Статья на тему Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения.            Если смотреть конкретно на понятие «адаптация», которое означает «прилаживание», «приноровление», то, естественно, мы в новых условиях как учителя должны себя «прилаживать» к новым инновациям в системе образования. Проводимая для учительства реформа  много дала поводов, чтобы приспосабливать свой организм к условиям существования в нашем государстве.          Что встречает на своем пути учитель в современных условиях? Массу всевозможной литературы. Ра...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проблемного обучения.


Если смотреть конкретно на понятие «адаптация», которое означает «прилаживание», «приноровление», то, естественно, мы в новых условиях как учителя должны себя «прилаживать» к новым инновациям в системе образования. Проводимая для учительства реформа много дала поводов, чтобы приспосабливать свой организм к условиям существования в нашем государстве.

Что встречает на своем пути учитель в современных условиях? Массу всевозможной литературы. Разнообразие учебников, всевозможные методические пособия, разнообразные контрольно-измерительные материалы, тысячи разных требований, рекомендаций и советов. Ко всему этому компьютеризация учебного процесса. Все это вместе взятое учителю нужно прочитать, ознакомиться, изучить, переварить, осмыслить, чтобы при проведении уроков с применением новых технологий быть на высоте, ответить на любой поставленный вопрос, хорошо разбираться в системе новых требований к школе, учителю, уроку и т.д.

За время моей работы в школе с 1967 года было много внедрений в школьную жизнь всевозможных инноваций, но, как правило, они постепенно приобретали конкретно индивидуальное направление - свое лицо. Учителя, конечно, по-разному воспринимали те или иные методы и формы как проведения уроков, так и методов воспитания. Но время не стоит на месте. Вот и сейчас идет реформа школьного и высшего образования. Учителя по-разному воспринимают эти процессы, тем более что нам насаждают западное видение этой системы, а не наше, отработанное многими десятилетиями.

Мы живем в сельской школе. Раньше был специальный школьный закон о сельской школе, которого сейчас нет. В настоящее время в селе в силу экономической политики нет того достаточного количества учащихся, необходимых для развития (да и просто выживания) школы. Общество не готово кардинального влиять на систему образования в положительном плане. Треугольник - школа, семья, общественность - разрушен, не работает.

Несмотря ни на что, учителя проявляют удивительную способность усваивать и осваивать современные изменения. Недаром наша школа постоянно добивается хороших результатов по олимпиадам в районе, области, активно участвует во всех видах внешкольной деятельности по всем параметрам учебно-воспитательного процесса.

Работая в школе уже не один десяток лет, я убедился в том, что главную роль в развитии познавательных интересов учащихся, любви к предмету играет сам учитель, его отношение к своему предмету, к учащимся.

В своей педагогической деятельности я исхожу из принципа Я. Коменского: «Надо изучать не для школы, а для жизни». Несколько лет я использую авторскую технологию проблемного обучения.

Естественно, учебный материал даю в логической последовательности от частного к общему. Форма работы - парная, групповая, коллективная. Средства - разные. Таблицы, схемы, кроссворды, дидактический материал. Важно на первом этапе обучения подвести к пониманию причинно-следственных связей. Особенно это касается 5-х классов. На мой взгляд, эти ученики должны освоить частные понятия и только через это усвоение подойти к общему. Каким путем это можно сделать? Через урок и систему уроков постоянно ставится проблема. Через систему повторения проверяется ранее изученный материал. (Н-р, 5 класс, тема «Земельный закон братьев Гракхов»)

Объясни даты

Объясни слова

Объясни имена

146 г. до н. э.

Республика

Нумитор

168 г. до н. э.

Легион

Амулий

202 г. до н. э.

Форум

Рея Сильвия

216 г. до н. э.

Патриций

Тарквиний

218 - 201 г. до н. э.

Плебей

Бренн

264 - 241

Ликтор

Пирр

Сенат

Ганнибал

По каждому виду деятельности работает один ученик. Кроме этого, один из учащихся работает с картой у доски по заданию учителя. Еще два ученика получают дидактические задания по городу Риму. Одного ученика опрашивает учитель по ранее изученному материалу. Остальные учащиеся готовят по одному вопросу для отвечающих учащихся. Все ученики ответили, и учитель еще может спросить по схеме часть учеников ранее изученный урок.

Что?

Где?

Когда?

Рабство в Древнем Риме.

В городах и сельской местности.

II век до н. э.


Причина

Следствие (значение)

Основная причина это военнопленные в связи с частыми и непрерывными войнами Рима. (Один из главных источников рабства).

Использование труда рабов в сельском хозяйстве, постройках в городах, на галерах, рудниках. В дальнейшем рабство служило источником восстаний.

