Методический сборник Планирование и анализ урока ИЯ в начальной школе

Данный сборник может быть использован при планировании и анализе уроков  ИЯ в начальной школе. Роль планирования и анализа урока в совершенствовании профессиональной подготовки учителя хорошо известна. В данном сборнике приводится современный подход к планированию урока ИЯ, а также обобщен опыт различных анализов урока: анализ урока в каком-либо одном аспекте не представляется правомерным. Приведенные схемы планирования и анализа урока позволяют, с одной стороны, достаточно объективно выявить и ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

ГАОУ СПО НСО

«Болотнинский педагогический колледж»











Методический сборник

Планирование и анализ урока иностранного языка в начальной школе

















Болотное, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………4

Современный урок ИЯ……………………………………………………….5

Планирование урока ИЯ……………………………………………………..6

Анализ урока ИЯ……………………………………………………………..7

Схема структурного анализа урока ИЯ……………………………………..9

Схема методического анализа урока ИЯ…………………………………..11

Психолого-дидактический аспект деятельности учителя…………………13

Дидактико-операционный аспект деятельности учителя………………….14

Лингвометодический аспект деятельности учителя………………………..14

Анализы урока ИЯ с различных позиций……………………………………15

Примеры моделей типовых учебных задач……………………………… ...18



























Пояснительная записка

Роль планирования и анализа урока в совершенствовании профессиональной подготовки учителя хорошо известна. Формирование данного умения у студентов - одна из важных задач педагогической практики в школе. В данном сборнике приводится современный подход к планированию урока ИЯ. А также обобщен опыт различных анализов урока: анализ урока в каком-либо одном аспекте не представляется правомерным. Результативность урока обусловлена степенью сформированности и синтеза всех аспектов профессиональной деятельности учителя. Приведенные схемы планирования и анализа урока позволяют, с одной стороны, достаточно объективно выявить и оценить, подготовлен ли студент к уроку, решил ли он поставленные задачи, а с другой - высказать ему конкретные предложения относительно замеченных недостатков.

Таким образом, необходимо рассматривать анализ и планирование урока как комплексный, системный процесс, который стимулировал бы студентов-практикантов к активной интеграции знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе изучения дисциплин как филологического, так и психолого-педагогического циклов.





















Современный урок иностранного языка

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как в отличие от других предметов он должен обеспечивать формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового или речевого материала. В связи с этим требованием характерными чертами урока иностранного языка являются:

  • речевая направленность;

  • функциональность;

  • ситуативность;

  • индивидуализация процесса обучения.

Но, как и уроки других учебных дисциплин, урок иностранного языка должен также реализовать общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения.

Сегодня в отечественной методике принято выделять уроки двух типов:

  1. Уроки, направленные преимущественно на формирование навыков пользования языковым материалом;

  2. Уроки, на которых имеет место практика учащегося в речевой деятельности.

В зарубежной методике с названными типами уроков соотносятся следующие:

  1. «Урок - передача информации», когда учитель обучает учащихся в рамках традиционной методики и передает им определенную сумму знаний. Основой целью урока такого типа является усвоение языкового материала учащимися, а результатом - продукт: правильные высказывания учащимися в рамках определенного набора структур или воспроизведение усвоенного материала с небольшими трансформациями;

  2. «Урок - взаимодействие», на котором основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя, установлению социальных отношений между отдельными учащимися и учителем. Уроки этого типа ориентированы на процесс общения.

Урок иностранного языка, как правило, отражает основную тему или обучающую модель, которую избрал для себя учитель или автор учебника и которой учитель должен придерживаться, чтобы обучение носило последовательный и системный характер.

Планирование урока иностранного языка

Специфика урока иностранного языка проявляется в его произвольном планировании, когда учитель может варьировать компоненты урока и самостоятельно определять их последовательность. Главным требованием при планировании является умение учителя найти такую очередность этапов учебной работы на уроке, которая вызывала бы повышенную активность учащихся, способствовала их мотивации и обеспечивала бы логику урока.

Подготовленный с учетом этих требований урок должен лечь в конспект. В конспекте должны найти отражение:

  1. формальная часть, к которой относятся: указанием темы, цели, задач и типа урока, а также указание времени, планируемого для каждого отдельного этапа урока;

  2. содержательная часть, в которой указано, что и на каком этапе делают учитель и ученики, какой учебный материал при этом используется, какую форму организации учебного процесса предполагает учитель, какая методическая дидактическая задача решается учителем на данном этапе урока.

