Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»

"Описание материала: Каждый человек должен знать традиции своего народа, обычаи, родной язык, культуру, быт. Всему этому учатся в семье. Особую значимость эта проблема приобретает в детском доме, образовательное пространство которого характеризуется многонациональным составом воспитанников. Дети лишены не только родительской ласки, но и не имеют представления о своих корнях. Поэтому необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имею... Поэтому нужно дать детям возможность почувствовать целостность и разнообразие культуры той страны, в которой они живут. Наблюдение показало, что, сталкиваясь с проблемой, для решения которой нужны знания национальных традиций, дети теряются и не знают что делать. Данные диагностики свидетельствуют о том, что нравственная воспитанность у 20% детей на среднем уровне, у 60% - на уровне ниже среднего и у 20% на низком уровне. Отношение к жизненным ценностям у 30% на среднем уровне и у 70% - на уро...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Черлакский детский дом»





Программа

«Национальное многоцветие - духовное богатство России»

(для работы воспитателя детского дома

С детьми 10-17 лет)

Срок реализации - 3 года.


Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»



Разработала:

Никонорова Н.А. (I кв. категория)


Черлак

Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………………………………3 -5

  2. Календарно-тематическое планирование……………………6,7,11,12,16,17

  3. Содержание программы……………………………8,9,10,13,14,15,118,19,20

  4. Литература……………………………………………………………………21

  5. Словарь терминов……………………………………………………………22

  6. Приложение……………………………………………………………23 - 47










Пояснительная записка

И.А. Ильин писал: «Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды. И мы начинаем превращаться в «Иванов родства не помнящих». Немногие выпускники школ могут воссоздать в памяти хотя бы главные вехи истории и развития культуры своей страны, этноса, нации; назвать выдающиеся литературные, художественные и архитектурные и другие памятники, авторские и безымянные, оставленные нам предками. А ведь именно на этих памятниках , созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развивались, и обучались наши близкие и дальние предки. И каждое новое поколение вносило в этот процесс своё, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт, отметая всё ненужное, ошибочное.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Россия огромная страна, в которой проживают, люди разных народов. Каждая нация - её достояние, так как она является носителем общечеловеческих черт и ценностей. И формирует общероссийскую культуру.

Обычаи и традиции нашего народа это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему наш народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию.

Как известно, ребёнок в семье впервые знакомиться с культурой и бытом, усваивает национальные обычаи и традиции своего народа, родной язык. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребёнка, под руководством близких он приобретает свой первый нравственный опыт. Следовательно, ответственность за воспитание подрастающего поколения в первую очередь лежит на семье, образовательном учреждении - той среде, в которой живёт ребёнок, к которой происходит его становление и развитие.

Особую значимость эта проблема приобретает в детском доме, образовательное пространство которого характеризуется многонациональным составом воспитанников. Дети лишены не только родительской ласки, но и не имеют представления о своих корнях. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую духовно-нравственную основу.

Поэтому нужно дать детям возможность почувствовать целостность и разнообразие культуры той страны, в которой они живут.

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И.А.Ильина, А.С.Макаренко, А.И.Пирогова, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. Этнопедагогический подход представлен в работах Е.Н. Волкова и его учеников.

В нашей группе проживает 10 человек, 8 мальчиков и 2 девочки, возраст детей от 10-17 лет. Все дети, оставшиеся без попечения родителей.

Наблюдение показало, что, сталкиваясь с проблемой, для решения которой нужны знания национальных традиций, дети теряются и не знают что делать.

Данные диагностики свидетельствуют о том, что нравственная воспитанность у 20% детей на среднем уровне, у 60% - на уровне ниже среднего и у 20% на низком уровне. Отношение к жизненным ценностям у 30% на среднем уровне и у 70% - на уровне ниже среднего.

Так же была проведена анкета «Твои предки», в ходе которой выяснили, что 70% детей не знают свои корни и традиции своего народа.

Исходя из выше перечисленного стало очевидно, что назрела необходимость разработки программы: «Национальное многоцветие - духовное богатство России»

Цель программы: воспитание человека способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде.

Задачи:

- познакомить детей с национальными культурными традициями, обычаями, семейными ценностями;

- учить детей с пониманием и интересом относиться к культуре других народов:

- воспитывать любовь к своему народу, его этнической национальной культуре, чувство национальной гордости;

- воспитывать отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, толерантность;

Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 10-17 лет.

Формы и методы организации деятельности:

- анкетирование

- наблюдение

- беседы

- праздники

- игры

- экскурсии

- кулинарные занятия

- встречи со специалистами

- вечер поэзии

- прикладные и художественные занятия

- танцевальные занятия

- спортивные занятия

- практикумы

- часы общения

- часы развития

- устные журналы

Ожидаемые результаты: в результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу обучения по программе они должны:

- ориентироваться в традициях народной культуры;

- знать календарные праздники, обряды, обычаи, их символику и значение;

- научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

- уметь готовить национальные блюда народов России;

- знать своих близких и дальних родственников;

Критериями оценки эффективности данной программы будут являться следующие результаты:

- знание традиций своего народа;

- уважение людей других национальностей;

- улучшение психологического климата в детском коллективе;

- сформированность основных, жизненных ценностей ребёнка;

Срок реализации программы: 3 года.

Программа составлена по блокам.Предпочтение в программе отдаётся групповой форме проведения развивающих занятий. Периодичность занятий два раза в месяц. Для занятий характерна структура: теоретическая + практическая часть.

Занятия будут проходить в группе, библиотеке, спортивном зале, на улице, в церкви, столовой, танцевальном зале, актовом зале, кабинете социально педагога, кабинете кружка «Умелые руки», музыкальный класс, православном уголке.

Для проведения занятий потребуется следующая материальная база: ТСО, спортивный инвентарь, канцелярские принадлежности, продукты питания, методические пособия, учебная литература, интернет, электронные носители.

