Формирование экологической культуры на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологической культуры на уроках английского языка

Пайвина О.П. - преподаватель английского языка МСО ШПК


К числу самых волнующих экологических проблем относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Тревожная обстановка складывается и в нашей Курганской области. Значительно загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных и питьевых целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха, особенно в областном центре. Немало острых проблем и в использовании главного богатства области - земли. В поселке Глановый Щучанского района имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежит уничтожению на месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность у всех жителей нашей области.

В связи с этим проблема экологического образования детей не надумана и её решение должно стать одной из важных задач обучения. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут наши дети.

Экологические вопросы должны прослеживаться на уроках по всем дисциплинам, а экологическое воспитание должно быть систематическим. Это обязывает нас, преподавателей, уделять особое внимание формированию экологической ответственности у наших обучаемых. Мы подошли к критической черте: отравлены вода и воздух, загрязнены океаны, моря, реки и озера, уничтожены места обитания множества живых организмов, гибнут многие обитатели природы. Это реальная угроза для сохранения жизни и здоровья современной цивилизации.

Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть общей культуры. Она охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с окружающей нас средой. Поэтому важным показателем уровня культуры общества следует считать не только степень его духовного развития, но и степень осознания его причастности к защите окружающей нас среды.

На своих уроках английского языка я стараюсь формировать у студентов бережное отношение к природе. Поэтому не случайно со студентами первых и вторых курсов мы изучаем и обсуждаем тексты с экологической тематикой «Проблемы экологии», «Проблемы окружающей среды», «Защита окружающей среды», «Не сорите». На таких уроках учащиеся получают основные сведения по теме, учатся анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, учатся работать с источниками информации.

При изучении темы «Курганская область» мы тоже говорим о природе родного края. Готовлю студентов к тому, чтобы они были способны не только жить в нашем меняющемся мире, но и построить свое будущее без угрозы для подрастающих поколений и планеты. Я учу студентов общению средствами иностранного языка. С одной стороны, отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок. С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать детям темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевой деятельности.

Развивая духовный мир студентов через личностно-ориентированный подход, стараюсь формировать их волю и характер, воспитывать в них коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли. Студенты готовят рефераты, творческие работы и проекты по экологической тематике и краеведению. Подготовка проектов активизирует их интерес к окружающему миру, содержит большой потенциал их творческой активности.

Понимая, что экологическая культура, как и всякая культура - это не только комплекс знаний, это ещё совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку, дети учатся применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях. Они понимают, что их действия на местном уровне по защите окружающей среды влияют на общие процессы решения этой проблемы в масштабе нашей большой страны.

Просто донести нужные, полезные знания до учащихся мало, так как никакая сумма знаний сам по себе не может автоматически перейти во внутренние убеждения. Очень важно, не ослабляя внимания к формированию экологической культуры, делать упор на реализацию получаемых знаний в какие-либо общественно-значимые инициативы, движения, начинания, практические дела.

Проведение экологических уроков способствует повышению уровня информированности обучаемых; повышению их интереса к природе родного края; соблюдению правил поведения на природе; заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира; способности самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; проявлению своих нравственных качеств: доброты, отзывчивости к людям и внимания к окружающей природе.

Обучение английскому языку и экологии базируется на одних и тех же принципах: связь обучения с жизнью, творческая активность, наглядность и систематичность.

В новых государственных образовательных стандартах особо отмечается, что предлагаемые учащимся тексты должны быть тесно связаны с жизнью и носить учебно-воспитательный характер. Использование экологических текстов на уроках английского языка позволяет мне достичь как практических (формирование и совершенствование навыков и умений чтения, говорения, аудирования, письма, перевода), так и образовательных, воспитательных и развивающих целей: развитие интеллекта учащихся, расширение их кругозора, развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. В ходе экологических уроков воспитываются эстетические чувства студентов, любовь к природе, что уже немаловажно для экологического образования.

Используемые Интернет-ресурсы:

1.sites.google.com/site/egologiya2011/sekcia;

2.nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/formirovanie-ekologicheskoi-kultury-nat-urokakh-angliiskogo-yazyka

© 2010-2022