Определение падежа имен существительных по вопросу и предлогу

I. Организационный момент. (Слушание звукозаписи: “Пение птиц”) - Пение каких птиц вы услышали? - Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март) 24 марта — День птиц. И наш урок открывают голоса птиц. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания: // ач оро // оч чк // ал гл // ха рь // II. Проверка домашнего задания. 1) Что было задано? (Повторить слова на тему: “Птицы”.) Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение. - Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? Грач (м.р., 2 скл.) - Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды. Ласточка (ж.р., 1 скл.) - У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с... Он рыжий зверьОн мягкий зверьЭто знаю, мне поверьХвост пушистыйЧёрный носПо лесу он прыгаетВетки хвои дрыгаетВ тёмных дебрях он живётКто же это? Кот? (Белка) А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка. (На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку). Микроитог: - Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание) - А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы) 2) Работа в парах. Уч...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение падежа имен существительных по вопросу и предлогу

I. Организационный момент.

(Слушание звукозаписи: "Пение птиц")

- Пение каких птиц вы услышали?

- Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март)

24 марта - День птиц.

И наш урок открывают голоса птиц.

  1. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  2. Минутка чистописания:

// ач оро // оч чк // ал гл // ха рь //

II. Проверка домашнего задания.

1) Что было задано? (Повторить слова на тему: "Птицы".)

Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение.

- Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?

Грач (м.р., 2 скл.)

- Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды.

Ласточка (ж.р., 1 скл.)

- У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, как бы пробуждая природу.

Ворона (ж.р., 1 скл.) (Анализ и синтез):

- Название этой птицы рассыпалось из букв, а вам необходимо составить слово.

У Г Ь Х А Л Р

Глухарь (м.р., 2 скл.)

Звуковой анализ:

- Произнесите название последней птицы.

- Произнесите последний звук и дайте характеристику звуку:

[р`] - согласный, звонкий, мягкий.

- Где живёт эта птица?

- Чем питается? (Хвоинками, кусочками коры деревьев, листочками, тонкими прутиками)

- А как по-другому называют охотники глухаря-самку? (Капалуха, ж.р, 1 скл.)

- А ещё глухаря называют таёжным соловьём или лесным петухом.

- А почему "Глухарь"? (Во время токования (пения) птица на несколько секунд теряет слух…)

1) - Сейчас проговорим слова: (капалуха, глухарь), разделим хором слова по слогам, запишем в тетрадь (учитель на доске).

III. Физкульминтука.

IV. Введение нового материала:

1) Сообщение темы и цели:

Загадка. О какой части речи идёт речь?

- Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

Будем письменно отвечать на вопросы:

- Где живёт глухарь? (Глухарь живёт в лесу).

- Чем служит лес для глухаря? (Лес служит домом для глухаря).

Анализ предложений:

- В первом предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Кто?)

- Выделите окончание

- Каким членом предложения является? (Главным)

- А во втором предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Для кого?)

- Каким членом предложения является? (Второстепенным)

Микроитог:

- Как связаны слова между собой? (По смыслу)

- Как изменяется имя существительное в зависимости от предлога? (Изменяется окончание)

- Чем сходны предлог и окончание? (Служат для связи слов в предложении)

Мы проанализировали (рассмотрели) предложения (учитель показывает указкой ещё раз на эти предложения)

- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу).

- Назовите тему урока. (Определение падежа имён существительных по вопросу и предлогу).

- Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6)

- Давайте повторим на какие вопросы отвечает каждый падеж?

- Эти вопросы нам сегодня пригодятся на уроке.

- Отгадайте загадку:

Он рыжий зверь
Он мягкий зверь
Это знаю, мне поверь
Хвост пушистый
Чёрный нос
По лесу он прыгает
Ветки хвои дрыгает
В тёмных дебрях он живёт
Кто же это? Кот? (Белка)

А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка.

(На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку).

Микроитог:

- Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание)

- А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы)

2) Работа в парах.

Учитель раздаёт карточки с предложениями.

Задание: выделить окончание имени существительного белка и рядом стоящий предлог. По вопросу и предлогу определить падеж имени существительного белка.

  1. За белкой охотится куница.

  2. О белке я сочинил загадку.

  3. Охотники приблизились к белке.

  4. Белка закапывает шишки в землю.

  5. Мы знаем много сказок про белку..

  6. У белки рыжий пушистый хвост.

- А сейчас проверим. (Ключ к заданию, учитель выводит на экране предложения).

- Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, что нам помогает определить падеж имени существительногобелка (предлоги и вопросы).

- Что происходит с окончаниями? (Они изменяются)

- С помощью чего связаны эти слова? (С помощью предлога и окончания).

Микроитог:

- В нашей речи для связи слов служат окончания и предлоги.

V. Вторичное закрепление.

Работа по учебнику: стр. 168 упр. 445, 5 словосочетаний.

(Консультанты проверяют) по рядам.

Варенье (из чего?) из вишни - Р.п., коробка (из чего?) из бумаги - …, письмо (от кого?) от брата.-…, приехал (к кому?) к брату-…, ходил (где? по чему?) по тропинке - …

VI. Итог урока:

- Чему учились? (Учились определять падеж по вопросу и предлогу)

VII. Оценивание.

VIII. Рефлексия.

(Смайлики)

- Выберите из данных вам наборов смайлик, который показывает ваше настроение после проведённого урока. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.

IX. Д/з:

1) Уровень А.

Задание: определить падеж имён существительных; выделить окончание существительных, подчеркнуть предлоги.

Ходим (где? по чему?) по тропинке; приехал (к кому?) к брату; жил (у кого?) у сестры; вспомнил (про кого?) про отца; свисали (над чем?) над крышей.

2) Уровень Б.

Задание: списать предложения, определить падеж у существительных с предлогами, выделить окончания существительных, подчеркнуть предлоги.

Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)

Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли волнушками прямо у тропинки! (Е. Трутнева)

Мартышка к старости слаба глазами стала. (И. Крылов)

Доктор ходит по палате от кровати до кровати. Возле Кати сел на стул и в лицо ей заглянул. (А. Кардашева)

3) Уровень В.

Задание: определить падеж выделенных существительных с предлогами и без предлогов. Каким членом предложения является существительное лисица в первом предложении? Каким членом предложения является существительное плутовка в шестом предложении? Почему?

За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только её и видели!



© 2010-2022