Статья на тему Обучение школьников чтению на уроках

  Одной из актуальных проблем в настоящее время является вопрос обучения чтению.  Ведь чтение на иностранном языке является одним из необходимых средств для эффективного овладения иностранным языком. Посредством чтения происходит передача опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развитие интеллекта, воспитание социально-ценного человека.    Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение школьников чтению на уроках

иностранного языка.

Введение.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является вопрос обучения чтению. Ведь чтение на иностранном языке является одним из необходимых средств для эффективного овладения иностранным языком. Посредством чтения происходит передача опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развитие интеллекта, воспитание социально-ценного человека.

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей.

Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие, возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) - практически все. Поэтому чтение выступает в качестве целевой доминанты.

Чтение - важный вид рецептивной (связанной с восприятием) речевой деятельности, и овладение им как полноценным средством коммуникации на иностранном языке является одной из главных коммуникативных практических целей. Известно, что владение чтением предполагает полное, глубокое понимание иноязычного текста всех литературных стилей и жанров - художественного, публицистического и научного. Для того чтобы чтение успешно выполняло свою роль эффективного средства обучения, нужно, чтобы оно стало для ученика приятным занятием, превратилось в удовольствие. Тот факт, что в двенадцатилетней школе иностранный язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Это и рост среднего уровня образованности, и повышение требований к общей культуре, и формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Процесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека. Чтение, как и аудирование, является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности. Чтение может быть и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности, например чтение вслух. Но даже одинаковые механизмы (восприятие, внутреннее проговаривание, механизмы кратковременной и долговременной памяти, прогнозирование, осмысление) работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи.

Сравним процесс восприятия речи при чтении и аудировании по таблице 1. Таблица 1

Чтение

Аудирование

1. Ритм и темп зависят от читающего.

2. Вся информация в руках читающего.

3.Некоторые части текста можно прочитать повторно.

4. Можно "перескочить" через

некоторые места текста.

5. Можно задержаться на месте

1. Ритм и темп задает говорящий.

2.Информация подается постепенно.

3. Возможности повторно услышать текст нет.

4. Восприятие поступательно.

5. Необходимо внимательно следить

за поступающей информацией.

Как видим, зрительное восприятие информации и процесс ее протекания способны обеспечить более надежное сохранение образов, чем слуховое, так как читающий имеет возможность регулировать и управлять этим процессом, что и обуславливает несколько иную работу механизмов чтения.

Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.

Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-

психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности. Целенаправленное использование текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке иностранного языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

В данной работе чтение рассматривается как отдельный самостоятельный вид речевой деятельности, так и средство формирования языковых навыков и развития умений, способствующих развитию коммуникации на иностранном языке. Иначе говоря, в обучении иностранному языку чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации, с одной стороны, и средство освоения знаний о языковых явлениях изучаемого языка, с другой. В ней приводятся некоторые приемы работы при обучении различным видам чтения, выделяются наиболее эффективные, исходя из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Этим объясняется актуальность данной работы.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

Практическая цель обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение)

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение)

- с извлечением необходимо значимой информации (поисково-просмотровое чтение).

Содержание обучения чтению включает:

- лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, систему фразовых единиц, тексты разных жанров);

- психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения);

- методологический компонент (стратегии чтения).

Основные базовые умения, лежащие в основе чтения - это умения:

- прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;

- определять тему, основную мысль;

- делить текст на смысловые куски;

- отделять главное от второстепенного;

- интерпретировать текст.

Конкретизация этих базовых умений зависит от цели чтения. Н.Д. Гальскова выделяет следующие группы умений:

  1. понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать выводы по прочитанному;

  2. извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;

  3. понимание необходимой информации: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.

Трудности, возникающие при обучении чтению.