Время

Цель, этап

Учебный материал

Действия учителя

Действия учеников

Формы работы

Средства обучения

УУД



Анализ урока иностранного языка

Современный урок в любой образовательной области традиционно принято анализировать с точки зрения следующих его аспектов:

  • педагогического;

  • психологического;

  • методического;

  • физиолого - гигиенического.

Педагогический аспект анализа урока иностранного рассматривается через следующие позиции:

  1. Педагогическое общение учителя с учащимися на уроке;

  2. Учет возрастных особенностей и ценностно-ориентационной сферы учащихся данного возраста;

  3. Управление социально-психологическими процессами в коллективе учащихся;

  4. Соблюдение основных дидактических принципов;

  5. Воспитательные, развивающие, обучающие цели и их отражение в действиях учителя;

  6. Целесообразность выбора определенной формы урока и его этапов;

  7. Организационные действия учителя.

Психологический аспект анализа урока иностранного языка предусматривает следующие компоненты:

  1. Мотивированность речевой деятельности (наличие мотива);

  2. Условия для активизации речемыслительной деятельности;

  3. Эмоциональный климат урока;

  4. Приемы активизации психических функций учащихся;

  5. Развитие психических механизмов мышления в процессе использования речемыслительных задач.

Методика аспекта анализа урока заявляет следующие общие требования:

  1. Определенность, четкость и реальность главной дидактической цели урока;

  2. Грамотная психолого-дидактическая основа изучения содержания учебного материала;

  3. Научно оправданный подбор форм работы и методических приемов как для урока в целом, так и для каждого его структурного элемента;

  4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

Более детально проанализировать урок с целью выявления причин (не) успеха можно также, проведя:

  1. структурный анализ;

  2. методический анализ.

Схема структурного анализа урока

Тема, цели, тип урока.

Основные этапы урока.

Введение в урок.

  1. Рационально ли был осуществлен этап ведения учащихся в урок (организационный момент)? Имел ли он мобилизующее начало?

  2. Внимание учащихся было привлечено через:

  1. условия, способствующие данной задаче;

  2. средства, которыми пользовался учитель, чтобы сосредоточить внимание учащихся на начавшейся в классе работе.

Проверка домашнего задания

  1. Сколько времени затрачено на проверку домашнего задания?

  2. Каков характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий) и его посильность?

  3. Грамотно ли сформулированы вопросы? Стимулируют ли они мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование) или ориентированы на простое произведение?

  4. Рационально ли организована проверка домашнего задания?

Изучение нового материала

  1. Какие образовательные и воспитательные задачи были поставлены при изучении нового материала?

  2. Сколько времени заняло изучение нового материала?

  3. Какие источники знаний использовались при изучении нового материала (книга, схема, слово учителя и т.д.)?

  4. Научность, доступность изложения, коммуникативная направленность изучаемого материала.

  5. Какие методы были использованы, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

  6. Какие условия были созданы в целях повышения активности учащихся, их инициативы, самостоятельность?

Закрепление

  1. Сколько времени заняло закрепление?

  2. Стимулировало ли оно активную познавательную деятельность учащихся, повышало ли эффективность обучения и воспитания?

  3. Как учитель проверил усвоение учащимися понятий? Какие были организованны упражнения для закрепления воспринятого материала? Способствовали ли они формированию умений по теме урока?

Контроль

  1. Характер проверки знаний учащихся учителем.

  2. Виды проверки.

  3. Объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Домашнее задание

  1. Как учащиеся восприняли домашнее задание (радость, равнодушие, интерес, нежелание, любознательность)?

  2. Является ли домашнее задание рациональным (по форме, по содержанию, по затраченному на него времени)?

Итог урока

  1. Решены ли на уроке поставленные цели?

  2. Соответствует ли методика подведения итогов урока типу урока?


Схема методического анализа урока


№ 1

  1. Соответствует ли логика урока его цели?

  2. Отмечается ли логичность и последовательность упражнений и этапа урока в целом?