Чтобы данная программа реализовалась в полном объёме необходимо привлечение следующих специалистов: музыкальный руководитель, инструктор по ФК, повар, библиотекарь, руководитель танцевального кружка, кружка «Умелые руки», социальный педагог, руководитель кружка «Православие», батюшка.

Педагог, работающий по данной программе, может столкнуться с определёнными трудностями: нехватка методической и учебной литературы, сложности в организации межведомственного взаимодействия, нехватка денежного финансирования (продукты питания).

Формой подведения итогов по реализации образовательных задач программы является итоговое занятие «Национальное многоцветие - духовное богатство России».











Тематическое планирование

1 год обучения


Блок

Всего часов

Теория

Практика

  1. «Моя семья»

10

5

5

  1. «Национальность- русские»

22

11

11

Календарно - тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Тео-рия

Прак-

тика

Сроки проведения

Рекомендации

1.1

«Род, семья, я»

Формирование у детей представлений о семье, её функциях и значении в жизни человека.

Урок-практикум

/

/

Сентябрь

Социаль

ный педагог

1.2

«Образ домашнего очага»

Знакомство детей с семейными традициями, нравами, правами и обязанностями.

Урок-практикум

/

/

Сентябрь

1.3

«Свой дом строим сами»

Формирование представлений о желаемой семье и собственном доме.

Урок-практикум

/

/

Октябрь

1.4.

«Домострой»

Знакомство с особенностями домостроя в русской семье.

Беседа

/

Октябрь

Библиоте

карь

1.5.

«Имянаречение»

Знакомство с обрядом имянаречения на Руси.

Урок-практикум

/

/

Ноябрь

1.6.

«Вместе дружная семья»

Создание комфорта и единства, духовной атмосферы семьи.

Семейный праздник

/

Ноябрь

Все группы

2.1

«Наша страна»

Обобщение знаний о государственных символах и достопримечательностях страны.

Час общения

/

Декабрь


2.2

«Вера»

Крещение детей.

Экскурсия

/

/

Декабрь

Настоятель Свято-Никольского прихода.

2.3

«Жилище и быт русского народа»

Знакомство с жилищем русского народа - избой, её убранством.

Устный журнал

/

/

Январь

2.4

«Народный костюм - душа народа»

Знакомство с национальным русским костюмом его функциями.

Урок-практикум

/

/

Январь

Руководитель кружка «Умелые руки»

2.5

«Национальная кухня»

Знакомство с национальной кухней, приготовление пельменей.

Урок-практикум

/

/

Февраль

Повар

2.6

«Путешествие по фольклорным островам»

Знакомство с русским народным фольклором. Освоение элементарных хореографических движений «хоровод»

Урок-практикум

/

/

Февраль

Хореограф и музыкальный руководитель

2.7

« В мире сказок»

Знакомство с русской народной сказкой «Дурак и берёза», её народная мудрость.

Подиум дискуссия

/

/

Март

Библиоте

карь

2.8

«Игры русского народа»

Знакомство с особенностями народных игр, значением игры в жизни человека.

Урок-практикум

/

/

Март

Инструк

тор по ФК

2.9

«Народные праздники»

Знакомство с русскими национальными праздниками

Час развития

/

Апрель

2.10

«Пасха- праздник праздников, торжество торжеств»

Возрождение русской традиции празднования Светлого Христова Воскресенья

Праздник

/

Апрель

Все группы

2.11

«Ремёсла и художественно-прикладное творчество русского народа»

Углубление представления детей о русских народных ремеслах и прикладном творчестве.

Урок-практикум

/

/

Май

Руководитель кружка «Умелые руки»

2.12

«Жизнь замечательных людей»

Расширение знаний о жизни известных русских людей.

Поэтичес

кая гостиная

/

/

Май

2.13

«Моя Россия»

Обобщение полученных знаний о русском народе.

Игра «Звёздный час»

/

Июнь

Содержание занятий 1 года обучения

1блок « Моя семья»

  1. «Род, семья, я» - 2 ч.

Теория: понятие «род», «семья», «я»; семейный альбом.

Практика: составление генеалогического древа.


  1. «Образ домашнего очага» - 2ч.

Теория: семейные традиции и нравы, права и обязанности в семье, авторитет матери и отца. Дом - лицо хозяина.

Практика: изображение дома, в котором хотел бы жить; описание традиций твоей будущей семьи.


  1. «Свой дом строим сами» - 2ч.

Теория: атмосфера семьи. Отношение к труду в семье, домашний труд. Любовь, забота, уважение.

Практика: изготовление газеты: «Моя семья - гордость моя».


  1. «Домострой» - 1ч.

Теория: роль мужчины и женщины в семье. Дитя. Сын и дочь, их место в семье. Дедушка и бабушка, их роль в семье. Домострой и национальные особенности.


  1. «Имянаречение» - 2ч.

Теория: обряд имянаречения.

Практика: викторина « Мое имя». (см. приложение № 1)


  1. «Вместе дружная семья» - 1ч.

Практика: семейный праздник. (см. приложение № 1)

2блок «Национальность - русские»


  1. «Наша страна» - 1ч

Теория: герб, флаг, гимн, президент, столица, достопримечательности страны.


  1. «Вера» - 2 ч

Теория: православие, церковь, библия, бог.

Практика: посещение церкви - обряд «крещение»


  1. «Жилище и быт русского народа» - 2ч

Теория: изба, убранство: посуда, мебель.

Практика: просмотр рисунков и репродукций картин иллюстрирующих поселение и жилище человека.


  1. «Народный костюм - душа народа» - 2ч.

Теория: этническая природа народного костюма и его функции. Колористика и орнаментика русского костюма.

Практика: изготовление макета национального костюма.


  1. «Национальная кухня» -2ч.

Теория: традиционные русские блюда.

Практика: приготовление пельменей.


  1. «Путешествие по фольклорным островам» - 2ч.

