- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методическая разработка «Кластеры на уроках немецкого языка»
Методическая разработка «Кластеры на уроках немецкого языка»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | РУЛЕВА Н.И. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ Заводская СОШ
Тема: Кластеры на уроках немецкого языка
Выполнила: учитель немецкого
языка I категории
Рулева Н.И.
Калачеевский район
П.Пригородный
2015
Содержание
Введение
-
Кластер и технология его составления.
-
Кластер на уроках немецкого языка.
-
В начальной школе
-
В среднем и старшем звене.
Заключение
Список использованной литературы.
С введением новых образовательных стандартов данная тема стала актуальной. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний. Обучать таким действиям можно при помощи кластера.
Значение слова «кластер»
1.Пучок, гроздь
2.Группа
Графический прием систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Технология составления кластера
1.Ключевое слово.
2.Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
3.Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
4.Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Использование кластера в начальной школе
-
При обучении чтению.
Это задания на группировку и соответствие.
А) Сгруппируйте слова, затем прочитайте их!
Б) Придумай слова со звуком «ай» и прочитай их!
-
При составлении зашифрованных рассказов.
-
При спряжении глаголов
-
При введении и закреплении лексики
-
Этот кластер можно использовать для развития навыков диалогической речи (как интервью), а также для развития навыков монологической речи. Здесь добавляются ответы на вопросы и получается рассказ о своей семье.
В среднем и старшем звене кластер не заменим при работе с лексикой. Его можно использовать при введении нового материала, а также для активизации лексики в речи.
Можно использовать кластеры с картинками.
С помощью этого кластера отрабатываются не только лексические, но и грамматические умения и навыки.( Учащиеся должны запомнить, что предлог «mit» требует дательного падежа и имеет значение «на» с названиями вида транспорта.)
В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию.
-
Сгруппировать слова в кластере при помощи суффиксального способа по теме «Книги» (9 класс)
Здесь представлены слова разных частей речи (существительные, глаголы, прилагательное)
А в этом кластере только существительные.
Дописав нужные слова, учащиеся работают самостоятельно или в группах со словарем (при необходимости) и добавляют перевод.
-
Образовать новые слова по теме «Любовь»(10 класс)
Кластеры можно создавать при работе с текстом.
Например, 9 класс, тема « Летние каникулы»
Как был создан этот слайд?
Сначала учащиеся читали небольшие тексты, в которых шла речь о том, где и как проводили немецкие подростки летние каникулы. Затем они должны были распределить данные лексические единицы по местам отдыха, используя информацию прочитанных текстов и составить с распределенными лексическими единицами предложения по образцу, который был дан в начале.
-
8 класс, тема «Система школьного образования в Германии»
(фото)
Прием «кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и тренировать различные грамматические структуры , а также объединять их в связное высказывание.
-
9 класс, тема «Летние каникулы»
-
6 класс, тема «Рабочий день»
Этот кластер служит для развития лексических умений и навыков по подтеме «Утро», грамматических умений и навыков (спряжение возвратных глаголов, употребление глаголов с отделяемыми приставками) и является опорой для составления монологического высказывания по теме. На основе этого кластера учащиеся выполняли проектную работу по теме «Что я делаю в течение недели?»
Возможности использования кластера на уроке немецкого языка
_При систематизации, повторении материала.
_При работе с текстом.
_При повторении в начале урока.
-При введении в тему.
-При сборе необходимого языкового материала.
-При контроле.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Преимущества использования кластера
-Кластер, созданный руками учащихся, дает возможность отслеживать понимание учащимися темы.
-Для самих учащихся- это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
-Работа с кластером- письменная деятельность, побуждает писать тех учащихся, которые не любят этого делать.
-В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создает. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Литература
-
И. Л. Бим, Л.И. Рыжова. Немецкий язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2012.
-
И.Л, Бим, Л.И. Рыжова. Немецкий язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение» 2005
-
И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.М Санникова. Немецкий язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение»,2008
-
И.Л Бим, Л.В Садомова, Ж.Я. Крылова, Л.М. Санникова, А.С. Картова, Л.А. Чернявская. Немецкий язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение»,2013
-
И.Л. Бим, Л.В. Садомова. Немецкий язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. Москва,«Просвещение»,2014
-
Г.И. Воронина, И.В. Карелина. Немецкий язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2012
-
Ресурсы интернета