  3. Какие виды учебных заданий использовались на уроке, их количественное соотношение: тренировочные, частично-поисковые, творческие; упражнения в развиваемом виде речевой деятельности / языковом аспекте и другие упражнения; языковые и речевые упражнения; упражнения с опорами и без них и т.п.? какие из них заслуживают положительной оценки?

  4. Какие функции выполнили задания: обучающие, развивающие, контролирующие?

  5. Какие методические приемы, используемые учителем, заслуживают положительной оценки?

  6. Правильно ли распределено на уроке время, отведенное на речь учителя и учащихся, время выполнения каждого упражнения?

  7. Присуща ли уроку целостность и динамичность?

  8. Характеризует ли урок содержательность и воспитательная ценность?

  9. Какова степень эффективности обучающей деятельности учителя: наличие четких установок, умелое использование опор, ТСО и наглядных пособий, различных организационных форм обучения; умение держать себя, владеть голосом и.д.

  10. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуацию успеха, реализовать идею сотрудничества?


№ 2

1. Характер задач, решаемых на данном уроке; их соответствие месту урока в системе занятий, требованиям программы, речевой подготовке учащихся.

2. Умение мобилизовать класс к иноязычной деятельности: определение готовности класса к уроку, степень результативности фонетической или речевой зарядки.

3. Умение показать коммуникативную перспективу урока при ознакомлении учащихся с задачами урока и проконтролировать понимание поставленных задач.

4. Умение решать методические задачи.

4.1. Умение ориентировать школьников относительно предстоящей учебной деятельности: четко ставить задачи, стимулировать интерес к их выполнению, акцентируя коммуникативную или познавательно-интеллектуальную ценность решения соответствующей задачи.

4.2. Характер действий, составляющих процесс решения конкретной методической задачи: а) учёт специфики этапов учебной деятельности (ознакомления, тренировки, практики); б) необходимость и достаточность учебных действий для данного класса; в) градуированность их по степени возрастания трудностей; г) степень достижения планируемого результата; д) методическая оправданность использования вспомогательных средств по ходу решения задачи; е) контроль и коррекция учебной деятельности школьников в процессе решения конкретной задачи.

5. Гибкость методического мышления: умение выбрать оптимальный вариант решения задачи при изменении условий учебной ситуации, оперативно перестроить запланированную программу действий.

6. Целенаправленность урока: умение увязать задачу предыдущего урока с задачей последующего, осуществлять мотивированный переход от ознакомления и тренировки к применению; умение создавать целенаправленную коммуникативную атмосферу на уроке.

7. Целесообразность структуры урока: четкость внешней структурной организации (начала, основной части, окончания), её соответствие поставленным задачам; методическая оправданность состава и соотношения задач, образующих основную часть урока и определяющих её внутреннюю структуру.

8. Эффективность объяснения домашнего задания: четкость объяснения, характер дозировки, своевременность подачи, степень коммуникативной направленности и подготовленности домашнего задания ходом урока, потенциальная возможность домашнего задания служить базой для работы на следующем уроке.

9. Эффективность окончания урока: подведение итогов, общая оценка деятельности учащихся, ознакомление их с ближайшей перспективой учебно-коммуникативной деятельности.

Психолого-дидактический аспект деятельности учителя.

1. Умение решать воспитательные задачи: определить, как реализуется воспитывающий потенциал различных компонентов урока а) учебного материала, б) форм деятельности учащихся - индивидуальных, фронтальных, парных, групповых; как учитываются особенности ученического коллектива с точки зрения субъектного, индивидного и личностного аспектов индивидуализации учебного процесса.

2. Умение реализовывать задачи развития школьников в процессе решения практических и воспитательных задач: совершенствовать различные виды памяти, фонематический и интонационный слух, механизм вероятного прогнозирования; активизировать речемыслительную деятельность; стимулировать интерес, коммуникативно-познавательную деятельность; развивать языковую догадку, самоконтроль и самокоррекцию, культуру чтения; формировать навыки и умения самостоятельной работы по предмету.

3. Педагогический такт.

4. Объективность оценки деятельности учащихся.


Дидактико-операционный аспект деятельности учителя.

1. Распределенность внимания: умение обнаружить случаи различной скорости усвоения нового материала, различную степень участия школьников в учебном процессе.