Теория: понятие «фольклор», танцы, песни, сказки, игры, обряды, пословицы, поговорки, загадки русского народа.

Практика: прослушивание народных песен и просмотр народных танцев в записи, освоение элементарных хореографических движений «хоровод».


  1. «В мире сказок» - 2ч.

Теория: русские народные сказки, волшебный вымысел и народные поверия, одушевление и очеловечивание животных и явлений природы. Сказочные герои. Народная мудрость сказок.

Практика: чтение русской народной сказки «Дурак и берёза», иллюстрирование сказки.


  1. «Игры русского народа» - 2ч.

Теория: особенности народных игр, значение игры в жизни человека. Основные правила игры «Лапта».(см. приложение № 2)

Практика: разучивание и освоение игры.


  1. «Народные праздники» - 1ч.

Теория: особый мир народного праздника. Значение календарных праздников и обрядов для наших предков. Православные праздники: смысл, значение, перспективы.


  1. «Пасха- праздник праздников, торжество торжеств» -

Практика: подготовка и проведение праздника. (см. приложение № 2)


  1. «Ремёсла и художественно-прикладное творчество русского народа» - 2ч

Теория: ремёсла на Руси. Художественно-прикладное творчество. Разновидность и роспись глиняной игрушки. Российский хрусталь.

Практика: роспись глиняной игрушки.


  1. «Жизнь замечательных людей» - 2ч.

Теория: знакомство с биографией Петра I, М.В.Ломоносова, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, А.В.Васнецова.

Практика: поэтическая гостиная «Вечер поэзии А.С.Пушкина».

(см. приложение № 2)


  1. «Моя Россия» - 1ч

Практика: игра «Звёздный час». (см.приложение № 2)




По окончании первого года обучения по программе «Национальное многоцветие - духовное богатство России» дети должны знать:

- понятия: род, семья, я, фольклор;

- семейные нравы, права и обязанности;

- о труде в семье, любви, заботе, уважении, роли мужчины и женщины;

- символику и достопримечательности страны;

- как проходит обряд «Крещение»;

- традиционные русские блюда, праздники, национальный костюм, быт, жилище, фольклор;

- знаменитых русских людей, их биографию и творчество;

- виды русского ремесла и художественно-прикладного творчества;

- особенности празднования праздника «Пасха»

Уметь:

- составлять генеалогическое древо;

- участвовать в обряде «Крещение»;

- изготовлять макет национального русского костюма;

- готовить пельмени;

- играть в игру «Лапта»;
























Тематическое планирование

2 год обучения


Блок

Всего часов

Теория

Практика

  1. «Национальность - украинцы»

15

8

7

  1. «Национальность - немцы»

12

7

5

Календарно - тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Тео-рия

Прак-

тика

Сроки проведения

Рекомендации

3.1

«Народы России»

Составление этнографической карты и схемы языков народов России

Урок-практикум

/

/

Сентябрь

3.2

«Наши соседи»

Знакомство с государственными символами и достопримечательностями страны.

Устный журнал

/

Сентябрь

3.3

«Верование, праздники и обряды украинского народа»

Знакомство с верой, праздниками и обрядами украинцев.

Час развития

/

/

Октябрь

3.4.

«Жилище украинцев»

Знакомство с жилищем украинского народа - хата, мазанка, её убранство.

Урок-практикум

/

/

Октябрь

Руководитель кружка «Умелые руки»

3.5.

«Национальные традиции»

Знакомство с национальным костюмом, кухней, приготовление национального блюда: «Борщ с пампушками».

Урок-практикум

/

/

Ноябрь

Повар

3.6.

«Содержание народной культуры»

Знакомство с украинским фольклором.

Урок-практикум

/

/

Ноябрь

Хореограф

3.7

«Крагли»

Разучивание и освоение игры

Игра

/

Декабрь

Инструк

тор по ФК

3.8

«Жизнь замечательных людей»

Знакомство с жизнью и творчеством известных украинских людей.

Устный журнал

/

Декабрь

3.9

«Ремёсла и художественно-прикладное творчество украинского народа»

Знакомство детей с национальными народными ремеслами и прикладном творчестве.

Час развития

/

Январь

3.10

«Путешествие по Украине»

Обобщение полученных знаний о украинском народе.

Игра «Поле чудес»

/

Январь

Все группы

4.1

«Германия»

Знакомство с государственными символами и достопримечательностями страны.

Устный журнал

/

Февраль

4.2

«Вероисповедание»

Знакомство с католицизмом, отличие от православия.

Устный журнал

/

Февраль

4.3

«Национальное жилище немцев»

Знакомство с поселениями и жилищем немецкого народа с особенностями его строительства.

Устный журнал.

/

Март

4.4

«Традиционная национальная одежда, еда»

Знакомство с особенностями национальной одежды, кухни немецкого народа

Урок-практикум

/

/

Март

Повар

4.5

«Национальные праздники»

Знакомство с национальными немецкими праздниками.

Час развития

/

Апрель

4.6

«Фольклория»

Знакомство с немецким фольклором

Урок-практикум

/

/

Апрель

Библиоте

карь

4.7

«Ожившая сказка»

Чтение и обсуждение сказок.

Чтение в кругу семьи

/

Май

4.8

«Жизнь замечательных людей»

Знакомство с биографией известных людей Германии.

Устный журнал.

/

/

Май

4.9

«Экскурсия по Германии»

Обобщение полученных знаний о немецком народе.

Викторина

/

Июнь

Все группы




Содержание занятий 2 года обучения

3 блок «Национальность - украинцы»


  1. «Народы России» - 2ч.

Теория: взаимосвязь русского народа и русской культуры с народами России и их культурами. «Этнография», язык и народ.

Практика: составление этнографической карты и схемы языков народов России.


  1. «Наши соседи» - 2ч.

Теория: герб, флаг, президент, столица, достопримечательности страны.

