- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование проектной методики на занятиях английского языка (на примере проекта Это Лондон!)
Использование проектной методики на занятиях английского языка (на примере проекта Это Лондон!)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беляева Е.Д. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Основная часть. Использование методов проекта на занятиях английского языка.
Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность воспитанникам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия иностранного языка в дискуссию, исследование.
Существуют основные требования к использованию метода проектов:
-
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
-
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
-
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
-
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
-
выдвижение гипотезы их решения;
-
обсуждение методов исследования;
-
обсуждение способов оформления конечных результатов;
-
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация»
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:
Самостоятельность - метод проектов позволяет ребятам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.
Работа в команде - зачастую ребята, работая в команде, обращаются к дополнительным источникам информации, вместе ее анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Индивидуальная работа над темой - проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.
Несомненными преимуществами еще является и:
-
простор для творческой и созидательной деятельности.
-
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной
программы (география, информатика, история и др.,
Если воспитанник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки занятия и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
Развивающие (выполнение проектов позволяет развивать умение работать в группе; умение оформлять и презентовать результаты своей работы; развивать навыки самооценки; умение делать выводы, опираясь на факты; развивать творческие способности).
Обучающая (проектная деятельность на моих занятиях подразумевает не просто творческое оформление проектов, но и защиту проектов, то есть составление мини-сочинений по теме проекта. Тем самым воспитанники не только вспоминают и систематизируют пройденный материал, но и воспроизводят его письменно и устно.
Воспитательные (любой проект направлен на достижение какой-то воспитательной цели, которая соответствует теме проекта (например, подводить к выводу о необходимости бережного отношения к животным, о значимости и важности любых профессий, приобщать к культуре других стран и т.д. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка).
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация, сочинение, коллаж.
Работа над проектом складывается из нескольких этапов:
1. Начальный этап работы над проектом:
- Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
- Продумывание совместно с педагогом возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога.
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
2. Практическая работа над проектом
- Закрепление материала и его повторение.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
- Оформление проекта.
3. Защита проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
- Презентация проекта, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, формулировка выводов.
Практическая часть. Проектная работа по теме «Это Лондон!».
В разработанной мною дополнительной образовательной программе «Mr. English» предусмотрено широкое применение проектного метода обучения. Выбранные темы проектов должны не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересными для обучающихся. Тематика проектной работы очень важна. Именно она, в конечном счете, определяет успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например учебно-тематический план для 3 ступени предлагает раздел «Страноведение». Тематика очень близка воспитанникам, ребята с удовольствием делятся имеющимися знаниями о достопримечательностях Лондона, с энтузиазмом воспринимают предложение составить коллаж и составить рассказ о своей работе на занятие по теме «Лондон». Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики раздела.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо подготовить проведение проекта:
-
разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что воспитанники очень загружены в школе и быстро утомляются);
-
продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся;
-
обсудить план написания текстов презентаций;
-
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
-
составить и обсудить примерный план работы.
Практическая работа над проектом "Это Лондон!» складывалась из нескольких этапов:
1. Группа делится на 2-3 команды. В начале занятия в игровой форме происходит повторение пройденного материала. За правильные ответы команды получают картинки, с изображениями видов Лондона, флага, символы и т.д.
2. Затем каждая команда начинает работать над собственным проектом. Коллаж команд будет состоять только из тех картинок, которые они заработают в начале занятия. Конечно, они также могут пользоваться красками, цветной бумагой и т.д. Свой проект обучающиеся оформляют в виде яркого коллажа на листах ватмана. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом
3. Каждая команда придумывает название для своего проекта.
4. Каждая команда придумывает и обговаривает основные пункты своего мини-сочинения, используя коллаж собственного изготовления. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед группой, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает, что вместе заниматься не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Именно здесь происходит основная работа педагога английского языка со своими воспитанниками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры, лексический материал. Несомненно, отработанные в такой ситуации лексические и грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти обучающегося.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
На этапе презентаций своих работ обучающиеся сами составляют тексты своих сочинений, учатся работать в команде.
Очень важным моментом в процессе презентации своего проекта для ребят является то, что дети должны защищать проект всей группой. При этом они должны еще и грамотно распределить текс презентации между собой. После защиты проекта начинается обсуждение. Вопросы и комментарии по проектам могут задавать как педагог, так и дети (что предпочтительнее, так как ребята учатся спорить, доказывать свою точку зрения, аргументировано высказываться по существу.
5