы.




































Сроки и этапы реализации проекта


Проект предполагается реализовать в 2012-2015 годах в три этапа.

№п/п

Этапы реализации проекта/ содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап


1.

Выявление актуальности (проблемности) проекта.

сентябрь - октябрь 2012г.

Преподаватель английского языка, методист

2.

Разработка положения о работе клуба.

октябрь 2012 г

Преподаватель английского языка, методист

3.

Создание инициативной группы по планированию мероприятий и привлечению участников проекта (за счет создания группы в интернете, рекламных буклетов).

октябрь 2012 г

Преподаватель английского языка

4.

Выработка необходимых составляющих содержания проекта.

ноябрь 2012 г

Преподаватель английского языка, методист

5.

Разработка содержательного компонента проекта: системы обучения языку, тематическое планирование, учебный материал занятий и творческих мастерских.

ноябрь-декабрь 2012 г

Преподаватель английского языка

6.

Доработка программы с учетом рекомендаций и замечаний обучающихся.

декабрь-январь 2012

Преподаватель английского языка

Практический этап


1.

Культура и традиции стран англоговорящего мира: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, ЮАР и т.д. Создание страноведческих кейсов.

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

2.

Работа с обучающимися, проходящими производственную практику, выпускниками ОУ по составлению словарей профессиональной лексики.

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

3.

Живое общение посредством интернета, расширение информационного пространства в социальных сетях, в программах, позволяющих общаться по видеосвязи непосредственно с носителями языка.

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

4.

Расширение кругозора обучающихся и в целом слушателей интернет-радио Just Life, посредством программы, посвященной английской культуре «Час английской песни».

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

5.

Расширение лексики раздела «Туризм». Разыгрывание речевых ситуаций.

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

6.

Творческие мероприятия в «Театральной мастерской»: инсценировка литературных произведений английских авторов.

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка

7

Проведение тренингов общения

январь 2013-январь 2015

Преподаватель английского языка, психолог

Аналитический этап


1.

Изучение и обобщение материала работы по реализации проекта.

январь 2014

январь 2015

Преподаватель английского языка, методист

2.

Обработка анкет обучающихся для анализа работы клуба.

январь 2014

январь 2015

Преподаватель английского языка, методист

3.

Разработка перспективных направлений работы клуба

январь 2014

январь 2015

Преподаватель английского языка, методист







Планируемые результаты проекта

В результате совместной творческой деятельности и участии в моделируемых ситуациях общения обучающиеся:

  • Повысят уровень коммуникативной компетенции, т.е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей;

  • Расширят свой лингвистический кругозор в повседневном общении и профессиональной деятельности;

  • Наладят дружеские контакты с участниками проекта, приобретут ощущение причастности к многонациональной культуре стран изучаемого языка, дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран;

  • Познакомятся с элементами культуры англоязычных стран с использованием средств изучаемого языка;

  • Получат возможность научиться осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с творческой задачей в пределах тематики мероприятий.

Перспективные задачи развития проекта:

  • Расширение направлений деятельности клуба (знакомство и практическое освоение с видами спорта, присущих англоязычным странам; организация реального общения с носителями языка, организация «Кулинарной мастерской»)

  • Привлечение педагогических работников к участию в работе клуба с целью формирования иноязычных коммуникативных умений и навыков.

  • Создание официального сайта клуба.

Риски проекта

  • Недобор обучающихся.

  • Отсутствие комфортного психологического климата в группах и в клубе в целом, связанные с индивидуальными особенностями участников клуба

  • Преувеличение роли неформального общения во время занятий.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапова Н.О. Лингвистические аспекты межкультурной коммуникации. - Барнаул, 2007. - 256 с.

  2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.

  3. Елизарова, Г. В. Формирование межкультурной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам: автореф. / Г. Р. Елизарова. - С-П, 2001. - 16 с.

  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / под ред. Е. А. Мастренко. - Минск.: «Высшая школа», 2001.- 315с.

  5. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.

  6. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст]: Начальное и основное образование / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.

  7. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.

  8. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993. 404 -408 с.











ПРИЛОЖЕНИЕ


© 2010-2022