Практика: сравнение портретов славянских народов: русских и украинцев. Прослушивание записи и определение языковых различий.


  1. «Верование, праздники и обряды украинского народа» - 1ч.

Теория: православие, праздник урожая, праздник проводов и возвращения животноводов, «Обжынки» - окончание жатвы, «Щедрування» - новогодние поздравления.


  1. «Жилище украинцев» - 2ч.

Теория: хата, мазанка, убранство: посуда, мебель.

Практика: изготовление макетов предметов быта.


  1. «Национальные традиции» - 2ч.

Теория: народный костюм, национальная кухня.

Практика: приготовление национального блюда: «Борщ с пампушками».


  1. «Содержание народной культуры» - 2ч.

Теория: сказки, песни, танцы, игры.

Практика: разучивание танцев «Гопак», «Казачёк».


  1. «Крагли» - 1ч.

Практика: разучивание и освоение игры.


  1. «Жизнь замечательных людей» - 1 ч.

Теория: биография писателей - Леси Украинки, Т.Г. Шевченко, композитора -Н.В. Лысенко, художника- Н.И. Мурашко.


  1. «Ремёсла и художественно-прикладное творчество украинского народа» - 1ч.

Теория: «Калым»- обработка льна, шерсти, конопли, «Шевство» - изготовление обуви, «Возы» - изготовление транспортных средств, «Лымарство» - изготовление збруи.


  1. «Путешествие по Украине» - 1ч.

Практика: игра «Поле чудес». (см. приложение № 3)

4 блок «Национальность - немцы»

  1. «Германия» - 1 ч.

Теория: герб, флаг, президент, столица, достопримечательности страны. Немецкие деревни Омкой области.


  1. «Вероисповедание» - 1ч.

Теория: католическая церковь, отличие от православия.


  1. «Национальное жилище немцев» -

Теория: фахверк - строительная техника домов, хуторской тип поселения, кучевые деревни - вейлеры, нижненемецкий тип дома, вейлеры - маленькие деревенские и современные немецкие дома.


  1. «Традиционная национальная одежда, еда» -2ч.

Теория: национальная одежда и кухня.

Практика: приготовление национального блюда «Стейк». (см. приложение № 4)


  1. «Национальные праздники»-1ч.

Теория: «Рождество», весенние праздники: «1 Мая», «Пасха», «Масленица».


  1. «Фольклория» -2ч.

Теория: сказки, песни, танцы, спортивные игры.

Практика: игра в теннис


  1. «Ожившая сказка» -1ч.

Практика: чтение и обсуждение сказок Братьев Гримм.


  1. «Жизнь замечательных людей»-2ч.

Теория: знакомство с биографией: И.С. Баха, Л.В. Бетховена, И.В. Гете.

Практика: прослушивание музыкальной записи немецких классиков.


  1. «Экскурсия по Германии» -

Практика: викторина







По окончании второго года обучения по программе «Национальное многоцветие - духовное богатство России» дети должны знать:

- взаимосвязь русского народа и русской культуры с народами России и их культурами;

- символику и достопримечательности Украины;

- верование, традиционные национальные праздники и обряды украинского народа;

- особенности убранства жилища на Украине;

- особенности национальной кухни, одежды;

- содержание устного народного творчества;

- правила украинской народной игры «Крагли»;

- знаменитых украинских людей, их биографию и творчество;

- виды украинского ремесла и художественно-прикладного творчества;

- символику и достопримечательности Германии;

- вероисповедание немецкого народа (католицизм), отличия от православия;

- традиционную национальную одежду, особенности национальной кухни немцев;

- национальные немецкие праздники, фольклор;

- знаменитых немецких людей, их биографию и творчество;

- виды немецкого ремесла и художественно-прикладного творчества;

Уметь:

- составлять этнографическую карту и схему языков народов России;

- изготовлять макеты предметов быта;

- готовить «Борщ с пампушками»;

- играть в игру «Крагли»;

- расписывать керамическую посуду;

- готовить немецкое национальное блюдо «Стейк»;










Тематическое планирование

3 год обучения


Блок

Всего часов

Теория

Практика

  1. «Национальность - казахи»

12

8

4

  1. «Национальность

  2. - татары»

15

9

6

Календарно - тематическое планирование

3 год обучения

№ п/п

Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Тео-рия

Прак-

тика

Сроки проведения

Рекомендации

5.1

«Казахстан»

Знакомство с государственными символами и достопримечательностями страны.

Устный журнал

/

Сентябрь

5.2

«Вера»

Знакомство с исламом.

Устный журнал

/

Сентябрь

5.3

«Национальное жилище»

Национальное жилище казахов - юрта, её убранство.

Урок-практикум

/

/

Октябрь

Руководитель кружка «Умелые руки»

5.4.

«Казахские традиции»

Знакомство с национальным костюмом, кухней, свадебным обрядом страны.

Урок-практикум

/

/

Октябрь

Повар

5.5.

«Мусульманские праздники»

Знакомство с особенностями празднования- «Курбан-байрам», «Ураза».

Час развития

/

Ноябрь

5.6.

«Содержание народной культуры»

Знакомство с казахским фольклором.

Семейный праздник

/

Ноябрь

Библиоте

карь

5.7

«Бальбау»

Разучивание и освоение игры.

Игра

/

Декабрь

Инструк

тор по ФК

5.8

«Жизнь замечательных людей»

Знакомство с биографией Чокана Валиханова

Устный журнал

/

Декабрь

5.9

Праздник «Наурыз»

Знакомство с историей праздника.

Час развития

/

Январь

6.1

«Татарстан»

Знакомство с государственными символами и достопримечательностями страны.

Устный журнал

/

Январь

6.2

«Как живут татары»

Знакомство с поселениями татар, внутренними особенностями дома.

Час развития

/

Февраль

6.3

«Современ

ный и народный стиль в одежде»

Знакомство с особенностями народного костюма, изготовление эскизов современной одежды с использованием колористики и орнамента народного татарского костюма.