Чтение - это активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность, в процессе формирования которой необходимо преодолеть массу трудностей. Это, прежде всего трудности, связанные с языковыми средствами: незнакомые слова, непривычные значения, грамматические явления, сложность синтаксиса. Поэтому необходимо формировать механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

Но понимание не сводимо к лингвистическим и логическим операциям, а предполагает обращение к внутренней картине мира. Языковая компетентность - необходимое, но недостаточное условие для понимания речи. Необходимо иметь достаточно чёткое представление о самой действительности. Если вспомнить модель речевого общения, в отдельную группу трудностей могут войти факты, связанные с незнакомой культурой, темой, ситуацией общения, представленные в содержании текста. Необходимо учить снимать эти трудности, используя личный опыт учащихся, знакомые им ситуации, содержательные опоры текста (реалии: имена, даты, географические названия), иллюстрации к тексту и т.п.

Трудность может представлять и способ изложения сообщения: множество персонажей, отсутствие чёткого введения, формулировки темы и т.д. При отсутствии таких качеств устной речи, как паузы, логическое ударение, мимика, жесты, в процессе чтения логико-смысловой план текста распознаётся с большими трудностями, чем в устной речи.

Опытен тот чтец, который использует известное для понимания неизвестного, привлекая свой опыт и отыскивая опоры для понимания в тексте, извлекая при этом максимально информации.

Успешность чтения зависит от:

- осознания цели;

- выбора соответствующей стратегии чтения;

- использования опор.

Научиться читать - значит уметь:

- озвучивать графемы;

- извлекать мысли, факты, т.е. понимать, оценивать, использовать информацию текста.

Умения и стратегии чтения

Н.Д. Гальскова выделяет следующие группы умений:

1. Умения определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному (авт: Понимание основного содержания)

2. Умения извлекать полную информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;

3. Умения понимание необходимую информацию: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.

Учащиеся должны быть в состоянии

- сканировать текст, т. е. находить нужную информацию в тексте. Это умение предполагает, что не нужно читать все, каждое слово и каждую строчку; нахождение слова в словаре, номера в телефонной книге и т. д

- осуществлять ознакомительное чтение текста, включающее понимание основного содержания текста, о чем, на какую тему. Если на этой стадии обращать внимание на все детали, то можно увязнуть и не понять тему и основную мысль текста.

Будут учащиеся осуществлять просмотровое / поисковое чтение ( scanning) или ознакомительное ( skimming) зависит от типа текста и того, какую информацию им нужно получить. Например, чтобы найти в руководстве пользователя компьютером определенную информацию для использования какой-либо функции, найти слово в словаре или номер в телефонной книге необходимо использовать метод сканирования текста. А для того, чтобы понять, о чем та или иная статья в журнале, сначала необходимо осуществить поверхностное чтение или просмотровое чтение. Оно может состоять из чтения заголовка, подзаголовков, первых предложений абзацев.

Чтение с полным пониманием, будь то языковые явления или содержание, отличается от умений, указанных выше. Выполняя такой вид чтения, учащиеся сосредотачиваются на мелких подробностях, содержащихся в тексте, чтобы извлечь абсолютное понимание.

Задача учителя не только склонять учащихся к просмотровому или поисковому чтению, но и заставить их увидеть, какой способ чтения будет более важным в конкретном случае.

Большое значение при обучении чтению имеют общеучебные умения и стратегии чтения, соотносимые с конкретным видом чтения:

- экспресс-стратегия (для поисково-просмотрового чтения);

- стратегия собаки (для ознакомительного чтения);

- стратегия сыщика (для изучающего чтения).

Выбор стратегии чтения ориентирует читающего на использование соответствующих действий с текстом.

Принципы обучения чтению

1 Чтение - деятельностный навык

Чтение - чрезвычайно активное занятие. Для успешного осуществления этой активности необходимо понимать значения слов, воспринимать картинки, сопровождающие текст, истолковывать факты, приводимые в доказательство чего-либо и делать свои умозаключения, соглашаться или опровергать. Если этого не делать, тогда будет поверхностное восприятие текста, и он быстро забудется.

2 Текст для чтения должен быть интересным для учащихся

Необходимо побуждать учащихся к чтению. Если не вызвать интерес к тексту, предлагаемому для чтения, то вероятность пользы от чтения текста, будет низкой. Если привлечь их внимание к теме или заданию, то положительный результат гарантирован.

