Статья Использование деятельностного аспекта в преподавании грамматики английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Использование деятельностного аспекта

осознанного овладения грамматикой на уроках

английского языка в начальной школе









Учитель английского языка

Лицея № 123 г. Уфы

Волкова Евгения Александровна



Тема нашей педагогической концепции: использование деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой на уроках английского языка в начальной школе.

В соответствии с требованиями программы практическая цель обучения иностранному языку предполагает овладение навыками общения на иностранном языке, то есть формирование речевой деятельности, в процессе которой и осуществляется общение.

Организацию процесса на деятельностной основе неоднократно рассматривали в своих работах известные психологи (Я С Выготский, П Я Гальперин, А Н Леонтьев и др.), которые выделяли в частности, в деятельности три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную.

По мнению методистов (А А Миролюбова, И А Бим, М З. Биболетовой, Е.И. Негневицкой и др.) деятельностный подход позволяет по новому построить процесс обучения на раннем этапе.

Под деятельностным подходом мы вслед за методистами понимаем не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитаций, а способность учащихся активно и осознанно воспроизводить усвоенный материал. Однако анализ большинства программ обучения иностранному языку и результатов практической деятельности показывает, что учащиеся часто пассивно относятся к усваиваему материалу, не занимаются аналитической работой по овладению грамматическими структурами, и их деятельность оказывается неуправляемой.

Это позволило сформулировать проблему: как направить деятельность ребенка на активное овладение грамматическими структурами, их преобразование и использование в речи.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальной школы английскому языку.

Предметом исследования является механизм использования деятельностного аспекта в обучении учащихся начальных классов английскому языку.

Цель педагогической концепции: выявить возможности деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой английского языка в начальной школе.

Задачи, которые необходимо решить для реализации данной цели:

  1. Разработать требования к целям обучения грамматике с точки зрения деятелностного подхода.

  2. Определить и обосновать содержание деятельности учащихся по овладению грамматикой английского языка в начальной школе.

  3. Предложить методы и формы обучения, способствующие реализации деятельностного аспекта на уроках английского языка в начальной школе.

  4. Разработать критерии и способы диагностики знаний, умений, навыков учащихся на основе деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой английского языка в начальной школе.

Цели и задачи данной концепции могут быть реализованы на основе следующих принципов:

  1. Интериоризации- экстериоризации.

  2. Коммуникативности.

  3. Активности.

  4. Сознательности.

  5. Наглядности.

  6. Креативности.

Учебный процесс на основе деятельностного подхода нацелен на то, чтобы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск решения учебной задачи, чтобы знания передавались им не в готовом виде. А приобретались детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Действия, выполнение которых приводит к решению учебной задачи, так же как и сама учебная задача, являются необходимыми составляющими деятельности. Действие- это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный цели.

В каждом действии ученика выделяются следующие составляющие: ориентировочная, исполнительная и контролирующая.

Ориентировочной основой действия по построению грамматической структуры будет некая модель, составленная из деталей конструктора. Каждая деталь данной модели соотносится с определенным элементом структуры. Конструкция модели используется лишь для того, чтобы учащиеся осознанно подошли к складыванию слов в структуре, ее построению.

Исполнительная часть действия является процессом выполнения действия самими учащимися с различной степенью опоры на ориентировочную основу. Исполнительная часть осуществляется поэтапно:

- составление модели услышанного высказывания из деталей конструктора без его проговаривания;

- предметное действие по построению модели высказывания с его проговариванием;

- проговаривание грамматической структуры с опорой на готовую модель высказывания;

- выполнение речевого действия без опоры на модель;

- употребление структуры высказывания в ситуации общения.

Урок - основная форма обучения. Особенности урока при деятельностном подходе осознанного овладения грамматикой английского языка - это формирование активной позиции учащихся, развитие мыслительной, речевой и коммуникативной культуры в совместной деятельности.

Можно выделить следующие типы уроков с точки зрения деятельностного подхода:

- Урок по формированию ориентировочной основы ( ознакомление с грамматической структурой, её моделью).

-Урок по формированию исполнительной основы.

- Урок контроль.

Методы, используемые при организации обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, учебная дискуссия).

  2. Наглядный метод (иллюстрация и демонстрация модели).

  3. Практический метод (упражнения разных видов):

а) Репродукция.

б) Подстановка.

в) Упражнения на расширения модели.

г) Трансформация.

д) Комбинирование.

4. Игровые методы.

Ожидаемые результаты.

Определяемым результатом станет умение учащихся начальных классов осознанно использовать грамматический материал в ситуациях общения на английском языке.

Предполагается использование следующих методов диагностики ожидаемых результатов: тестирование, аудирование, творческие работы.

© 2010-2022