Урок - практикум

/

/

Февраль

Руководитель кружка «Умелые руки»

6.4

«Национальная кухня»

Знакомство с особенностями национальной кухни татар.

Урок - практикум

/

/

Март

Повар

6.5

«Фольклор»

Знакомство с фольклором Татарстана.

Час развития

/

Март

Библиоте

карь

6.6

«Национальные обряды»

Знакомство с национальным свадебным обрядом.

Час развития

/

Апрель

6.7

«Тимербай»

Разучивание и освоение национальной игры.

Игра

/

Апрель

Инструк

тор ФК

6.8

«Сабантуй»

Знакомство с праздником урожая.

Час развития

/

Май

6.9

«Ремёсла и художественно-прикладное творчество украинского народа»

Знакомство с кустарными промыслами Татарстана. Изготовление украшений.

Урок - практикум

/

/

Май

Руководитель кружка «Умелые руки»

6.10

«Национальное многоцветие- духовное богатство России»

Подведение итогов по пройденному материалу программы.

Праздник

/

Июнь

Все группы


Содержание занятий 3 года обучения

5 блок «Национальность - казахи»

  1. «Казахстан» - 1ч.

Теория: герб, флаг, президент, столица, достопримечательности страны.


  1. «Вера» - 2ч.

Теория: ислам, мечеть, священная книга- Коран, Аллах.

Практика: просмотр слайдов.


  1. «Национальное жилище» - 2 ч.

Теория: юрта, её убранство, посуда.

Практика: изготовление макета юрты.


  1. «Казахские традиции» - 2ч.

Теория: одежда, еда, свадебный обряд.

Практика: приготовление национального блюда «Бишбармак».


  1. «Мусульманские праздники» - 1ч.

Теория: культура ислама, праздник: «Курбан - байрам», «Ураза».


  1. «Содержание народной культуры» - 1ч.

Теория: сказки, песни, танцы, игры.


  1. «Бальбау» 1ч.

Практика: разучивание и освоение игры .


  1. «Жизнь замечательных людей» - 1ч.

Теория: знакомство с биографией Чокана Валиханова.


  1. Праздник «Наурыз» - 2ч.

Теория: история праздника.

6 блок «Национальность - татары»

  1. «Татарстан» - 1ч.

Теория: Казань, достопримечательности: остатки древнего города Булгара Великого, кремль 16-17 века в Казани, комплекс зданий Казанского университета.


  1. «Как живут татары» - 1ч.

Теория: поселение татар - авыл, внутренние особенности дома.


  1. «Современный и народный стиль в одежде» - 2ч.

Теория: национальная одежда.

Практика: изготовление эскизов современной одежды с использованием колористики и орнамента народного татарского костюма.


  1. «Национальная кухня» - 2ч.

Теория: национальная традиционная кухня.

Практика: приготовление блюда «Азу по-татарски»


  1. «Фольклор» - 2ч.

Теория: исторические сказания - баиты, песни, частушки, сказки.

Практика: прослушивание татарских песен.


  1. «Национальные обряды» - 1ч.

Теория: свадебный обряд.


  1. «Тимербай» - 1ч.

Теория: разучивание и освоение игры. (см приложение № 6)


  1. «Сабантуй» - 1ч.

Теория: праздник урожая.


  1. «Ремёсла и художественно-прикладное творчество украинского народа» - 1ч.

Теория: кустарные промыслы по обработке дерева, меха, кожи, изготовление обуви, шуб, изготовление украшений.

Практика: изготовление украшений из бисера.

10. «Национальное многоцветие- духовное богатство России» - 1ч.

Практика: изготовление талисмана страны «Поварёнок в национальном костюме», стенгазеты «Особенности национальной кухни», приготовление национального блюда и оформление красочного рецепта, защита блюда: национальный танец, песня.








По окончании второго года обучения по программе «Национальное многоцветие - духовное богатство России» дети должны знать:

- символику и достопримечательности Казахстана;

- вероисповедание (ислам);

- традиционные национальные праздники и обряды казахского народа;

- особенности убранства юрты;

- особенности национальной кухни, одежды;

- содержание народной культуры;

- правила казахской народной игры «Бальбау»;

- биографию Чокана Валиханова;

- историю праздника «Наурыз»;

- символику и достопримечательности Татарстана;

- поселения татар и внутренние особенности дома;

- традиционную национальную одежду, особенности национальной кухни татар;

- национальный фольклор;

- правила игры «Тимербай»;

- историю праздника «Сабантуй»;

- виды татарского ремесла и художественно-прикладного творчества;

Уметь:

- изготавливать макет юрты;

- готовить «Бишбармак», «Азу по-татарски»;

- играть в игру «Бальбау», «Тимербай»;

- расписывать керамическую посуду;

- готовить немецкое национальное блюдо «Стейк»;

- изготавливать эскизы современной одежды татар;

- изготавливать украшения татарского народа;







Список литературы

1. Н. Бирюкова, Т. Лебедева. Кухня народов мира. № 1- 2008г.

М. «Школа-Пресс» - 1998г.

2. Н.В.Белов. Современноя энциклопедия для мальчиков. Мн.: современный литератор, 1999 г.

3. В.Брун, М.Тильке. История костюма от древности до Нового времени. М. «ЭКСМО» - 2005г.

4. Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова. Литературная гостиная. М. «АРКТИ» - 2001г.

5. В.К.Жучкова , Г.М.Лаппо. Страны и народы. Научно- популярное географо-этнографическое издание в 20 томах: республики Закавказья, средней Азии, Казахстан; Общий обзор, РФ; республики Прибалтики, Белоруссия, Украина, Молдавия; зарубежная Европа, Западная Европа - 1984г.

6. В.П.Исаенко, Праздники в нашем доме. М.-1992г.

7. Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина. Занимательная педагогика народов России.

8. В.Н. Лизинский. Классный руководитель № 3- 2007г.