3 Необходимо побуждать учащихся реагировать на содержание текста

При работе с текстом учащихся необходимо побуждать не к чтению как языку, т.е. словесному выражению мыслей, а, прежде всего, к содержанию. Хотя изучение текста с языковой точки зрения, т. е. организации по абзацам, употребления придаточных предложений ( условных или определительных и .т.д.) также представляется важным, учащиеся должны прежде всего среагировать на тему и идею текста. Особенно важно позволить им высказаться каким-то образом на тему, поднимаемую в тексте. Таким образом будет обеспечиваться задействованность и содержания и языковых форм языка.

4 Основной фактор чтения - предвосхищение того, о чет будет текст.

При чтении на родном языке тема повествования часто приходит к нам до начала чтения. Подсказка о чем книга может содержаться в обложке, содержание статьи можно прогнозировать заголовкам, фотографиям и картинкам, заголовки подзаголовки отчетов говорят сами за себя.

И как только такой толчок, наводящий на мысль, поступает к нам в мозг, он начинает предвосхищать то, о чем мы собираемся прочесть. Итак, предположения возникли, и активный процесс чтения готов начаться. Учителя должны наталкивать учащихся, так чтобы последние могли предвосхитить, что будет и таким образом заставить их заинтересоваться текстом, вызвать / возбудить к нему интерес.

5 Подбор задания к теме должен быть соответствующим.

Мы могли бы привести знаменитую строчку из монолога Гамлета «Быть или не быть» ('To be or not to be') и попросить учащихся сказать, сколько раз употреблен инфинитив в этой строке. Можно было бы попросить их расположить в алфавитном порядке названия блюд в меню. Может быть, и можно найти довод в пользу таких заданий, но такого рода задания кажутся нелепыми / странными. Скорее всего, нас заинтересует, что именно Гамлет имел в виду и что представляют собой блюда в меню.

Выбрав текст для чтения, мы должны выбрать и правильные, соответствующие задания: интересные, заставляющие думать, задействовать воображение и т. д.

Можно принизить роль даже самого интересного текста, если дать скучные неинтересные, неподходящие, несоответствующие задания. И, наоборот самый банальный текст можно

сделать увлекательным, если подобрать необычные задания, требующие применения воображения и какого- либо домысливания.

6 Необходимо максимально задействовать текст для чтения.

Из текста учащиеся должны взять по максимуму. Любой текст состоит из предложений, слов, мыслей, описаний. Нет смысла просить учащихся прочитать текст и просто оставить его, ничего больше не делая с ним. Необходимо находить способ как объединить факты, доказать или опровергнуть, сделать их цепочкой последовательных действий на уроке, использовать тему текста для обсуждения и выполнения дальнейших заданий, для изучения и активизации языковых явлений.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ.


По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее.

Поисково-просмотровое - чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме. Используя приёмы поисково-просмотрового чтения (чтение «по диагоналям», «слалом», «по двум вертикалям», «пинг-понг», «островками»), читающий выискивает в тексте лишь интересующую его информацию.

Это чтение быстрое, беглое, избирательное. К нему прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например, при чтении книг (чтение оглавления, предисловия, введения, заключения), газет (заголовки, подзаголовки) и т.д. Этот вид чтения предполагает довольно высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к предвосхищению, высокую скорость чтения, умение обходить трудности.

В условиях школы этот вид чтения используется как предварительная стадия ознакомительного и изучающего чтения, в целях извлечения нужной информации из коротких прагматических текстов.

Ознакомительное чтение - чтение с целью извлечения основной информации из текста, получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи, некоторых основных фактов. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет читать быстро, не обращая внимания на детали сообщения, и не «зацикливаться» на незнакомых словах.

Текст для ознакомительного чтения не должен быть трудным для учащихся в языковом отношении - он может содержать незначительное количество новых лексических единиц, не встречавшихся ранее синтаксических конструкций, но и не должен препятствовать восприятию основной информации текста. При этом не предполагается пользование словарём. Внимание должно концентрироваться лишь на знакомых словах. Этот вид чтения протекает в быстром темпе, должен давать учащимся ощущение лёгкости восприятия текста. Помощь при ознакомительном чтении оказывают навыки прогнозирования и быстрочтения.

