Формирование этического сознания младших школьников при изучении английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование этического сознания младших школьников при изучении английского языка

Культура поведения - как ее недостает нашим учащимся, и какую значительную лепту в ее формирование может внести учитель иностранного языка. Английский язык, как предмет, охватывает в основном все стороны жизни людей. Поэтому на своих уроках постоянно заостряю внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, в гостях и за столом; учу вести переписку с друзьями и близкими, деловую переписку, т.к. задача не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств. Знакомство с правилами поведения должно побудить школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным. Особое место уделяется телефонному этикету, т.к. дети и на своем родном языке не могут общаться по телефону, особенно если речь идет о деловом разговоре. "Умный первым снимет шляпу" - эти слова часто слышат учащиеся на уроках английского языка. Это относится и к спорам, и к дракам, и к отношениям между девочками и мальчиками. Одними из эффективных средств стимулирования нравственных проявлений являются уроки английского языка с элементами театрализованной деятельности, включающие элементы сказок, сказочный сюжет. Театрализованные игры, драматизация небольших пьес, сказок решают как коммуникативные задачи, так и задачи нравственного развития личности. Ролевой диалог в процессе театрализованной деятельности делает речевое взаимодействие личностно-ориентированным, адресованным, стимулирует активность каждого партнера, что способствует развитию у ребенка умений говорения и слушания. Ребенок в диалогическом общении может не только воспринимать звуки, но и понимать смысл произносимых слов. Из этого следует, что сказка в силу своих специфических особенностей должна выступать в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени. Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной по сравнению с другими литературными жанрами. Сказка, наполненная описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с волшебниками, феями, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывает к себе внимание детей, удовлетворяет определенные потребности возраста: потребность к перевоплощению, интерес ко всему необычному, таинственному, которое ребенок ощущает в сказке как обыденное. Ребенок младшего школьного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. При работе со сказкой опираюсь не только на опыт детей, но и на их фантазию. Сказка - это поэтический вымысел, хотя это не отрицает ее связь с действительностью, реальной жизнью, определяющей характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее содержания, а также язык сказки. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности почве. Каждая сказка рисует реалистичные картины жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, правдоподобные истории, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Автор сказки говорит с маленьким слушателем о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы. В сказке дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но нравственный смысл остается подлинным. Неразрывная связь сказки с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы обсуждения, которые присутствуют в сказке, получить опыт, как речевой, так и социальный, который им понадобится в жизни. Общение, организованное на основе сказки, носит истинный характер. Сказка на иностранном языке обладает огромными воспитательными возможностями. Сказка - это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, человеческих чувств - доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Сказка дает детям яркий, многообразный образ мира, развивая кругозор ребенка. В сказках присутствует иносказание. Хотя в сказках говорится про необычных сказочных героев или про животных, почти всегда под ними подразумеваются люди с их реальными жизненными проблемами. Хотя в сказке явления представлены по- особому, сказочно, проблемы, котopыe стоят за этими явлениями, оказываются тесно связанными с реальной жизнью. Знакомясь со сказкой, ребенок находит ответы на важные для себя вопросы. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Что такое "зло" и "добро"? Сказка формирует у ребенка необходимость нравственного поведения во всех видах деятельности. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание. Они формируют способность творчески трудиться, воспитывают любовь и уважение к труду, формируют потребность в творческом труде, вырабатывают такие человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, готовность прийти на помощь. Эстетический компонент воспитательного аспекта всегда присутствует в сказке - это всегда приобщение к вечности, к красоте. Песни, стихи, считалки, различные игры, также как и сказка, выступают в качестве средств воспитания нравственности на уроках английского языка.



© 2010-2022