Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Городская гимназия г. Димитровград Ульяновская область»



Методическое пособие по теме

"ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ"

Г.М. Котляренко

учителя английского и немецкого языков

Процесс обучения чтению является значительно более сложным процессом, чем просто механический процесс воспроизведения звуков, соотнесенных с определенными графическими символами. При обучении иностранному языку чтение выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации: во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе. Овладение умением читать на иностранном языке, делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
Основа, этого важного вида деятельности должна быть заложена на начальном этапе обучения, именно здесь необходимо обеспечить достаточный уровень сформированности чтения для его дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старших этапах изучения иностранного языка в школе.
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждении сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв 146 графем, которые передаю 46 фонем. Так, английский алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий существующих между алфавитами этих двух языков. Поэтому при изучении алфавита необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке.
Приступая к чтению, учащиеся должны знать все буквы алфавита, уметь их называть, сказать какой звук можно передать этой буквой, привести примеры слов, в которых должна встретиться эта буква. Они должны уметь писать все буквы алфавита, используя для этого полупечатный шрифт, что облегчает чтение. В методике известны два подхода к обучению чтению:
1. Синтетический: от буквы к слову, а затем к тексту;
2. Аналитический: от текста к слову, из которого затем вычленяются буквы.
В дальнейшем речь пойдет о методе синтетического подхода к обучению чтению, ибо именно он был использован при обучении чтению. При этом особое внимание было уделено использованию предваряющего фонетического этапа, который реализовался до обучения осознанному чтению слова. Использование фонетического метода в обучении чтению подвергается критике, так как в английском языке нельзя установить четкие и последовательные соответствия междузвуками и графическими символами. Тем не менее, высказывания видных методистов нельзя не принять во внимание. Например, Г. Дайк считает, что «алфавит представляет собой систему символов для графического изображения звуков, а эти звуки записываются в том порядке, как они произносятся. Печатные же слова являются звуковой таблицей. Акт чтения - это акт перевода этих таблиц в соответствующие звуковые группы, которые несут в себя понятия предметов, явлений и чувств» (Н. Diack. In Spite of the Alphabet. London, 1995).
А.Галлифорд пишет, что «первейшая цель использования фонетического метода в обучении чтению - обеспечить, чтобы ребенок узнавал фонетические закономерности в звучащей английской речи; во-вторых, чтобы он научился называть буквы печатного слова; и, в-третьих, сумел бы соотнести эти буквы с соответствующими звуками». (K.Gulliford. Backwardness and Educational Failure. N.F.E.R. London, 1968). В настоящее время все больше и больше учителей приходят к выводу о необходимости использования фонетических ключей, картинной и контекстуальной наглядности для развития умений и навыков осознанного чтения.
Целью данной работы является систематизация упражнений, которые можно использовать при обучении чтению на раннем этапе обучения иностранным языком. Автор не претендует на полноеосвещение этой проблемы, а показывает, какие из них были использованы в работе по обучению чтению детей.
Опыт работы с малышами показывает, что как бы интересно и занимательно не был построен урок, у детей время от времени возникает вопрос: «А когда мы будем учить буквы? А когда мы будем читать?». Не секрет, что многие дети еще до школы умеют довольно бегло читать по-русски, и чтение для них уже является не просто чисто механическим воспроизведением звукового образа слова, а источником информации, что является конечной целью и при обучении чтению на иностранном языке. Очень важно как можно скорее воспользоваться этой тягой к чтению, а начни учитель читать позднее, и результаты будут гораздо хуже - интерес ослаб, появились другие желания. Работу по обучению чтению начали с изучения букв, которые пришли к нам все сразу на первый урок, и принесли с собой песенку. Песенка очень простая, исполняется она на мотив детской песенки «В лесу родилась елочка», но детям она понравилась, и потом уже в конце изучения букв алфавита, они с удовольствием ее пели. Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому все занятия старались построить в игровой форме, чтобы этот этап деятельности не превратился в скучное механическое зазубривание последовательности букв. В начале изучения не требовала от детей запоминания букв по порядку, потому что считаю, что ребенок должен узнавать ее, это важнее, чем знать ее четкое место в алфавите. На практике часто убеждаешься, что ребенок может рассказать весь алфавит от начала до конца как хорошо выученное стихотворение, но не может узнать букву в слове при чтении. Позднее в процессе обучения, играя с этими буквами, они всё хорошо запомнили.
Для ознакомления с алфавитом, были заготовлены красочные карточки с изображением буквы и рисунком. На карточке был нарисован предмет или животное, название которых в английском языке начинается с этой буквы. На каждом уроке дети знакомились с 2-3 буквами. Хотелось бы привести несколько упражнений, которые используются при знакомстве с алфавитом.
1. Назови букву.
Учитель показывает карточки с буквами, а ученики по очереди их называют.
2. Помоги букве.
Ребята, злой волшебник заколдовал наши буквы и спрятал их в мешок, помогите им выбраться. Дети подходят к учителю, вынимают букву из мешочка и называют её.
3. Кто быстрей.
Дети делятся на две команды, побеждает та команда, которая правильно назвала все буквы.
4. Какая буква исчезла?
Учитель устанавливает на доске буквы, дети повторяют за ним, затем учитель просит закрыть глаза и прячет одну-две буквы. Дети должны отгадать, какие буквы исчезли.
5. Назови букву правильно.
Ребята, сегодня у нас с вами гость, пришел Незнайка. Он мне сказал, что тоже знает буквы английского алфавита. Давайте проверим его. Учитель или ученик исполняет роль Незнайки, который перечисляет буквы, называя некоторые правильно. Дети должны исправить допущенную ошибку.
6. «Великий хвастун».
А кто у нас сегодня самый большой хвастунишка? Кто назовет все буквы, которые лежат на столе? Назвавшему все буквы правильно, вручалась медаль, где было написано «GREAT BOASTER».
7. Найди букву на лужайке.
Из цветной бумаги вырезаются цветы, в середину цветка наклеивается буква. По заданию учителя дети должны найти букву.
8. Поставь буквы по порядку.
Очень часто на уроки приходит Мистер Ломастер. Детям очень нравится играть в эту игру. Учитель на доске устанавливает буквы в алфавитном порядке, а затем просит детей закрыть глаза. Мистер Ломастер, которым может быть и учитель и ученик, нарушает этот порядок, переставляя буквы. Задача детей состоит в том, чтобы восстановить последовательность букв.