Цель изучающего чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Изучающее чтение -

внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Предполагает пользование словарём. Количество слов не должно превышать 10 - 12 на страницу (4-6 %). Не должно быть незнакомых грамматических явлений. На начальном этапе все тексты, предназначенные для изучающего чтения, построены полностью на знакомом материале.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

КАК ВИДУ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Обучение собственно чтению, то есть чтению как виду речевой деятельности начинается на продвинутом этапе. Детям надо показать, что чтение - это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Важно научить их процессу чтения, показать, что в тексте есть много того, что помогает понять текст и замысел автора. Учащиеся должны понять смысловую роль этих средств в тексте. Следует обратить внимание учащихся на 2 важных правила:

  1. Читать не значит переводить!

  2. Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово!

Для понимания текстов необходимо научить учащихся поиску опор в своём опыте и в тексте.

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЧТЕНИЮ.

При обучении изучающему чтению недостаточно только верно подобрать или разработать задания к тексту. Очень важно также подготовить учащихся к чтению. Работа с текстом обычно проводится в 3 этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

1. Работа над текстом до чтения (предтекстовый этап).

Цель этапа - создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать, то есть предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту и т. п. Это стадия вызова, т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне.

Задания этапа:

- учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста;

- учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»;

- учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;

- учитель предлагается учащимся разбиться на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста.

После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои предположения и «провести» диалог с автором текста.

2. Работа с текстом во время чтения (текстовый этап).

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

Стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая «+» (это мне известно) и «-» (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно!», «Почему?», «Не согласен»).

1. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

2. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

- выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что- то сделал);

- делят текст на смысловые куски;

- определяют ключевые слова в каждой части текста;

- особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос «Что хотел сказать автор?»;

- ведут «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики героев, интерпретируют их;

- пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героях.

3. Работа с текстом после чтения (послетекстовый этап).

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.

Это - стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):

- нарисуйте, начертите …

- перескажите, расскажите, спишите, докажите

- напишите, продолжите, закончите, дополните

- найдите эквиваленты, переведите

Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:

- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;

- расположение по порядку;

- группировка фактов;

- перекрёстный выбор или установление соответствий;

- вычёркивание специально вставленных фрагментов;

- заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами и др.

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ.

Нужно помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определения дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

Задания типа:

- по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

- по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);

- по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;

- выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

- обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

Главное - научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Алгоритм ознакомительного чтения:

1. Наименование (статьи, книги)

2. Автор

3. Выходные сведения

4. Проблема (тема)

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала.

Подходы к работе с текстом

Для достижения развивающих и воспитательных целей обучения важно сформировать общие требования к серии заданий, обусловленные необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников.

В рамках этого подхода важен учет индивидуальных способностей каждого ученика, и необходимо создавать условия для разностороннего развития каждого учащегося. Это предполагает, с одной стороны, возможную дифференциацию и индивидуализацию заданий в зависимости от уровня обученности и познавательных интересов учащихся, с другой стороны- повышения самостоятельности и активности учащихся, развития у них сознательного отношения к процессу учения. Работа над текстом будет носить обучающий характер в том случае, если мы будем четко представлять себе, какие действия должны выполнять учащиеся, для того чтобы они овладели приемами работы над текстом:

  • как подойти к тексту?

  • с чего начать?

  • что нужно сделать с текстом?

  • чем закончить?

Выполняемые учащимися действия должны выработать систему работы над текстом, которую они могут использовать при чтении текста любого характера. Работа над содержанием текста можно дополнить разнообразными упражнениями. Они могут быть разделены на несколько групп по степени сложности и должны предлагаться учащимся постепенно, т.е. работа над более сложными упражнениями будет иметь смысл при наличии навыка, выработанного на упражнениях предыдущих, более легкой серии:

  1. Составление плана по прочитанному тексту (проходит осознанно и способствует более углубленному пониманию текста);

  2. Восстановление повествовательной схемы:

    • восстановить рассказ (даются вразброс отрывки небольшой истории и учащиеся восстанавливают повествование, классифицируя события),

    • восстановить один из элементов плана (придумать конец рассказа, определить ожидаемый финал, как смешной, так и трагичный, неожиданный, отличный от авторского).

