Анализ уровня учебной мотивации

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ уровня учебной мотивации.

Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов. [Комков И.Ф. 1979; - с. 97]

Учитель, применяющий новую форму работы на уроке, новый метод, как правило, сразу видит эффективность, или не эффективность этой работы по реакции и оценкам своих обучаемых. Как отразить это в цифрах, в аналитическом отчете или описании собственных методах работы? Эффективные формы работы поднимают качество обучения, но в лучшем случае мы можем предоставить конкретные цифры в конце четверти, а чаще, только в конце года, сравнив качество обучения с предыдущими показателями.

Есть способ показать эффективность инноваций, не только через качество знаний! В начале, а затем в середине или в конце нового учебного курса проведите анкетирование уровня мотивации своих обучаемых; сравнительный анализ даст конкретные данные по эффективности используемых методов.

Значение учебной мотивации рассматривается как в отечественных, так и в зарубежных публикациях. Но как провести анализ мотивации с минимальной затратой времени на уроке и на обработку результатов? Как облегчить процесс подготовки к очередной аттестации или участию в профессиональном конкурсе?

Вот вариант проведения анализа мотивации к обучению, которое займет не более 10 минут [презентации «Motivation №1 (для учеников)» и «Motivation №2 (students)»]. Она для учителей английского языка. Но его можно использовать преподавателям других предметов, если заменить в анкетах и презентации «английский язык» на любой нужный предмет. Сами учителя тоже могут оценить свой уровень мотивации к повышению квалификации [презентация «Motivation №1 (для учителей)»]. А если провести анкетирование на родительском собрании, заменив в презентации слова «мне» на «вашему ребенку» и сравнить результаты ответов родителей и их детей, можно определить насколько ясно родители понимают мотивацию к учебе своего ребенка [презентация «Motivation №1 (для родителей)»].



Инструкция:

Прочитайте на экране и прослушайте 10 высказываний и оцените, насколько они соответствуют вам по следующей шкале:

4 - всегда

3 - почти всегда

2 - иногда

1 - очень редко

0 - никогда

В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам. Сосчитайте результат по образцу, который вы увидите на слайдах презентации.

Анализ уровня учебной мотивации.Обработка полученных данных: Обучаемые сами подчитают цифровые значения по указаниям на слайдах презентации, и сразу видят результат анкетирования, который тоже отражен на слайдах. Они с удовольствием выполняют это задания, а вам остается только занести полученные результаты в Excel-таблицу для вычисления среднего по классу уровня мотивации и дальнейшего сравнительного анализа.

Вопросы анкетирования №1

1. Мне нравится узнавать новые факты

2. Мне нравится самому искать и находить новые знания

3. Я учусь, так как хочу стать всесторонне развитым человеком, интересным для других

4. Я учусь, для получения профессии

5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе

6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям

7. Я бы хотел, чтобы в школе было больше уроков английского языка

8. На уроках английского языка мы изучаем то, что будет полезно в будущем.

9. Я верю, что у меня будут хорошие оценки по английскому в этом году.

10. Я не боюсь сделать ошибку на уроках английского, и сам поднимаю руку, чтобы ответить

Вопросы анкетирования №2

1. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает то, чего я не знаю.

2. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете

3. Я хочу быть высокообразованным человеком

4. Я учусь ради своего будущего

5. Я учусь, так как хочу добиться успеха во всем, что делаю

6. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим

7. Мне жаль, когда урок английского заканчивается, я бы хотел, чтоб он продолжался

8. Мне нравятся уроки английского, потому что они не слишком трудные, но и не слишком легкие.

9. Я чувствую, что у меня многое получается лучше на уроках английского языка

10. Я не боюсь, что одноклассники будут смеяться, когда я буду отвечать по-английски на уроке.

Если вы захотите провести три анкетирования - начальное, промежуточное и конечное; можно использовать вопросы третьего анкетирования. Просто копируйте, и заменяйте их в презентациях №1 или №2.

Вопросы анкетирования №3.

1. Мне нравится, когда преподаватель по новому рассказывает то, что я уже знал раньше.

2. Мне нравится самому разбираться в новых правилах , и я стараюсь самостоятельно найти ответы на сложные вопросы

3. Я стараюсь понять, как мне пригодятся школьные знания в будущем

4. Я учусь, так как чувствую ответственности за свой уровень образованности

5. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе

6. Я помогаю другим в обучении, знания помогают мне наладить контакт с окружающими

7. Мне нравятся уроки английского языка.

8. Я стараюсь на уроках английского языка, чтобы мой учитель был доволен мною.

9. Я верю, что смогу научиться говорить по-английски

10. На уроках английского я нервничаю меньше, чем на других уроках .

Анализ уровня учебной мотивации.Анализ уровня учебной мотивации.

Оценка общего значения:

30-40 -у вас высокий уровень мотивации учебной деятельности в целом, вы знаете, зачем и для чего вы учитесь.

20-30 - у вас средний уровень мотивации учебной деятельности

0-20 -у вас низкий уровень мотивации учебной, вы не понимаете для чего нужно учиться.

Первые три вопроса определяют уровни развития Познавательной Мотивации:

Вопрос № 1- широкая мотивация (потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович);

Вопрос № 2- узкие или собственно познавательные мотивы учения;

Вопрос № 3- мотивы саморазвития или личностные мотивы учебной деятельности.

Суммарное значение ответов на эти вопросы означает: 12-9 высокий уровень; 8-6 средний уровень; 0-5 низкий уровень Познавательной мотивации.

Следующие три вопроса определяют уровни Социальной Мотивации учебной деятельности.

Вопрос № 4 - уровень широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения;

Вопрос № 5 -узкие социальные («позиционные» по А.К. Марковой или «социологические») мотивы;

Вопрос № 6 - мотивы сотрудничества или социальности знаний.

Суммарное значение ответов на эти вопросы означает: 12-9 высокий уровень; 8-6 средний уровень; 0-5 низкий уровень Социальной мотивации.

Следующие два вопроса определяют уровни личного отношения к предмету:

Вопрос № 7 - эстетическая мотивация (изучение языка - удовольствие);

Вопрос № 8 - инструментальная мотивация (учет темперамента, разнообразие видов работ).

Суммарное значение ответов на эти вопросы означает уровень заинтересованности в предмете: 8-6 высокая заинтересованность ; 4-5 средняя; 3-0 не интересный предмет.

Последние два вопроса определяют мотивацию успеха:

Вопрос № 9 - уверенность в своих силах

Вопрос № 10 - страх неудачи

Суммарное значение ответов на эти вопросы означает уровень уверенности обучаемых в себе: 8-6 высокий; 4-5 средний; 3-0 низкий.

Мотивация - это основа любой деятельности. Учебным процессом управлять легче, если знать мотивы. «Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования». [Маркова А.К. 1990; - с.192 ]

Успехов в работе!

Литература

  1. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск: 1979. - с. 97

  2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html

  3. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД "Первое сентября", 2003. - с. 23

  4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. - М., Педагогика, 1984. - с.144

  5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - с. 201

  6. Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999; - с.79

  7. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 − 304с.

  8. Guilloteaux, M.J., & Dörnyei, Z. Motivating language learners: A classroom oriented investigation of the effects of motivational strategies on students' motivation. - TESOL Quarterly 2007- 329 с. - etheses.nottingham.ac.uk/271/1/Guilloteaux_PhD.pdf

  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, - М.,Воронеж, 1997г youblisher.com/p/204368-Bozhovich-L-I-Problemyi-formirovaniya-lichnosti/

  10. Домбровская И.С. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы psylist.net/praktikum/00458.htm

  11. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -с.192

© 2010-2022