- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья на тему Развитие у обучающихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорных схем
Статья на тему Развитие у обучающихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорных схем
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исаева С.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исаева С.А.
СШ № 5 а.АКМОЛ
Развитие у обучающихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорных схем
Знание иностранного языка является объективной потребностью общества, без которой оно не может нормально существовать и развиваться. В настоящее время в условиях расширяющихся многосторонних межнациональных контактов повышения качества овладения иностранным языком приобретает первостепенное значение и входит в число актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Но то малое количество, отводимое на изучение иностранного языка, не позволяет реализовать потребности общества в специалистах, владеющих иностранным языком. Необходимость повышения эффективности овладения иностранным языком привела к разработке и использованию в практике новых технологий, основанных на развитии иноязычных способностей обучающихся.
Одно из самых трудных задач в процессе обучения иностранному языку является обучение устной речи, так как языковой материал, которым должен овладеть обучающийся, выступает как средство обучения. Поэтому развитие иноязычных способностей к устной речи становится одной из главных задач, которую сегодня призван решать преподаватель иностранного языка. Он должен знать способности и возможности обучаемых и принимать их во внимание при организации обучения. [1;139]
Необходимость повышения эффективности овладения иностранным языком привела к разработке и использованию в практике новых технологий, основанных на развитии иноязычных способностей учащихся.
Из всех существующих форм наглядности наиболее распространенными являются опорные конспекты-схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему. Существует известная методика работы с опорными конспектами, схемами созданная В.Ф.Шаталовым. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества.
Понятие «опора» трактуется в методике преподавания иностранных языков по-разному. В ряде работ она определяется как стимул, побуждение к действию, например, Царькова В.Б. определяет назначение всех опор следующим образом: «… вызывать ассоциации с жизненным опытом учащихся и с тем, что возможно (в силу языковой подготовленности) в его речевом опыте» [2; 65]
Часто вербальные опоры называются ориентирами речевой деятельности, которые ограничивают зоны поиска, способствуют развертыванию мысли в определенном направлении, сокращают меру неопределенности, а, следовательно, и ошибочность речи. [3; 7]
В литературе даются и такие определения: «Опора- это модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания». [4, 117]; «Опоры - это как пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию, и носящая распределенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания характер». [5, 37]
Представители различных направлений предлагают к использованию разнообразный арсенал опор. Как правило, предлагается следующая классификация опор:
-
по способу презентации материала:
-
вербальные - микротекст, текст, план, поговорка, подпись.
-
изобразительные - кинофильм, диафильм, таблица, схема.
-
-
по способу управления речевой деятельностью:
-
содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто?, Где?
-
смысловые опоры (отвечающие на вопрос Зачем? Почему?) [2, 25]
-
Все опоры позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту.
Что же касается опорных схем, они представляют собой набор графических условных знаков - схематичных рисунков, диаграмм, слов, словосочетаний и даже целых предложений, - отражающих логическое и смысловое содержание текстового материала. Использование опорных схем в работе над устной речью предусматривает следующие этапы: предъявление опорной схемы; проговаривание предложений тематического текста за учителем; проговаривание предложений тематического текста вместе с учителем; коллективный рассказ «по цепочке»; полное воспроизведение рассказа отдельным учеником.
Большое значение этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы. Работа по опорным схемам должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого материала. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал.
Political System
First conditional If + Present Simple + Future Simple
Second conditional If + Past Simple + would + infinitive
Third conditional If + Past Perfect + would + Present Perfect
Legislative Judiciary Executive Supreme Court representative
Presidential affair appoint assist chancellor allocate legislator inauguration declare approve treaty propose endorse referendum
Interpret Treasury ratify governance consider amend current
The USA
The UK
Ministers
Secretary of the Treasury
Secretary of Defense
Secretary of Interior
Secretary of Agriculture
Secretary of Commerce
Secretary of Labor
Secretary of Health and
Human Services
Secretary of Transportation
Secretary of Energy
Secretary of Education
Secretary of Veterans Affairs
Secretary of Housing and
Urban Developing
Kazakhstan
Constitution
Presidential form of government
Данная опорно-логическая схема составлена по теме "Political System" (учебник английского языка 11 класс, Т. Аяпова) учебной дисциплины «Английский язык». Представленная схема имеет практическую ценность, как для студентов, так и для педагогов, поскольку позволяет обучающимся:
- ознакомиться визуально с политической системой США, Англии и Казахстана до изучения темы;
- систематизировать и обобщить знания по учебному модулю на каждом этапе более подробного изучения темы;
- закрепить лексический и грамматический материал.
Таким образом, изучив подробно политическую систему
США, Англии и Казахстана студент схематически смог изобразить три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Представленная схема не только раскрывает специфику и структуру данных ветвей, но и позволяет сравнить, найти сходства и различия в политической системе данных стран.
Литература
-
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: [Отв. ред. М.К. Колкова] - СПб.: КАРО, 2006. - 224с.
-
Царькова В.Б. речевые упражнения в английском языке. М.: Просвещение, 1980. - 135с
-
Кунин В.И. Обучение монологическому высказыванию на основе ЛСС.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск, 1976. - 16с.
-
Попова Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней школы - Диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Ленинград. 1985.- 220с.
-
Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе.- 1990. - №5.-с.35-40.