Использование проектной методики на занятиях английского языка (на примере проекта Это Лондон!)

В нынешнее время педагогу дано достаточно свободы для реализации собственного понимания процесса обучения, потому что только так можно выполнять свою работу с энтузиазмом и радостью. Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого педагог и воспитанник работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства. В связи с этим огромную   популярность   в  последнее   время   приобретает   использование на занятиях метода проектов. Эффективность данного метод...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основная часть. Использование методов проекта на занятиях английского языка.

Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность воспитанникам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия иностранного языка в дискуссию, исследование.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация»

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:

Самостоятельность - метод проектов позволяет ребятам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.

Работа в команде - зачастую ребята, работая в команде, обращаются к дополнительным источникам информации, вместе ее анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Индивидуальная работа над темой - проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность обучающегося.

Несомненными преимуществами еще является и:

  • простор для творческой и созидательной деятельности.

  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной

программы (география, информатика, история и др.,

Если воспитанник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки занятия и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

Развивающие (выполнение проектов позволяет развивать умение работать в группе; умение оформлять и презентовать результаты своей работы; развивать навыки самооценки; умение делать выводы, опираясь на факты; развивать творческие способности).

Обучающая (проектная деятельность на моих занятиях подразумевает не просто творческое оформление проектов, но и защиту проектов, то есть составление мини-сочинений по теме проекта. Тем самым воспитанники не только вспоминают и систематизируют пройденный материал, но и воспроизводят его письменно и устно.

Воспитательные (любой проект направлен на достижение какой-то воспитательной цели, которая соответствует теме проекта (например, подводить к выводу о необходимости бережного отношения к животным, о значимости и важности любых профессий, приобщать к культуре других стран и т.д. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка).

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация, сочинение, коллаж.

Работа над проектом складывается из нескольких этапов:

1. Начальный этап работы над проектом:

- Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

- Продумывание совместно с педагогом возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога.

- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

2. Практическая работа над проектом

- Закрепление материала и его повторение.

- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

- Оформление проекта.

3. Защита проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

- Презентация проекта, оппонирование.

- Коллективное обсуждение, формулировка выводов.

Практическая часть. Проектная работа по теме «Это Лондон!».

В разработанной мною дополнительной образовательной программе «Mr. English» предусмотрено широкое применение проектного метода обучения. Выбранные темы проектов должны не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересными для обучающихся. Тематика проектной работы очень важна. Именно она, в конечном счете, определяет успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например учебно-тематический план для 3 ступени предлагает раздел «Страноведение». Тематика очень близка воспитанникам, ребята с удовольствием делятся имеющимися знаниями о достопримечательностях Лондона, с энтузиазмом воспринимают предложение составить коллаж и составить рассказ о своей работе на занятие по теме «Лондон». Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики раздела.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо подготовить проведение проекта:

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что воспитанники очень загружены в школе и быстро утомляются);

  • продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся;

  • обсудить план написания текстов презентаций;

  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;

  • составить и обсудить примерный план работы.

Практическая работа над проектом "Это Лондон!» складывалась из нескольких этапов:

1. Группа делится на 2-3 команды. В начале занятия в игровой форме происходит повторение пройденного материала. За правильные ответы команды получают картинки, с изображениями видов Лондона, флага, символы и т.д.

2. Затем каждая команда начинает работать над собственным проектом. Коллаж команд будет состоять только из тех картинок, которые они заработают в начале занятия. Конечно, они также могут пользоваться красками, цветной бумагой и т.д. Свой проект обучающиеся оформляют в виде яркого коллажа на листах ватмана. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом

3. Каждая команда придумывает название для своего проекта.

4. Каждая команда придумывает и обговаривает основные пункты своего мини-сочинения, используя коллаж собственного изготовления. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед группой, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает, что вместе заниматься не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Именно здесь происходит основная работа педагога английского языка со своими воспитанниками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры, лексический материал. Несомненно, отработанные в такой ситуации лексические и грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти обучающегося.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На этапе презентаций своих работ обучающиеся сами составляют тексты своих сочинений, учатся работать в команде.

Очень важным моментом в процессе презентации своего проекта для ребят является то, что дети должны защищать проект всей группой. При этом они должны еще и грамотно распределить текс презентации между собой. После защиты проекта начинается обсуждение. Вопросы и комментарии по проектам могут задавать как педагог, так и дети (что предпочтительнее, так как ребята учатся спорить, доказывать свою точку зрения, аргументировано высказываться по существу.

5

© 2010-2022