  3. Упражнения, дополняющие повествовательную сторону рассказа (для обогащения лексического словаря уч-ся и развития навыков в коммуникации):

    • дополнить текст портретом персонажа,

    • рассказать о чувствах или мыслях героя,



  • придумать воспоминания героя (о детстве, о поездках),

  • придумай телефонный разговор между персонажами,

  • составь рассказ по плану (схеме).

Основное внимание должно быть направлено на то, чтобы научить учащихся понимать текст на изучаемом языке и извлекать из него информацию в связи с поставленными коммуникативными задачами. Такой подход к работе над текстом позволяет развивать индивидуальные интересы учащихся и культуру чтения.

Культура чтения - это:

  1. Внимательное и вдумчивое отношение к заголовку текста (оно является опорой к раскрытию читаемого материала и должным образом настраивает читающего).

  2. Просмотр текста целиком, чтобы составить представление об основном его содержании и трудностях.

  3. Поиск необходимой, как правили главной информации.

  4. Нахождение важных деталей, уточняющих основную мысль.

  5. Привлечение собственного жизненного опыта и знаний для понимания текста.

  6. Основной формой должно быть чтение про себя, поскольку именно эта форма дает возможность сосредоточиться на смысловой стороне текста.

  7. Чтению текста должна предшествовать работа, помогающая уч-ся усвоить лексико-грамматический материал, который может вызвать затруднения при чтении.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности. Целенаправленное использование текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке иностранного языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

Требования к подбору текстов

При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного

средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, «умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными».

Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов будет соответствовать их познавательным и эмоциональным запросам, уровню их интеллектуального развития.

Существуют определенные требования к текстам. К отбору и организации текстов для чтения могут быть отнесены в основном те же требования, что и к текстам для аудирования. Они должны быть информативны, разнообразны по

жанру и тематике, по возможности аутентичны. Однако, основные разногласия касаются именно вопроса, должны ли тексты быть аутентичными. Некоторые педагоги считают, что специально созданные обучающие тексты, кажутся искусственными, надуманными, ненастоящими. В них используются примитивные языковые формы, которые нетипичны для носителей языка, а порой и вовсе представляются смешными.

Тем не менее, при выборе текста прежде всего необходимо учитывать уровень обученности, показывающий возможности учащихся. Низкоуровневые учащиеся не поймут содержание газетной или журнальной статьи, если она подлинная, т. е соответствует всех нормам языка, и чтение и чтение не будет успешным. Учащиеся не смогут справиться ни с лексикой ни с грамматикой газетных английских текстов.

Баланс должен быть выдержан между реальным английским, с одной стороны, и способностями и интересами учащихся, с другой. Существуют определенные аутентичные материалы, которые начинающий изучать английский язык в состоянии понять в значительной степени: меню, расписания, дорожные знаки, определенные инструкции, знания которых они могут использовать там, где это необходимо. Однако более объемные тексты, которые мы захотим предложить учащимся, должны быть хоть и английскими, но написанными или адаптированными специально для их уровня. Главное, чтобы они были по возможности максимально английскими.

Необходимо принимать во внимание темы и типы текстов для чтения. Должны ли это быть энциклопедически-фактические тексты или рассказы, повести, отрывки из романов. Должны ли учащиеся читать только меню и расписания или им можно будет предложить деловые письма и газетные статьи.

Многое будет зависеть от того, кто наши учащиеся. На приоритеты в подборе текстов влияет возраст и интересы учащихся. Поскольку разные учащиеся придают различное значение различным темам, тексты для чтения должны быть самыми разнообразными и на различные темы. Журнальные статьи, письма, рассказы, объявления, отчеты, отрывки из пьес, рецепты, инструкции, стихи, справочные материалы - вот не полный перечень того, что можно читать.

Главное, чтобы тексты должны соответствовали возрастным и эмоциональным особенностям учащихся.

