Статья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личности

Любой учебный предмет вносит свой специфический вклад в формирование творческой и самостоятельной личности. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личностиСтатья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личностиСтатья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личностиСтатья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личностиСтатья Использование метода проектов на уроках английского языка для развития креативной личностиИспользование метода проектов на уроках английского языка

для развития креативной личности

Айдарова Ажар Болатовна,

учитель английского языка


Любой учебный предмет вносит свой специфический вклад в формирование творческой и самостоятельной личности. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлек в начале 20 века, а в 1931году был запрещен из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.

В последнее время метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как "определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата".

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей родины, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты, статья, и т.д.) Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главный результат работы над проектом - актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Метод проектов позволяет каждому учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое "Я", рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку "Творческий проект - это интересно!", в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио или музыкальное оформление. Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Многие педагоги отмечают, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения метод проектов очень эффективен. Очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт педагогов, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету "иностранный язык", совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

  • личностно-ориентировано;

  • мотивирует учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

  • выбор темы или проблемы проекта;

  • формирование группы исполнителей;

  • разработка плана работы над проектом, определение сроков;

  • распределение заданий среди учащихся;

  • выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;

  • оформление совместного результата;

  • отчет по проекту;

  • оценка выполнения проекта.

В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение "Моя страна", "Загрязнение окружающей среды ", и т.д.). Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Национальная еда

Астана - столица нашей страныК примеру, возьмем тему "Казахстан - моя Родина". Рассмотрим эту тему с разных сторон:

Мой город

Казахстан

Казахские обычаи и традиции

Туризм в Казахстане


  1. Подготовка. Учащиеся выявляют проблемы, обсуждают задание, делятся на группы. Учитель объясняет цели проекта, мотивирует учащихся, наблюдает.

  2. Планирование. Ученики формируют задачи, уточняют информацию. Учитель помогает, определяет срок выполнения работы, наблюдает.

  3. Выполнение задания. Учащиеся выполняют исследование, оформляют проект.

  4. Защита проектов. Учащиеся защищают проект. Учитель наблюдает за процессом.

  5. Оценка результатов. Ученики участвуют в коллективном самоанализе и самооценке. Учитель участвует в коллективной оценке результатов.

Защищая проект, учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком. Таким образом, можно увидеть, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка, это - прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Главной особенностью метода проектов является его высокая эффективность по всем видам деятельности: улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания.


Список использованной литературы:

1.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10

2.Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7.

3.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

4.Шумская Е.М. использование проектной технологии на уроках английского языка. // ИЯШ - 2010


© 2010-2022