В дальнейшем можно предложить более сложные упражнения, такие как:
1. Учитель произносит только начало знакомого учащимся слова. Например, it «begins with «d»», дети должны назвать этот слово.
2. Учитель читает в слух семь слов, шесть из которых начинается с одной и той же буквы. Учащиеся должны определить, какое слово является «чужим». Например: kitten, kite, kangaroo, kettle, lorry, kitchen, kid.
3. Учитель читает вслух шесть слов, пять из которых имеют один и тот же звук. Учащиеся должны определить, какое слово является «чужим». Например: that, than, father, mother, zebra, brother. Чтение и письмо - это два вида деятельности, которые тесно связаны друг с другом, поэтому мы не только изучали буквы, но и знакомились с их написанием. Ниже приводятся упражнения, которые помогают дальнейшему закреплению алфавита:

1. Мальчик купил несколько воздушных шариков, на которых нарисованы буквы, но некоторые из них лопнули. Интересно, какие буквы были на них? В данном упражнении необходимо мелом обвести шарик и букву внутри его.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ


2. Злой Колдун заколдовал буквы и превратил их в невидимок, расколдуй их

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

3. Все малышки превратились в невидимок, помоги заглавными буквами найти их.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

4. Помогите парашютисту приземлиться. В данном упражнении дети соединяют линией заглавную букву с маленькой.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

5. С какой сосульки упала капелька?