9. В.Н. Лизинский. Классный руководитель № 6 - 2007 г.

10. А.В.Мерзлов. ПедСовет № 1, 2004 г., № 1 - 2008г.

11. Ю.С.Осипов, Е.Н.Авронин, А.В.Яблоков. Большая Российская энциклопедия. М. «Большая Российская энциклопедия» - 2006 г.

12. Т.И. Осокина детские подвижные игры народов СССР. М. «Просвещение», 1988г. 11. 13. Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря. СПб., 1993 г.

14. Г.Разумихина. Мир семьи. М. «Просвещение» - 1986г.

15. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995 г.

16. О. Черепанин. Святые таинства: Таинство крещения. Русь, 1995г., №5

17. А.С. Шахманова. «Воспитание детей- сирот дошкольного возраста». М. «Академия» - 2005г.

18. С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе. М. Новая школа. - 1997 г.

19. С.А.Шмаков Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994 г.






Словарь терминов


  1. «Авыл» - поселения татар.


  1. «Баиты» - исторические сказания (татар).

.

  1. «Бальбау» - казахская народная игра.


  1. «Бишбармак» - казахское национальное блюдо (мясо по-казахски).


  1. «Вейлеры» - маленькие деревни и современные немецкие дома.


  1. «Возы» - изготовление транспортных средств (Украина).


  1. «Калым» - обработка льна, шерсти, конопли. ( Украина).


  1. «Лымарство» - изготовление збруи. (Украина)


  1. «Наурыз» - казахский народный весенний праздник.


  1. «Обжинки» - окончание жатвы (Украина).

  2. «Сабантуй» - праздник урожая у татар.

  3. «Стейк» - национальное немецкое блюдо (бифштекс в яйце).

  4. «Фахверк» - строительная техника домов у немцев.

  5. «Чек-чек» - национальное сладкое блюдо у татар.

  6. «Шевство» - изготовление обуви (Украина).

  7. «Щедрування» - новогоднее поздравление украинцев.

  8. Этнография - племя, народ; также (этнология) - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.




Приложение № 1

Имянаречение

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденного у многих народов устраивались праздники, высказывались разного рода благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке - «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся и новый член рода будет со временем его достойным представителем. Для большей уверенности малышу давали то или иное имя-благопожелание, которое несло в себе какую-то добродетель: смелость, мудрость, славу, миролюбие, добро, веру и др. Для древних славян наиболее характерными именами для мальчиков были: Добрыня, Владимир, Святослав, Любомир, Любомудр и др., а для девочек: Вера (уверенность, доверие, верование), Людмила (мила, любима), Надежда (надежда, опора, надежность) и др.

Многие имена, распространенные на Руси в старину, теперь забыты. Они дошли до нас благодаря тому, что закреплены в пословицах, поговорках, загадках и приметах.

Наш Мирошка ест и без ложки.

Наш Гришка не просит лишка.

Проживает Фаддей и без затей.

Нашему Макарке все огарки.

Лакомка Устинья до ботвиньи.

Традиционным у народов России является празднование дня рождения. У каждого народа есть свои обычаи, свои традиции, своя жизненная философия. Но у всех народов он считается праздником не одного человека, не семьи, а рода. В этот день принято собираться всем родственникам за праздничным столом, чтобы поздравить человека с днем его рождения, сказать ему добрые слова, благопожелания, сделать что-то приятное, подарить цветы или подарок.

Викторина «Мое имя»

1.Назови самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов. (Иван - рус.; Вано - груз.; Ван -кит…)

2.Назови имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Илья, Никита…) 3.Вспомни пословицы и поговорки, в которых есть имена.(Наш Гришка не просит лишка. Голодному Федоту и щи в охоту. И др.)

4. Назови цветы, в которых встречаются собственные имена.(Иван-да-Марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.)

5. Назови имя и отчество родителей, бабушек и дедушек двух своих друзей.

6.Перечисли уменьшительно-ласкательные имена сказочных героев- родственников. (Сестрица Аленушка, братец Иванушка…)

7.Перечисли имена сказочных героев, которые наиболее часто встречаются в сказках (Василиса, Аленушка, Иванушка….)

8. Назови твои любимые мужское и женское имена.

«Вместе дружная семья» - семейный праздник

Ход занятия

- Здравствуйте уважаемые гости и участники!

Как хорошо, что мы все сегодня собрались вместе. У вас несомненно, много неотложных дел, забот, но оставьте их за дверями этого зала и вместе с детьми посторайтесь отдохнуть. Когда-то и взрослые присутствующие здесь, были детьми и ходили в школу. Вот и сегодня, мы проведём уроки для воспитателей и детей.

(Представление жюри, семей - участниц).

- А теперь внимание, звонок на первый урок. (колокольчик)

1. Урок рисования (фломастеры, бумага) - все участники должны коллективно нарисовать портрет своей семьи.

- А пока участники рисуют я задам несколько вопросов болельщикам.

- каких камней нет в море? (сухих)

- кто носит самые большие ботинки? (д. Стёпа)

- что можно приготовить, но невозможно съесть? (уроки)

- сколько месяцев в году содержат 28 дней? (все)

- у кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или у свиньи? (одинаково, по 7)

- за что учителя выгоняют из класса? (за дверь)

- какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно)

- как называют людей, которым ночью нельзя спать? (сторожа)

- какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)

- обычно цвет жира - жёлтый, а у кого он зелёный? (у крокодила)

- жюри оглашает результат первого задания.

2. Урок литературы

- У каждой команды на листочках записаны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, ваша задача в течение минуты вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты, назвать их авторов.