В ходе изучения нового материала используется вышеуказанная схема. От частного к общему и таким образом достигается цель проблемного обучения. Учащимся ставятся цели и задачи по теме «Земельный закон братьев Гракхов». Учащиеся, как и в первом случае, в ходе объяснения должны решить проблему, что рассматривается и изучается в данном случае. Рассматриваются частные вопросы. Где происходят эти события и когда, то есть хронологические рамки определяются 233 г. до н. э. и 223 г. до н. э.

Учитель объясняет причины, побудившие Гракхов проводить в жизнь земельные законы и, наконец, к чему это привело, то есть следствие (значение). Таким образом, мы должны решить проблему, которую ставили в начале урока.

Это одна из форм проведения урока. Их может быть множество. Эту методику можно в разных вариантах использовать на других ступенях обучения. Все зависит от темы, уровня подготовленности класса.

Для средних классов характерной особенностью является изучение материала по концентрической системе обучения, где применяется метод сравнения в логически последовательных событиях, изучения отдельно взятого вопроса. Например, тема «Славяне в VI - XI вв». Как всегда, учитель определяет целевые задачи, которые заключаются в том, чтобы познакомить учащихся с процессом установления феодального строя у славян; повторить и закрепить разложения первобытного строя и зарождения классового общества; показать героическую борьбу славянских народов против своих врагов; раскрыть значение образования государства для борьбы славянских народов за сохранение своей независимости. Проверка домашнего задания может быть разной. Одним из них может быть парный диалог. Сильные ученики проверяют задание у слабых учащихся, раздаются карточки (дидактический материал), иллюстрирующие раздел империи Карла I (843 г.); остальным задаются вопросы:

1. Почему феодалы укрепляли власть Карла?

2. Что явилось главной причиной феодальной раздробленности и как следствие - события 843 года?

В ходе изучения материала дается характеристика источников.

  1. Находки археологов.

  2. Данные сравнительного языкознания.

  3. Сведения историков и хронистов.

  4. «Земледельческий закон».

Источники изучены, переходим к работе с картой. Учащиеся сообщают о географическом положении расселения славян, племенах и т.д. Далее учащиеся по «Земледельческому» закону определяют, каким общественным строем жили славяне. Используя во время беседы картину «Славянский поселок», выделяем главные элементы занятий - земледелие, скотоводство, охота и ремесло. По заданию учителя учащиеся могут рассказать о характеристике Киевской Руси (IX век), Болгарского царства (VII век), Чешского государства, X век - Венгерского королевства. Учитель или ученик рассказывают о борьбе славянских народов с иноземными захватчиками. В заключении учитель ставит проблемные вопросы учащимся:

  1. Что было общего и различного в образовании славянских государств?

  2. Что было общего в хозяйстве, обычаях, языке?

  3. Каково современное положение славян?

Важным элементом в изучении уроков истории является повторительно-обобщающий урок. Например, урок в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии». Учащимся, предварительно разделённым на несколько групп, дается задание. Одна группа ищет дополнительный материал, обратившись в библиотеку или к другим источникам информации. Другая для класса разрабатывает тесты в трех экземплярах. Классу заранее даю вопросы следующего содержания:

  1. Россия и Франция накануне войны.

  2. Характеристика Наполеона I.

  3. Характеристика Александра I.

  4. Планы воюющих сторон накануне войны.

  5. Характеристика русских военачальников со стороны французов.

  6. Характеристика французских военачальников.

  7. Роль партизанского движения в годы войны 1812 г.

  8. Роль общественного движения в Отечественной войне.

  9. Отношение духовенства к войне. 1812 года.

  10. Характеристика Бородинского сражения разными авторами того времени и современными учеными.

  11. Ваше личное мнение об Отечественной войне 1812 года.

  12. Информация о памятнике на Поклонной горе.

Все эти вопросы дают возможность учащимся найти разный дополнительный материал как 19 века, так и конца 20 века. Все эти события должны подвести учащихся к главной проблеме, проблеме войны и мира в современных условиях.

В современных условиях в проведении уроков учитель не должен стоять на месте. Необходимо проводить уроки с мультимедийной поддержкой. Бывая на уроках по приглашению учителей школы, я наблюдаю, что многие из них хорошо адаптировались к новым инновациям, в частности мультимедийного характера. Но, на мой взгляд, какие бы инновации ни были, главное - учение и учитель. Без живого, конкретного, понятного, на родном русском языке диалога, рассказа, лекции и т.д. не получится. Любая инновация, связанная с техническим прогрессом не заменит конкретного учителя, педагога. Поэтому процесс адаптации коллектива школы к инновациям в системе образования - это процесс очеловечивания.




Учитель МКОУ Караяшниковская СОШ

Божко Н.А.


© 2010-2022