- Преподавателю
- Иностранные языки
- Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шишков А.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
Подготовил учитель английского языка МАОУ ПСОШ №2 Шишков А. А.
Цель доклада:
-
Осознание основных критериев современного урока
-
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
-
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Урок - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.
А что же такое современный урок? Обращение к педагогической литературе не дает нам однозначного ответа на этот вопрос. Правда, многие авторы сходятся в следующем мнении: сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы школьников. Успешность современного урока зависит, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника . Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.
Современный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.
Современный урок -это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.
Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание средства, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
-На уровне восприятия, осмысления и запоминания;
-На уровне применения знания по образцу;
-На уровне применения знаний в новой ситуации.
Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трёх уровнях. Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, определяют ряд требований к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку:
-
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
-
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
-
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
-
реализация на уроке всех дидактических принципов;
-
создание условий успешного учения учащихся.
Требования к технике проведения урока:
-
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
-
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
-
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
Учет возрастных особенностей учащихся:
-
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
-
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
-
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
-
температурный режим;
-
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
-
освещение;
-
предупреждение утомления и переутомления;
-
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
-
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
-
соответствие классной мебели росту школьника.
Итак, все выше перечисленные требования являются неотъемлемой частью современного урока и остается надеяться на то, что знание этих требований естественным образом повлечет за собой и стремление педагогов им соответствовать. А это будет способствовать все большему приближению занятий к потребностям и учеников, и преподавателей. И наши уроки станут современными!