Формирование культурологической компетенции на уроках немецкого языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование культурологической компетенции на уроках немецкого языка в начальной школеФормирование культурологической компетенции на уроках немецкого языка в начальной школеФормирование культурологической компетенции на уроках немецкого языка в начальной школе.

Настроение: познавательное

Ключевые слова : страноведение, немецкий язык, начальная школа,языковой портфель,достопримечательности Германии.

Город:Лиски.Воронежская область.

e-mailkozinzewa @ mail.ru

За годы работы учителем иностранного языка я неоднократно убеждалась на практике, с каким неподдельным интересом ученики работают с материалами страноведческого характера. «Изучая язык, мы изучаем страну, где на нем говорят», - это аксиома, которую не стоит лишний раз пытаться подтвердить, а для меня это еще один из основополагающих принципов в подходе к преподаванию немецкого языка. Хотелось бы поделиться опытом преподавания страноведения на уроках
в начальной школе.

Современные УМК содержат широкий спектр информации о странах изучаемого языка: от географических особенностей и политического устройства до текстов о достопримечательностях, праздниках и традициях. Работа с этим материалом помимо традиционных для нас учебных целей способствует решению таких важных задач, стоящих перед школой, как расширение кругозора учеников и формирование культурологической компетенции. Однако надо оговориться, часто только в старшей школе учебники немецкого языка могут похвастаться наличием хорошего страноведческого компонента. К тому же, работая в старших классах, мы можем использовать помимо учебников многочисленные дополнительные материалы, рекомендовать ученикам разнообразные интернет-ресурсы соответствующего характера. Несколько лет назад я начала вести уроки немецкого языка в начальной школе и столкнулась с проблемой нехватки страноведческой информации, рассчитанной на учащихся младших классов.

А ведь именно в начальной школе дети обладают очень высоким уровнем мотивации в освоении нового для них предмета, свойственный этому возрасту интерес к познанию окружающего мира подталкивает их задавать, например, такие вопросы: «А где находится Германия?», «А что интересного в этой стране?» .. Современные дети живут в динамичном информационном обществе, оказывающем значительное влияние на формирование их интересов. Конечно, во 2-м классе, на начальном этапе изучения языка, нам доступен ограниченный набор средств знакомства учащихся со страной изучаемого языка. Лучшим вариантом, по-видимому, будет (при наличии технических возможностей) показать презентацию с фотографиями достопримечательностей немецких городов.

Однако уже в 3-м классе мы можем на уроках плодотворно работать
с текстами страноведческого содержания на немецком языке. Чтобы познакомить детей с немецкоязычными странами, я разработала блок страноведческих материалов, который уже второй год с успехом применяю на практике.

Итак, наша цель: сообщить базовые сведения
о Германии ученикам на доступном им языковом уровне и в форме, соответствующей информационным запросам данной возрастной группы. Языковая компетенция учащихся 3-го класса следующая: дети уже умеют строить предложения с глаголом «sein», знакомы со спряжением правильных глаголов в настоящем времени и умеют работать со сложными предложениями, содержащими модальные глаголы и обстоятельства времени.

Основная цель, уже указанная выше, определила отбор материала и ту форму, в которой он представлен: мини-текст, содержащий сведения
о стране, самые общие, но достаточные для удовлетворения детского любопытства и получения учащимися адекватной информации по данной теме.

Предваряя работу с текстом, который дается как домашнее задание,
я всегда провожу ознакомительную беседу, вводящую учеников, так сказать, в курс дела. В большинстве случаев бывает достаточно сказать несколько фраз: «Мы изучаем немецкий язык, на котором говорят во многих странах, но главная из них - Германия. Она находится не очень далеко от нас,
и мы познакомимся с этим государством поближе, узнаем много нового
и интересного…»

Блок материалов, которые я раздаю ученикам, содержит: карту Европы, где названия стран указаны на немецком языке, карту Германии и сам мини-текст, содержащий самые общие сведения о стране и список наиболее значимых фактов и достопримечательностей, с которыми чаще всего ассоциируется это государство. Речь может идти, к примеру, о немецких автомобилях, Бранденбургских воротах, замке Нойшванштайн, Кельнском Соборе и т. д. Некоторые пункты из списка могут быть уже знакомы детям. Каждый пункт списка охарактеризован одним-двумя простыми предложениями.
Допустим, это может иметь следующую форму:
Der Roland in Bremen ist eine Statue auf dem Marktplatz, sie symbolisiert die Freiheit. Die.
Разумеется, предложенный мной список исключительно субъективен, каждый учитель может составить свой собственный.