1) кроет, крутя, завоет, дитя (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

2) одинокий, голубом, далёкой, родном (М.Ю.Лермонтов «Парус»)

3) качается, ходу, кончается, упаду. (А.Л.Барто «Игрушки»)

4) пору, мороз, в гору, воз. (Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»)

5) гуляет, подгоняет, в волнах, парусах. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

- Следующее задание на быстроту. Вам нужно будет внимательно выслушать характеристику литературного героя и угадать о ком идёт речь, автора, произведение. Кто знает ответ поднимает флажок. (флажки по количеству команд)

1) «С моим названным братом случилась беда и чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. Это было очень трудно, а иногда и опасно. Многое я повстречала на своём пути, многие мне помогали, но спасти брата могла только я сама». (Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - Герда)

2) «Добрый день! Уф, как у вас много мальчиков! Интересно, кто занимается их воспитанием. Правда, это очень трудное дело? Вот мне недавно пришлось заняться одним мальчиком. Какой он был невоспитанный! Знаете как он сидел? Подогнув под себя ногу. Кофе пил прямо из кофейника. Миндальные пирожки запихивал в рот целиком и глотал не жуя. А в вазу с вареньем залезал прямо руками и обсасывал их. Конечно я запретила ему так себя вести». (А.Толстой «Золотой ключик - Мальвина»)

3) молодой человек,18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеет приёмами одного из самых распрастранённых в 17 веке видов спорта, он умудрился назначить дуэль сразу трём мужчинам. Нашего госконского дворянина отличает особое рыцарское отношение к дамам, не лишён юмора, остроумия, хитрости, сообразительности. (А.Дюма «Три мушкетёра» - Д, Артаньян)

4) это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас из смертных не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем адско существо, выскочившее на нас из тумана. (Собака Баскервилей, А. Конон Дойл)

Жюри подводит итоги.

3. Урок труда. (ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, картон)

На этом уроке вам дано такое задание: сделайте эмблему своей семьи.

- А пока семьи выполняют задание послушаем песню «Дорогою добра».

Жюри подводит итоги.

- А теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. (Представление семейных альбомов)

Жюри подводит итоги всех конкурсов. Награждение семей по номинациям.

- спасибо, что вы пришли на наш праздник и были активными и дружными.

До скорых встреч!










Приложение №2

Русский национальный костюм


Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»




Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»









Русская народная игра «Лапта»

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см.). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

«Пасха- праздник праздников, торжество торжеств»

Ход занятия

Звучит пасхальный колокольный звон.

Чтец. Летят слова в простор небес:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Своих церквей

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Воистину - Сын Бога Он!

(Кланяясь в пояс.)

1-й ведущий. Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

Радость охватила.

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес.

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой -

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес.

(Звучит запись пасхального звона)

Чтец: Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

(Пасхальный звон усиливается)

1-й ведущий. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

2-й ведущий. Светлое Христово Воскресение, или Пасха, - самый великий, самый светлый, самый любимый праздник всех христиан. Это не простой праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. Всем добрым людям дорог этот праздник. Все мы радуемся Пасхе и весне.

1-й ведущий. Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну и встанем в хоровод.

(Дети встают в круг и читают закличку.)

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залетели,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

(Девочки исполняют хоровод с вербочками).

2-й ведущий. Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.

В древности сложилась такая легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся, но конец пришел заточению. Род родил любовь - Ладу Матушку. Любовью мир наполнился».

Мы все обмениваемся на пасху красными яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес!». Христос дал нам жизнь, А яйцо - это знак жизни. Давайте и мы обменяемся яйцами. Но при этом один человек говорит: «Христос воскрес!», а другой отвечает: «Воистину воскрес!»

А сейчас я приглашаю вас поиграть в пасхальные игры.

Пасхальные игры

  1. Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.

  2. Играющие садятся напротив друг друга и катают крашенки, крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

  3. Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Чтец. Эх, шире круг,

Рукавички - с рук!

Моя правая нога

Захотела трепака.

Пошел поплясать,

Свою барыню казать.

Вот он, вот она,

Вот и барыня моя!

(исполняется танец «Барыня».)

1-й ведущий. Народные пасхальные приметы.

Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю, а если будет дождь, то и весна дождливая будет.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце греет - к хорошему урожаю и красному лету.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Чтец. Эй, парнишки и девчушки,

Не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и для гостей

Запевайте веселей!

Дети поют полюбившиеся частушки.

2-й ведущий. Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Танец «Травушка - муравушка» ( исполняется танец под русскую народную мелодию «Травушка - муравушка»). Описание движений:

- такты 1-2: дети стоят;

- такты 3-6: мальчики подходят к девочкам, на сильную долю 6-го такта поклоном приглашают девочек;

- такты 7-10: мальчики за руку ведут приглашенных девочек на середину зала;

- такты 11-14: положив руки на пояс, дети топают одной ногой;

- такты 15-18: дети кружатся парой на бегу;

- такты 19-20: простая «гармошка» (носочки-пяточки);

- такты 21-22: шаг в круг с притопом, шаг обратно с притопом;

- такты 23-26: повторение движений 19-22 тактов;

- такты 27-30: девочки хлопают по рукам мальчиков;

- такт 31: поворачиваются к зрителям;

-такты 32-35: дети кружатся, подняв правую руку вверх, левую положив на пояс, с окончанием музыки кланяются.

Чтец. Поздравляю с Пасхою,

С Пасхою прекрасною!

Нынче солнце льется всклень,

И хорош, и ясен день,

Потому что наш Христос

Правду в этот мир принес,

И для радости воскрес,

И достиг святых небес.

1-й ведущий. В память о нашем празднике мне бы хотелось подарить вам пасхальный сувенир. А сейчас приглашаю всех разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхальном столе.

Чтец. Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно.

Исполнен мир его чудес

И славой несказанной.

Хвалите Господа с небес

И ангельские лики.

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос!

Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки!


Вечер поэзии А.С.Пушкина - «Я снова жизни полн…»

Ход занятия

Звучит музыка - П.И. Чайковский: «Времена года». «Осень».

Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Элегия».

1-й ведущий. «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня далее… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь».