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

6. Пусть буквы возьмутся «за ручки». В данном упражнении надо соединить заглавные буквы с маленькими.

K

D

L

d

I

k



7. Подпиши к заглавной маленькую, а к маленькой заглавную букву.

B -

c -

a -

D -

R -

m



8. Буквы отправились гулять в лес, но когда они пришли на полянку, то некоторых не оказалось. Подпиши, какие буквы спрятались. На доскеучитель напишет несколько букв, а дети дописывают отсутствующие. Например, дети изучили первые десять букв. Учитель напишет на доске шесть, а остальные дописывают дети.
9. Однажды наши заглавные буквы отправились на прогулку с малышами. Малыши очень любили играть в прятки. Некоторые так хорошо спрятались, что заглавные буквы не могут их отыскать. Помогите им. (Учитель выписывает на доске все изученные заглавные буквы и несколько маленьких. Задача детей состоит в том, чтобы подписывать недостающие буквы.)
Конечно, это далеко не все упражнения, которые можно использовать на уроке и каждый учитель имеет в своем багаже свои собственные, продуманные и проверенные практикой формы работы при изучении алфавита.
А вот, сейчас, когда учитель уверен, что дети хорошо знают «имена» букв, мы начинаем знакомиться со звуками. И опять на помощь приходит игра - сказка:

«Однажды буквы отправились в поход, но они были очень неопытными и не знали, как готовиться к походу, что с собой взять, как одеваться. Одни взяли с собой много вещей, другие надели модные туфли. «Я самая сильная», сказала буква «Н» и взяла с собой два рюкзака. «Я самая модная», сказала буква «G» и надела красивые туфли. Буква «D» взяла с собой барабан, чтобы было веселее. Шли они шли, день был жаркий, первой устала буква «G», ведь это она была в модных туфельках, она очень сильно натерла ножки и начала плакать [g], [g]. Таким образом, буква «G» превращается у нас в плаксу и дети запоминают звуковой образ буквы. Буква «Н», которая хвасталась, что она самая сильная, только вздыхала, да так, чтобы никто не слышал [h-h-h]. Буква «С» кряхтела как старушка [k-k-k] буква «F» фыркала как ежик от жары, и только буква «D» весело шагала, стуча в барабан [d-d-d].
Подобные сказки-легенды можно придумать для каждой буквы и дети в этом охотно помогают, и сами пытаются придумать свою сказку. Так, например, буква «X» очень любит кошек, всегда с ними играет и разговаривает [ks-ks], а буква «R» часто сердится и поэтому рычит [r-r-г]. На этом этапе нужно добиться того,чтобы ребята прочно усвоили, какой звук передает каждая буква. Здесь можно выполнять следующие упражнения:
1. Учитель показывает букву и называет ее «имя». Дети называют звук.
2. Учитель называет звук, дети называют «имя» буквы.
3. Учитель произносит звук, дети пишут букву.
Переход к чтению не вызывает особого труда у детей, когда они уже наигрались в буквы и звуки. И мы опять сочиняем сказку. Буквы любили играть в догонялки. Однажды буквы В, А, К, Е решили побегать. Буква «Е» была самая хитрая, она то знала, что бегать лучше молча, поэтому она и бежала первой. Буква «К» быстро устала и стала кряхтеть как старушка, буква «А» кричала: «Эй, подождите меня!», а буква «В», которой тяжело было нести два животика бубнила [Ь-b-b]. Дети принимают в этом активное участие, потому что уже знают, как называются буквы, как они умеют звучать. В результате они легко прочитывают слово: ВАКЕ, а потом им предлагается «дорожка», то есть прочесть слова по аналогии с первым:
ВАКЕ, DATE, TAKE, GATE, etc.
Таким образом, можно, не говоря, о правилах чтения гласных в открытом слоге (которое они быстро запоминают и могут ответить без запинки, но при этом не прочитать слова), познакомить ребят с чтением этих гласных. Ребята охотно читают эти «дорожки», если чтение сопровождать какими-либо легендами, сказками.
1. Помоги Зайке забраться на горку, где растет капустка. На доске учитель изображает горку с помощью слов. Дети должны забраться на нее, но при этом не сделать ошибок при чтении. Если ребенок ошибается, то начинает читать другой, а этот ждет своей второй попытки. Здесь надо быть очень осторожным, чтобы не обидеть допустившего ошибку, чтобы он не потерял веру в свои возможности. На доске надо оформить это упражнение красочно, на вершинке горки должна быть картинка с капустой или на магнитах можно сделать аппликацию, прикрепив кочешки капусты. Внизу горки действительно пусть сидит зайка. Если ребенок подойдет к доске и рукой еще будет помогать зайке, передвигая его вверх по словам, то это надо только приветствовать

