Статья по английскому языку Развитие познавательных интересов на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Регистрационная форма

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития»


ФИО (полностью)

Суранова Ольга Николаевна

Ученая степень, звание, должность

Учитель английского языка 1 категории

Место работы

МБОУ СОШ №10 г. Чебоксары

Почтовый адрес (с индексом)

428000 г.Чебоксары ул.Николаева,д.1

E-mail

[email protected]

Контактный телефон

89170782730

Название статьи

Развитие познавательных интересов на уроках английского языка

Требуемые технические средства

-

Суранова Ольга Николаевна

Учитель английского языка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №10

имени летчика-космонавта А.Г.Николаева», г. Чебоксары


Suranova Olga Nikolaevna

English teacher

Municipal budgetary educational institution

"The secondary educational school №10

name of pilot-cosmonaut A. G. Nikolaev", Cheboksary

Работа администрации общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя английского языка в условиях введения ФГОС НОО

The work of the administration of secondary schools on the improvement of the professional competence and forming of the managerial readiness of the school English teacher in the period of the new state standard of education

Аннотация. В данной статье рассматривается, что системная, целенаправленная работа учителя английского языка является одним из основных педагогических условий совершенствования профессиональной компетентности и формирования управленческой готовности учителя. В ней раскрыты сущность и содержание понятий «познавательные интересы», «развитие познавательных интересов на уроках английского языка», формы и методы работы учителя школы с учениками.

Ключевые слова. Учитель средней школы, профессиональная компетентность, управленческая готовность, учащиеся, формы и методы работы учителя для развития познавательных интересов учеников.

Abstract. This article discusses the idea that systematic, purposeful work of the English teacher is one of the main pedagogical conditions of the improvement of the professional competence and the formation of managerial readiness of the teacher. It reveals the essence and content of the terms "educational interests ", " the development of cognitive interests on the English lessons", the forms and methods of work of the school administration with primary school teachers.

Key words. Secondary school teacher, professional competence, managerial readiness, school students, forms and methods of work of the school teacher for the development of cognitive interests on the English lessons



Проблема интереса как психолого-педагогического стимула развития личности учащихся в последние десятилетия все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и ученых-психологов и педагогов.

Интересы на уроках английского языка, а особенно познавательные, психологи и педагоги изучали с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и обучения.

Работая с американским психологом А.Роэ, Ш.Бюлер видит в интересе проявление внимания и склонности. При этом понятие «интерес» он считает нужным заменить словом «заинтересованность». Заинтересованность, по ее мнению опирается на врожденную чувственность, но развитие ее может подвергаться воспитательным воздействиям.

В последнее время усилилось внимание ученых и практиков к проблеме развития у школьников познавательных интересов. В трудах А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой раскрывается сущность познавательных интересов как сложного психологического образования, определяются пути его формирования. Экспериментальными данными отечественные психологи и педагоги доказывают, что интересы ученика - это результат его развития, они сопровождают развитие и содействуют ему. Истоки познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения.

Главным ядром познавательных интересов - являются мыслительные процессы. Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее эффективность. Ученик оказался способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию на уроках английского языка, проявляя самостоятельность при решении умственной или коммуникативной задачи.

Но интерес проявляется не только в деятельности, а так же во взаимоотношениях учеников, а так же в постановке учащимися вопросов, имеющих познавательную направленность. Их познавательные интересы выражаются в вопросах, которые они задают друг другу.

Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на английском языке. В процессе обучения языку, учащиеся должны в полной мере овладеть всеми видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом - как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка.

Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. На его основе учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и его творческое устремление. Высокий уровень познавательного интереса также способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценные, доверительные отношения, которые обеспечивают благополучие учебного процесса.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о целесообразности целенаправленной работы, способствующей развитию познавательного интереса на уроках английского языка.

Применение игровой технологии, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. В практике игровая деятельность выполняет не только развлекательную функцию, но и коммуникативную роль. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, так как в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности.

Так же, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с главными произведениями зарубежной литературы, бытом, интересами и культурой народа, язык которого изучается. В процессе чтения и аудирования страноведческих текстов учащиеся развивают такие важные навыки и умения, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, аргументировать, суммировать информацию, делать выводы. Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников - все это позволяет заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать и знать иностранный язык.

Чтение текстов, диалогов вносит разнообразие в урок, развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный запас школьников по иностранному языку. Познавательный интерес к английскому языку можно сформировать, соблюдая ряд условий:

  • Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера;

  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку;

  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;

  • Обучение должно быть трудным, но посильным;

  • Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;

  • Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы английского языка.

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения, английский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

Следует заметить, что курс английского языка обладает обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса учащихся. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке более прочными и значимыми для ребенка.

Таким образом, проблема интереса и проблема выявления интересов и склонностей детей школьного возраста на уроках иностранного языка, в настоящее время является очень актуальной. И хотя не ясен сам феномен интереса, нечетко раскрыта его сущность в теоретических трудах как в зарубежных, так и отечественных исследователей, интерес рассматривается ими как своеобразный показатель стремлений личности, ее активного отношения и духовные ценности. Воспитание же разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения учеников к общественным ценностям. Наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует созданию новых ценностей. В силу этого гармоничное развитие человека современного общества, в котором чрезвычайно быстро развивается наука, техника, искусство, культура, не может совершаться вне формирования познавательных интересов.


© 2010-2022