2. Гибкость владения аудиторией: умение быстро и правильно реагировать на изменения психических состояний учащихся в ходе проведения урока.

3. Манера держаться перед классом (поза, жесты, мимика).

4. Умение создавать функционально-технологическую среду урока: правильно работать с техническими и традиционными вспомогательными средствами, использовать музыкально-ритмический компонент обучения и театрализацию.

5. Культура письма.

Лингвометодический аспект деятельности учителя.

1. Степень владения аутентичными выражениями классного обихода.

2. четкость и ясность целевых установок.

3. Нормативность речи.

4. Дикция (четкость и ясность произношения).

5. Адаптивность речи, умение изменять параметры речи, усложнять, упрощать, переходить от одного вида речевой деятельности к другому, приспосабливая свою речь к уровню речевой подготовки учащихся.

6. Обращенность речи: умение говорить, непосредственно обращаясь к ученикам, используя наряду с визуальными и средства языковой обращенности, привлекающие внимание учащихся к предмету речи и приглашающие к его совместному рассмотрению.

7. Эмоционально-экспрессивная окрашенность речи: умение выражать личностное отношение к предмету высказывания, адекватно реагировать на поведение и учебную деятельность школьников, давая им соответствующую оценку: одобрение, порицание (используя смягченные формы императива), сомнение, уверенность, поощрение и т. п.

8. Характер исправления ошибок.

9. Соотношение речи учителя и учащихся.

10. Степень владения умениями педагогического общения: обобщенные выводы о профессионально-речевом поведении учителя, умении стимулировать коммуникативный настрой класса, создавать необходимый для конкретного коллектива эмоциональный и интеллектуальный фон урока, атмосферу доверительности и коллективного творчества.


Анализ проведенного урока учителем.

Предполагается рассмотрение следующих позиций:

  1. Место данного урока в системе уроков по изучаемой теме.

  2. Обоснование целей урока.

  3. Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока.

  4. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий, выполненных учащимися на уроке.

  5. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям, задачам и содержанию урока.

  6. Связность в планировании этапов урока.

  7. Меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.





Анализ проведенного урока проверяющим.

1. Анализ целей урока.

Правильность и обоснованность формулировки целей и учебно-методических задач урока с учетом особенностей учебного материала. Уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Оценка степени достижения поставленных целей.

2. Анализ структуры и организации урока.

Соответствие структуры урока его целям. Логичность и последовательность этапов урока. Правильность распределения времени на уроке. Адекватность выбора форм обучения. Личностная ориентированность учителя в организации процесса обучения. Целостность и динамичность урока. Наличие конспекта / плана урока и организация его выполнения учителем.

3. Анализ содержания урока.

Соответствие содержания урока целям изучения иностранного языка в школе на соответствующем этапе обучения. Тематика содержания учебных материалов. Целевая направленность учебного материала: ориентация на формирование иноязычных речевых умений в различных видах речевой деятельности; ориентация на овладении учащимися аспектами языка; комплексные цели урока. Целесообразность выбранного режима работы. Использование речемыслительных задач разного уровня проблемности для развития механизмов мышления. Актуализация опорных знаний. Связь нового с ранее изученным. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер учебных заданий, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса. Наличие социокультурного контекста в содержании обучения. Степень аутентичности учебного материала.

4. Анализ методики проведения урока.

Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса. Соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Коммуникативный характер учебных заданий. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения (соответствие отобранного материала и упражнений уровню подготовки и возрасту учащихся, их психологическим особенностям и интересам). Степень эффективности обучающей деятельности учителя: наличие четких установок, умелое использование опор, ТСО и наглядных пособий, различных организационных форм обучения; умение держать себя, говорить выразительно, владеть голосом, и т.п.

5. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Активность класса, работоспособность класса на разных этапах урока. Внимание, интерес к предмету. Качество знаний, умений и навыков.

Степень сформированности умений иноязычного общения. Степень сформированности обще учебных умений и навыков самостоятельной работы. Дисциплинированность класса.

Кроме перечисленных выше объектов анализа проверяющий также оценивает в учителе иностранного языка предметные качества (языковую и социокультурную компетенцию) и педагогические качества (культуру речи, общую эрудицию, эмоциональность, стиль отношений с учащимися, педагогический такт).