Сначала я предлагаю детям вместе на карте Европы найти Германию. Обычно наши поиски начинаются с России. «Совершив прогулку» по всей Европе, мы добираемся до пункта назначения.

Следующий урок начинается с обсуждения прочитанного. Я обычно просто прошу детей по-русски рассказать, что они узнали о Германии, не доводилось ли им слышать раньше о чем-либо из прочитанного. Ученикам всегда интересно поделиться впечатлениями.

Очень желательно на этом этапе использовать презентацию в PowerPoint, посвященную стране. Если в школе это невозможно по техническим причинам, как альтернативный вариант можно просто снабдить текст фотографиями.

Обсуждение текста плавно перетекает в выполнение заданий, ориентированных на работу с лексическим и грамматическим материалом. Спектр упражнений, которые вы можете сделать с учениками, очень широк. Можно раздать детям анкеты для заполнения, куда они должны вписать все интересное, что узнали из текста, или предложите им самим придумать
и задать друг другу вопросы по прочитанному материалу. Перечислить то, что показалось наиболее интересным, давая развернутый ответ на вопрос: «Warum möchte ich Deutschland besuchen?», «Was will ich sehen?»
и т. д.

А что делать с новыми и достаточно сложными лексическими единицами (Staatsoberhaupt, Hauptstadt, Währung), которые ученики встретили в тексте? Произношение этих слов, на самом деле, не вызывает трудностей
у третьеклассников. Легко продемонстрировать детям практическую ценность приобретенных знаний, предложив сыграть в небольшую ролевую игру: туристы из Германии и России расспрашивают друг друга о своих странах. Дети с удовольствием разыгрывают диалог следующего содержания:

- Die Hauptstadt Deutschlands ist Berlin. Wie heißt die Hauptstadt Russlands?
- Die Hauptstadt Russlands heißt Moskau, und wie heißt die Währung Deutschlands?

Обычно в конце занятия мы выполняем работу с контурными картами Европы и Германии. Учащимся нравятся задания: найти на карте Германию и закрасить территорию страны цветами национального флага; указать на контурной карте Германии города, где находятся достопримечательности,
о которых они прочитали.

Опыт показывает, что для абсолютного большинства учащихся 3-го класса работа с представленными материалами не вызывает трудностей.
Весь блок страноведческих материалов (листы с текстом и выполненными заданиями) становится частью «языкового портфеля» ученика.

Работа по предложенному алгоритму не просто повышает мотивацию учащихся и делает урок интереснее. Радикально меняется традиционная для начальной школы методика. Информация уже не транслируется просто от учителя к ученику. Дети сами знакомятся со страной изучаемого языка, у ребенка появляется чувство успешности. Настроение, царящее на уроке, можно охарактеризовать девизом: «Вот как много
я узнал и сделал сам!».

А что дальше? Не стоит останавливаться на достигнутом. Я подготовила
и использую на уроках аналогичные страноведческие материалы по другим немецкоязычным странам. Уже в 4-м классе мы отправляемся в виртуальное путешествие по Австрии и Швейцарии. К тому времени учащиеся уже знакомы с прошедшим временем, что значительно расширяет возможности использования грамматических конструкций. А затем нас ждет проектная деятельность. Ведь мы еще должны научить детей рассказывать и о своей собственной стране. Для этого я предлагаю по заданному образцу подготовить свой собственный страноведческий блок о России или отдельных городах нашей родины. Ученики 4-го класса без проблем справляются с такими заданиями, которые засчитываются как четвертная или годовая контрольная работа.



© 2010-2022