Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы жизнедеятельности, однако именно в последнее время оно вызывает все большее количество вопросов именно в рамках образовательного процесса. Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы жизнедеятельности, однако именно в последнее время оно вызывает все большее количество вопросов именно в рамках образовательного процесса.

Основная цель образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжение сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета.

С первых уроков дети учатся общаться на английском языке.

Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой). Учащиеся должны усвоить массу нового лингвистического материала - лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки.

Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают, записывают, анализируют и запоминают.

Все это приводит к росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Отсюда: переутомление, снижение уровня работоспособности на протяжении всего урока, пассивность и безразличие учащихся на уроке, снижение мотивации учащихся, слабая познавательная активность учащихся.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

По данным психологов и педагогов иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, дети часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки.

До того, как я заинтересовалась проблемой здоровьесбережения школьников, я ошибочно полагала, что решением данного вопроса может стать только лишь проведение физкультминуток на уроке. Но как, оказалось, говорить об этой теме можно бесконечно.

Уделяя особое внимание профилактике перегрузок, стрессообразующих фактов, для снятия усталости детей и повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.

Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.

Я использую для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.

Подробнее я бы хотела остановиться на тех приемах, которые я сама использую на своих уроках.

Упражнения с пальцами рук

Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

  • Целевое назначение: растянуть мышцы рук

  • Целесообразно выполнять в середине урока

  • Технология реализации: загибаем пальцы по одному называя синонимы одного слова или группы слов, объединенные одной тематикой

  • Результат: многократное повторение помогает запоминанию

  • Условия реализации: выбор синонимов или групп слов зависит от уровня обучения иностранному языку

Аутогенная тренировка

Целевое назначение: расслабиться, настроиться на урок. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Затем учитель рассказывает о какой-либо расслабляющей обстановке, ученик должен себя в ней представить.

В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

На уроках английского языка, в любых возрастных группах, следует использовать песни. Песня предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Целесообразно выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.

  • Подходит для любого этапа урока

  • Технология реализации: выполнить задание, после выполнения задания ученикам предлагается спеть песню

  • Результат: ученики с легкостью запоминают слова и выражения

  • Условия реализации: нужно обязательно разработать какое-либо задание (вставить слова или, к примеру, расставить предложения в правильном порядке); должны соответствовать уровню изучения иностранного языка

Задание с разминанием рук выполняется каждый урок.

Песни стабильно запланированы на каждый третий урок.

Аутогенная тренировка - по мере усталости учеников.

⇒ Соответственно, диапазон профессиональной педагогической деятельности, охваченный личным вкладом педагога включает в себя систему уроков.

Данная методика актуальна для педагогов любого уровня, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, поддерживать мотивацию учащихся.

Трудность заключается в том, что дети, должны привыкнуть и понять, в первую очередь для самих себя, что изучение языка это не монотонная работа, требующая больших усилий и временных затрат, а интересный процесс, который может приносить не только оценки, но и удовольствие. Учителю в свою очередь, стоит помнить, что если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.



© 2010-2022