Примеры моделей типовых учебных задач

Организация ознакомления учащихся с новой лексикой по теме…и устной тренировки по определению данной лексикой на уровне предложения.

  1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: указание на сферу употребления новой лексики ( например: «Давайте поговорим о своей школе, а для этого познакомимся сначала с некоторыми новыми словами по теме» ) .

  2. Предъявление новой лексики в речевом образце в соответствующей ситуации на основе изученных грамматических структур.

  3. Объяснение лексического материала: а) семантизация лексики; б) демонстрация сочетательных возможностей соответствующей лексической единицы; в) ознакомление с формой слова (фонетической, графической, грамматической).

  4. Контроль усвоения семантики новой лексики. Выполнение упражнений в узнавании.

  5. Выполнение тренировочных упражнений с коммуникативной задачей: а) имитационных, б) подстановочных, в) трансформационных, г) на завершение высказывания, д) на расширение высказывания.

  6. Составление учащимися самостоятельных высказываний из отдельных слов, предлагаемых учителем на карточках (с помощью проектора и т.п.)

  7. Самостоятельные высказывания школьников на уровне предложения с использованием новой лексики в ситуациях, предлагаемых учителем.

  8. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности учащихся, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.

Организация ознакомления с новой грамматической структурой и устной тренировки учащихся по оперированию этой структурой в речи на уровне предложения и сверхфразового единства.

  1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: общая установка на функциональную направленность новой структуры (например, при изучении форм глагола в Future Indefinite: «Сегодня мы поговорим о том, чем будем заниматься в будущем»), показ дефицита грамматических знаний для осуществления данного намерения.

  2. Предъявление новой грамматической структуры в связном ситуативном контексте на основе изученной лексики.

  3. Контроль понимания значения новой грамматической структуры (с помощью перевода на родной язык, лаконичных ответов на альтернативные вопросы учителя, по реакции учащихся)

  4. Объяснение значения и особенностей формирования новой грамматической структуры (преимущественно с помощью правил-инструкций).

  5. Дифференцирование (узнавание) школьниками новой структуры в связном контексте для иллюстраций возможностей использования осваиваемого материала в жизненных ситуациях.

  6. Выполнение тренировочных упражнений с речевой задачей: имитационных, подстановочных, трансформационных, в завершении высказывания на уровне предложения.

  7. Самостоятельное составление учащимися предложений из отдельных слов, предъявляемых учителем на карточках

  8. Самостоятельные высказывания школьниками на уровне предложения с использованием изучаемой грамматической структуры с опорой на коммуникативно заданные инструкции учителя

  9. Автоматизация действий учащихся с новой грамматической структурой на уровне сверхфразового единства (выполнение упражнений с речевой задачей, например, на соединение нескольких фраз а) с однотипными структурами, б) с разными структурами (с новой и уже изученной); обмен репликами по схеме: вопрос-ответ, утверждение-утверждение, утверждение- вопрос, утверждение- отрицание и др.).

  10. Выполнение собственно речевых упражнений.

  11. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности школьников, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.

Организация чтения учащимися текста вслух

1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: чтение конкретного текста с речевой задачей, например, а) прочитать текст и подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца; б) провести конкурс между группами на лучшего диктора для озвучивания мультфильма или кинофрагмента; в) подготовить звуковое письмо другу по переписке и т. д.

2. Контроль понимания содержания текста в процессе диагностического чтения: а) работа с предваряющими вопросами, б) выборочный перевод отдельных предложений.

3. Первичное прослушивание фонограммы текста с открытыми книгами.

4. Объяснение интонационных особенностей текста. Работа учащихся под руководством учителя над фонетической разметкой определенной части текста (разметка пауз, ударений, мелодий).

5. Повторное прослушивание записи текста с опорой на его графическую разметку. Чтение за диктором с соблюдением правил синтагматического членения предложений, логических ударений, пауз, интонации.

6. Организация парного или группового обращенного чтения с коммуникативной задачей.

7. Контроль выразительного чтения: опрос одной-двух пар при парном обращенном чтении; организация конкурса на лучшего чтеца при другой коммуникативной задаче.

8. Подведение итогов работы: оценка деятельности школьников, ознакомление с коммуникативной перспективой проведенной работы.

© 2010-2022