Как читать

Значительная часть чтения на английском языке должна осуществляться экстенсивно, т.е. быть связанным с количественным, а не с качественным увеличением. Это прежде всего домашнее чтение с заданиями произведений иноязычной художественной литературы. Оно предполагает чтение про себя, с такой полнотой и легкостью понимания, а так же с таким

интересом к содержанию, которые приравнивают это чтение по полученному читателем удовольствию к чтению аналогичной литературы на родном языке.

Экстенсивное чтение можно рассматривать как подлинно коммуникативное, позволяющее активизировать мыслительные способности учащихся, приучающее их к самостоятельной работе с материалами, развивающее их языковую догадку. Хорошими материалами для такого чтения являются книги серии « Читаем по-немецки». Они издаются для разных уровней владения немецким языком изд-вом Дрофа.

Материал для чтения полезно «пропускать» через все четыре вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал обучающиеся читают, воспринимают

на слух, записывают и используют в устном высказывании. Взаимосвязанность должна присутствовать не только на каждом занятии, но и в отдельных видах упражнений, хотя на каждом определенном этапе учебного процесса один из аспектов становится ведущим, а развитие остальных является сопутствующей задачей.

Овладение чтением на иностранном языке предполагает наблюдение лингвистических фактов, выделение в тексте информативных признаков. Из этого следуют, очевидно, что отдельные приемы работы могут быть использованы для развития различных умений чтения. А интересное содержание может быть абсолютно любым: от комиксов и адаптированных рассказов, до романов и детективных историй. Кстати, комиксы являются одним из лучших материалов для изучения простых, неформальных фраз.

Виды тестовых заданий

Проверка понимания текста и задания к нему зависят от вида чтения, применяемому к тексту. В общем и целом, это могут быть следующие задания

- множественный выбор

- нахождение соответствий

- множественные соответствия

- свободно конструируемые ответы

- формат «верно-неверно / нет информации»

- пропуски слов в тексте

- исправление ошибок

- восстановление текста

Ценность домашнего чтения

Средством формирования и совершенствования языковых навыков и умений выступает домашнее чтение.

Уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе и бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.

Систематическое и планомерное домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся.

Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Это внеклассное чтение. Домашнее чтение позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности. Основное внимание читающего направлено на извлечение информации, зашифрованной в тексте. По способу чтения - это чтение про себя или в идеальном виде - визуальное чтение, "как наиболее совершенное и зрелое чтение" (О.Д. Кузьменко). Основные задачи домашнего чтения - понять текст, т.е. собственно чтение и подготовиться к беседе по прочитанному. При проверке понимания на уроке прочитанного дома текста, анализа главы из книги для домашнего чтения происходит личностно-ориентированное общение, иноязычное общение становится личностно-ориентированным процессом.

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, расширяет кругозор, прививает духовность.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение имеет практическую ценность на любом уровне развития, а на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку призвано сыграть существенную роль в овладении чтением как видом речевой деятельности и повышении уровня владения языковыми формами. Связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку.

Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что чтение является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается. В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

В заключение можно отметить, что чтение является важным средством накопления лексики и развития навыков устной речи. Оно способствует развитию навыков свободного, быстрого чтения.

В зависимости от вида чтения подбираются задания по тексту, которым всегда предшествуют предтекстовые задания и вопросы, на которые ученики должны найти ответы в процессе чтения.

Доступный, понятный язык текстов в сочетании с заданием на поиск определенной информации, а также захватывающий сюжет создают условия для непосредственного понимания текста и развивают скорость чтения. Из всего сказанного следует вывод о том, что обучение школьников чтению, в том числе с пониманием содержания, является одной из стратегий обучения иностранным языкам в целом.

Из опыта работы с аутентичными текстами на уроках иностранного языка.

Работая с аутентичными текстами, прежде всего я опираюсь на те рекомендации и требования, которые изложены в рекомендательных документах при подготовке к ЕГЭ. Подбирая тексты для чтения по изученным темам, включаю задания к тексту постепенно от простого к сложному, чтобы учащиеся постепенно включались в процесс работы с текстом, не испытывали страха перед объемом работы и чувствовали себя уверенно.