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

2. Кто быстрее скатится с горки на санках.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Доска, это, конечно, ограниченное пространство, и трудно использовать много упражнений, поэтому лучше для учителя иметь карточки, тем более что уровень техники высок и можно обеспечить несколько экземпляров, как раздаточный материал.
3. Мы - скалолазы.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Таким же образом, вводя детей в сказочные образы букв, можно научить читать сочетания. Например: «Однажды братец «О» остался дома один. Скучно ему было, и он пригласил к себе своего двоюродного братца «О». Вдвоем они придумали игру «Паровозик». Уцепились они друг за друга и ходят, гудя по комнате: [и] [и:], [и] [и:].

Дети сами с удовольствием «погудят», а затем чтение не составит труда, и игра «Паровозик» запоминается лучше, быстрее, а главное понятнее, чем, если бы учитель сказал, что сочетание «оо» в английском языке произносится как [и], [и:].
Book, food, cook, took, pool, soon, noon, moon, look, etc. Или, возьмем, например сочетания ou, ow. Здесь у нас получилась вот какая сказка. Отправились однажды братики «о, о» с «и» и «w» в лес за грибами, один братец «О» шел за ручку с буквой «U», а другой с буквой «W». Когда они пришли в лес, то так и ходили за ручку друг с другом, чтобы не потеряться. И все-таки они заблудились. Что делать? Как найти друг друга? И тогда буквы «О» и «U» стали кричать: [аи], [аи]. А в ответ услышали [аи], это отвечали буквы «О» и «W». House, mouse, how, cow, ground, down, brown, town, round, etc.
Можно проводить упражнения на различные правила чтения, сочетая слова из разных «дорожек».
1. Не споткнитесь о пенёк.

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Bake, take, house, cow,

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

nine, like, book, cook
2. Можно предложить детям упражнение «Лабиринт», где необходимо прочитать слова только той дорожки, которая приведет к конечному пункту. Эти упражнения, в которые входят слова из многих, уже прочитанных «дорожек», способствуют переходу к чтению несложных предложений, а затем и текстов. У ребят к этому времени есть навык чтения отдельных слов, они прочитывают их, а не запоминают механически. Уверенность в том, что они смогут прочитать слова, в дальнейшем снимает страх перед чтением незнакомого слова, что способствует выработке беглости чтения.
Обучение чтению - процесс многосторонний, конечная цель которого - научить учащихся вскрывать значение читаемых слов с его содержанием. В обучении чтению учащиеся в первую очередь должны овладеть его процессуальной стороной, то есть овладеть техникой чтения. Этому и будут способствовать упражнения, о которых говорилось выше. В свою очередь овладение процессуальной стороной чтения обеспечивает и содержательно-смысловую сторону. Если учащиеся овладевают чтением на английском языке, то есть научатся извлекать информацию из печатного текста, это откроет им возможность расширять и обогащать себя знаниями и получать удовлетворение от самой этой деятельности на изучаемом языке.
Обучение чтению должно осуществляться на сознательной основе и на вовлечении учащихся в самостоятельною активную работу по овладению сложными навыками и умениями при изучении английского языка. Огромную роль в достижении поставленной цели играет энтузиазм учителя и его убежденность в правильной организации процесса обучения чтению.

