- Преподавателю
- Иностранные языки
- Анализ уровня учебной мотивации
Анализ уровня учебной мотивации
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ялышева А.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Анализ уровня учебной мотивации.
Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов. [Комков И.Ф. 1979; - с. 97]
Учитель, применяющий новую форму работы на уроке, новый метод, как правило, сразу видит эффективность, или не эффективность этой работы по реакции и оценкам своих обучаемых. Как отразить это в цифрах, в аналитическом отчете или описании собственных методах работы? Эффективные формы работы поднимают качество обучения, но в лучшем случае мы можем предоставить конкретные цифры в конце четверти, а чаще, только в конце года, сравнив качество обучения с предыдущими показателями.
Есть способ показать эффективность инноваций, не только через качество знаний! В начале, а затем в середине или в конце нового учебного курса проведите анкетирование уровня мотивации своих обучаемых; сравнительный анализ даст конкретные данные по эффективности используемых методов.
Значение учебной мотивации рассматривается как в отечественных, так и в зарубежных публикациях. Но как провести анализ мотивации с минимальной затратой времени на уроке и на обработку результатов? Как облегчить процесс подготовки к очередной аттестации или участию в профессиональном конкурсе?
Вот вариант проведения анализа мотивации к обучению, которое займет не более 10 минут [презентации «Motivation №1 (для учеников)» и «Motivation №2 (students)»]. Она для учителей английского языка. Но его можно использовать преподавателям других предметов, если заменить в анкетах и презентации «английский язык» на любой нужный предмет. Сами учителя тоже могут оценить свой уровень мотивации к повышению квалификации [презентация «Motivation №1 (для учителей)»]. А если провести анкетирование на родительском собрании, заменив в презентации слова «мне» на «вашему ребенку» и сравнить результаты ответов родителей и их детей, можно определить насколько ясно родители понимают мотивацию к учебе своего ребенка [презентация «Motivation №1 (для родителей)»].
Инструкция:
Прочитайте на экране и прослушайте 10 высказываний и оцените, насколько они соответствуют вам по следующей шкале:
4 - всегда
3 - почти всегда
2 - иногда
1 - очень редко
0 - никогда
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам. Сосчитайте результат по образцу, который вы увидите на слайдах презентации.
Обработка полученных данных: Обучаемые сами подчитают цифровые значения по указаниям на слайдах презентации, и сразу видят результат анкетирования, который тоже отражен на слайдах. Они с удовольствием выполняют это задания, а вам остается только занести полученные результаты в Excel-таблицу для вычисления среднего по классу уровня мотивации и дальнейшего сравнительного анализа.
Вопросы анкетирования №1
1. Мне нравится узнавать новые факты
2. Мне нравится самому искать и находить новые знания
3. Я учусь, так как хочу стать всесторонне развитым человеком, интересным для других
4. Я учусь, для получения профессии
5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
7. Я бы хотел, чтобы в школе было больше уроков английского языка
8. На уроках английского языка мы изучаем то, что будет полезно в будущем.
9. Я верю, что у меня будут хорошие оценки по английскому в этом году.
10. Я не боюсь сделать ошибку на уроках английского, и сам поднимаю руку, чтобы ответить
Вопросы анкетирования №2
1. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает то, чего я не знаю.
2. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
3. Я хочу быть высокообразованным человеком
4. Я учусь ради своего будущего
5. Я учусь, так как хочу добиться успеха во всем, что делаю
6. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
7. Мне жаль, когда урок английского заканчивается, я бы хотел, чтоб он продолжался
8. Мне нравятся уроки английского, потому что они не слишком трудные, но и не слишком легкие.
9. Я чувствую, что у меня многое получается лучше на уроках английского языка
10. Я не боюсь, что одноклассники будут смеяться, когда я буду отвечать по-английски на уроке.
Если вы захотите провести три анкетирования - начальное, промежуточное и конечное; можно использовать вопросы третьего анкетирования. Просто копируйте, и заменяйте их в презентациях №1 или №2.
Вопросы анкетирования №3.
1. Мне нравится, когда преподаватель по новому рассказывает то, что я уже знал раньше.
2. Мне нравится самому разбираться в новых правилах , и я стараюсь самостоятельно найти ответы на сложные вопросы
3. Я стараюсь понять, как мне пригодятся школьные знания в будущем
4. Я учусь, так как чувствую ответственности за свой уровень образованности
5. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
6. Я помогаю другим в обучении, знания помогают мне наладить контакт с окружающими
7. Мне нравятся уроки английского языка.
8. Я стараюсь на уроках английского языка, чтобы мой учитель был доволен мною.
9. Я верю, что смогу научиться говорить по-английски
10. На уроках английского я нервничаю меньше, чем на других уроках .
Оценка общего значения:
30-40 -у вас высокий уровень мотивации учебной деятельности в целом, вы знаете, зачем и для чего вы учитесь.
20-30 - у вас средний уровень мотивации учебной деятельности
0-20 -у вас низкий уровень мотивации учебной, вы не понимаете для чего нужно учиться.
Первые три вопроса определяют уровни развития Познавательной Мотивации:
Вопрос № 1- широкая мотивация (потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович);
Вопрос № 2- узкие или собственно познавательные мотивы учения;
Вопрос № 3- мотивы саморазвития или личностные мотивы учебной деятельности.
Суммарное значение ответов на эти вопросы означает: 12-9 высокий уровень; 8-6 средний уровень; 0-5 низкий уровень Познавательной мотивации.
Следующие три вопроса определяют уровни Социальной Мотивации учебной деятельности.
Вопрос № 4 - уровень широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения;
Вопрос № 5 -узкие социальные («позиционные» по А.К. Марковой или «социологические») мотивы;
Вопрос № 6 - мотивы сотрудничества или социальности знаний.
Суммарное значение ответов на эти вопросы означает: 12-9 высокий уровень; 8-6 средний уровень; 0-5 низкий уровень Социальной мотивации.
Следующие два вопроса определяют уровни личного отношения к предмету:
Вопрос № 7 - эстетическая мотивация (изучение языка - удовольствие);
Вопрос № 8 - инструментальная мотивация (учет темперамента, разнообразие видов работ).
Суммарное значение ответов на эти вопросы означает уровень заинтересованности в предмете: 8-6 высокая заинтересованность ; 4-5 средняя; 3-0 не интересный предмет.
Последние два вопроса определяют мотивацию успеха:
Вопрос № 9 - уверенность в своих силах
Вопрос № 10 - страх неудачи
Суммарное значение ответов на эти вопросы означает уровень уверенности обучаемых в себе: 8-6 высокий; 4-5 средний; 3-0 низкий.
Мотивация - это основа любой деятельности. Учебным процессом управлять легче, если знать мотивы. «Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования». [Маркова А.К. 1990; - с.192 ]
Успехов в работе!
Литература
-
Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск: 1979. - с. 97
-
Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html
-
Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД "Первое сентября", 2003. - с. 23
-
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. - М., Педагогика, 1984. - с.144
-
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - с. 201
-
Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999; - с.79
-
Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 − 304с.
-
Guilloteaux, M.J., & Dörnyei, Z. Motivating language learners: A classroom oriented investigation of the effects of motivational strategies on students' motivation. - TESOL Quarterly 2007- 329 с. - etheses.nottingham.ac.uk/271/1/Guilloteaux_PhD.pdf
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности, - М.,Воронеж, 1997г youblisher.com/p/204368-Bozhovich-L-I-Problemyi-formirovaniya-lichnosti/
-
Домбровская И.С. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы psylist.net/praktikum/00458.htm
-
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -с.192