В основу заданий положен коммуникативно-деятельностный подход к обучению чтения, особенностью которого является его технологичность, обеспечивающая при последовательном выполнении предлагаемых заданий достижение желаемого результата. При разработке заданий к тексту большое внимание уделяю тому, чтобы активизировать деятельность учащихся, стимулировать их самостоятельность и творчество, а также готовить к сдаче ЕГЭ.

Работа над текстом проходит в несколько этапов:

  1. Предтекстовый этап

  2. Текстовый этап

  3. Послетекстовый этап

На каждом этапе работы с текстом использую практические задания, которые представляют разнообразность приемов и видов работ. Для каждого этапа работы с текстом характерны свои приемы и виды, и это необходимо учитывать при подготовке практических заданий к тексту.

На предтекстовом этапе я включаю задания для разминки, направленные на концентрацию внимания, активизацию уже имеющихся знаний по изученной теме. Чаще всего включаю такие приемы работы как ассоциация, предсказание и игра-догадка, заполни таблицу. Для понимания содержания текста перед его чтением уч-ся предлагается информация об особенностях текста и выполняются задания, направленные на более детальное понимание смысла текста (его композиционно-смысловой структуры).

На текстовом этапе задания направлены на достижение понимания основной мысли текста. На данном этапе я чаще всего включаю такие приемы работы с текстом, которые помогают понять основную мысль (идею) текста, тем самым развиваю и закрепляю навыки и умения работы с текстом. Чаще всего включаю такие приемы работы как:

  • подбор картинок с описанием событий, подбор дат с событиями.

  • завершение предложений,

  • расположения событий по порядку в логической последовательности ,

  • выбор правильного или неправильного утверждения ,

  • расположение предложений в правильном порядке,

  • деление текста на абзацы,

  • вопросы по содержанию к прочитанному тексту.

Использование разнообразных видов и приемов работ с текстом дает постепенно положительные результаты. У учащихся вырабатываются умения и навыки работать с текстом, снижается психологический барьер, появляется уверенность в своих знаниях.

На послетекстовом этапе задания направлены на контроль понимания основного содержания прочитанного текста. На этом этапе осуществляется контроль за пониманием основного содержания прочитанного текста с этой целью включаю такие задания, которые закрепляют умения работы с текстом на базовом уровне, т.е. умения понимать основного содержания прочитанного.

На данном этапе включаю следующие приемы и виды работ с текстом:

  • составление плана текста,

  • вопросы по поиску конкретной информации,

  • подготовка интервью,

  • краткое изложение текста,

  • описание отдельного абзаца.

Использование различных приемов и видов работ с текстом на всех этапах на предтекстовом, на текстовом, на послетекстовом имеют свои положительные стороны и работают на ученика. Так, например: предтекстовый этап облегчает процесс чтения, развивает способности и умения учащихся, активизирует имеющиеся знания. Текстовый этап - основной концентрирует внимание учащихся, вырабатывает самостоятельность, развивает умения работать с текстом, стимулирует творческие способности. Послетекстовый этап - соединяет с другими коммуникативными умениями говорением и письмом.

С целью выявления, у уч-ся, интереса к предлагаемым видам работ по пониманию основного содержания прочитанного текста, было проведено анкетирование. Анкета включала следующие вопросы:

  1. Что интереснее для тебя: выполнять упражнения из учебника или задания, предлагаемые учителем?

  2. Интересны ли тебе темы?

  3. Развивают ли данные задания твоё умение работать с текстом?

  4. Понятны ли тебе формулировки заданий?

  5. Возникли ли у тебя трудности при выполнении данных заданий?

Анализ данных анкет показал, что:

  • 80% уч-ся предпочитают выполнять задания, предлагаемые учителем.

  • 88% уч-ся интересны темы предлагаемых текстов.

  • 93% уч-ся признают, что данные задания развивают умения работать с текстом.

  • 95% уч-ся понятны формулировки заданий.

  • У 20% уч-ся возникали трудности при выполнении предлагаемых заданий.


© 2010-2022