Приложение

УРОК

Основные задачи:

1. Развивать умения и навыки чтения: учить читать отдельные слова.
2. Новые слова: a driver, a doctor, a pupil, a teacher, a pilot.
3. Пособия: карточки с буквами, картинки.

Ход урока.

I. Good morning! I am glad to see you! How are you?

II. Давайте отправимся в путешествие. Оно будет полно неожиданностей и дорога приведет нас в волшебную страну, а какую - вы узнаете чуть"позднее. Вы читали книгу «Волшебник Изумрудного города? Дорога в этот город была вымощена желтым кирпичом, а дорога в нашу волшебную страну сделана из букв. Вот какая у нас дорога:
a) буквы расставляются на доске или прикрепляются магнитом (выставляется только половина изученных букв, буквы стоят не по порядку). Дети должны назвать буквы алфавита.
b) А где же другие буквы? Ой, кто-то где-то разговаривает (учитель тихонько называет звуки). Да, они в мешке и не могут выбраться от туда. Вот послушайте: [d] [d], [d]. Кто это говорит? Как только отгадаете, буква сразу же появится. (Когда дети отгадают, учитель показывает букву и добавляет к дорожке на доске).
c) Теперь, кажется, все на месте, а все ли? (Дети должны сосчитать буквы). d) Ой, ребята, новая беда, мы сможем отправится в путь, если буквы на доске выстроятся так, как они стоят в алфавите.
e) Какая красивая получилась дорожка, но она у нас с невидимыми препятствиями, их надо перепрыгивать, перелетать. Проведение физкультминутки.
в) Но по дорожке весело шагать с песенкой.Дети поют песенку:
«Let us smile, when we say «Good morning»»...

III. Обучение чтению «a», «i» в открытом слоге.
Буквы придумали нам новые задания. Они спрятались в слова. А знаете, как это у них получилось? Однажды они играли в догонялки. Буква «Е» была самая хитрая, она бегала молча, ничего не говорила; буква «А» кричала всем «Ей, Ей-ей, подождите меня!», а буква «i» говорила: «Ай, ай, ай, как все быстро бегают, я их, конечно, не догоню!»
1. На доске записана дорожка из слов:
name, bake, take, make, fine, mine, five, hike, kite, gate.
a) Дети внимательно читают про себя (названия букв и звуки были повторены в начале урока)
b) Чтение слов за учителем
c) Чтение слов отдельными учащимися
d) Хоровое чтение
2. Ах, какая глубокая впадина на пути; кто нам поможет выбраться? Кто прочитает эти слова правильно?

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

3. А теперь крутая гора. Кто первый туда заберется?

Методическое пособие по теме ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

IV. Знакомство с новыми словами по теме «Профессия».
Последнее слово на горке «gate» и оно означает «ворота», а это значит, что мы добрались до конца нашего пути. Итак, мы пришли снова в город «Мастеров». Здесь живут наши старые знакомые.
а) Учитель показывает картинки, на которых изображены сказочные персонажи, а дети их называют по английски.
b) Они здесь уже живут давно и многому научились. Вот, например, Чебурашка стал водителем и т.д. Учитель показывает картинку, изображающую профессию, называет слово по-английски и ставит картинку рядом со сказочным персонажем.

1. Учитель показывает картинки и называет слова a driver a doctor, a pupil, etc.
2. Повторение за учителем отдельными учащимися.
3. Отработка хором.
4. Игра - «Путаница».
5. Игра - «кто больше запомнил» и т.д.

V. Домашнее задание.

1. Приготовить картинки с изображением профессий.
2. Вспомнить по картинкам слова.
3. Прочитать дорожку (учитель раздает небольшие карточки или записывает слова в тетрадях).


© 2010-2022