2-й ведущий. Это письмо Пушкин написал другу Петру Александровичу Плетневу 31 августа 1830 года. Поэт собирался пробыть в Болдине недолго. Ехал он для того, чтобы устроить после свадьбы свои имущественные дела. Впрочем, теперь, после ссоры с маменькой невесты, он не был до конца уверен в том, что свадьба состоится.

Дорога по тому времени предстояла неблизкая - пятьсот верст. По этой же печально знаменитой Владимирке - безвозвратному пути каторжан - недавно проехала жена декабриста Н.М. Муравьева, увозя с собой пушкинское «Послание в Сибирь».

В первых сентябрьских числах Пушкин был уже в Болдине. Грустные размышления не покидали его. Кроме всего прочего, еще по дороге в Нижнем Новгороде он узнал о страшной болезни, которая свирепствовала здесь. Кругом устанавливали карантины.

Он ждал писем из Москвы от невесты. Но проходили дни, а писем не было. Все это угнетало его еще больше и поселяло в душе беспокойство.

(Звучит Первая симфония П.И. Чайковского. Проецируется портрет Н.Н. Гончаровой )

1-й ведущий. «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного непредвиденного обстоятельства. Я боюсь карантинов, которые начинают устанавливать здесь. В окрестностях у нас холера-морбус, очень миленькая персона, и она может удержать меня дней на двадцать… Простите меня и верьте, что я счастлив только там, где вы ».

(Звучит Первая симфония П.И. Чайковского, вторая часть.)

2-й ведущий. Болдино ему понравилось. «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! - писал поэт П.А. Плетневу, - вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается - никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого месяца ему пришлось прожить в Болдино всю осень.

1-й ведущий: Могучий творческий подъем ознаменовал пребывание Пушкина в Болдине. По рассказу болдинского сторожила, поэт работал по ночам.

(На экран проецируются виды Болдина: « Заповедный парк. Первый пруд», «Дом-музей А.С. Пушкина в Болдине».)

Здесь он жил один в большом доме с дощатой крышей. За частоколом, окружавшим двор, нищая, унылая деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Небольшой пруд, тронутый осенним золотом, рощицы на отлогих холмах, а кругом волнами бесконечная черная земля.

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» («Осень») звучит стихотворение А.С. Пушкина «Осень».)

2-й ведущий. Все и на селе и в доме спят, а он пишет; он был живой, порывистый; вскочит и ходит, ходит из угла в угол задумчиво, заложив руку за спину; вдруг садится к столу и пишет, пишет…

Пройдут годы, и болдинская осень Пушкина войдет в историю как один из высочайших взлетов русской поэзии. Здесь он завершил свое любимое детище - «Онегина». За год до поездки в Болдино, будучи на Кавказе, Пушкин говорил о своем намерении продолжить роман. У него был замысел, по которому Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов.

1-й ведущий. 18 сентября закончены «Странствования Онегина», ровно через неделю будет написана последняя строка последней, 9-й, главы. 20 октября окончена повесть «Метель».

(Звучит музыка Г.Свиридова к повести «Метель».)

Пребывание Пушкина в Болдине задерживалось. Он пишет Плетневу: «Я сунулся было в Москву, да, узнав, что туда никого не пускают, воротился в Болдино да жду погоды. Ну уж погода!»

И снова он в болдинском доме. Новый прилив вдохновения охватывает его: он пишет стихи, полемические статьи, драматические произведения.

(Звучит первая часть Шестой симфонии П.И. Чайковского.)

На фоне музыки ведущие поочередно читают следующие фразы:

- 14 октября завершает повесть «Выстрел»,

- 16 октября - стихотворение «Моя родословная»,

- 17-го - «Заклинание»,

- 20-го - повесть «Метель»,

- 23-го - «Скупой и рыцарь»,

- 26-го - окончен «Моцарт и Сальери»,

- 1-го ноября писалась «История села Горюхина»,

- 4-го ноября окончен «Каменный гость»,

- 6-го ноября окончен «Пир во время чумы».

2-й ведущий. Уже один этот перечень может свидетельствовать о необыкновенном творческом подъеме, который испытывал поэт, запертый в глуши России, в маленькой деревушке. Разные эпохи, разные народы проходят перед ним. И прежде всего те, кого он видит перед собой: маленькие люди, крестьяне. Откуда такое уныние, где эти серенькие картины высмотрел Пушкин?

(Чтец читает стихотворение «Румяный критик мой».)

1-й ведущий. Да, Россия - это не богатая Москва. Это огромное село Горюхино, это убогая болдинская деревушка. И об этой России писал он теперь. Романтические образы сменяются другими героями, в них неприкрашенная правда жизни. Об этих людях болит его сердце.

(Звучит начало второй части Первой симфонии П.И. Чайковского.)

2-й ведущий. Но мир пушкинских творений не ограничивался картинами русской жизни. В «Маленьких трагедиях» с огромной силой проявилась гениальная способность поэта проникать в жизнь других народов, рисовать психологию и нравы любой исторической эпохи.

Фантазия уносила Пушкина в эпоху позднего средневековья, в феодально-рыцарское общество. Сложная борьба человеческих страстей, скупости, зависти, любви, гения и злодейства раскрывается перед нами в «Маленьких трагедиях». И среди них произведение, которое, как писал В.Г. Белинский, поражает нас шекспировским знанием человеческого сердца, - «Моцарт и Сальери».

(Звучит «Реквием» Моцарта)

1-й ведущий. Да, в Болдине ему работать как никогда. Он был один и не был одинок: «Незримый рой гостей», его герои были рядом с ним.

До поздней ночи горела свеча в окне одноэтажного дедовского дома, а привезенные в дорожном сундучке большие тетради и сотни листов бумаги вновь и вновь торопливо заполнялись новыми строками, набросками, рисунками.

(Звучит конец первой части Первой симфонии П.И. Чайковского.)

Чтец. Везде холера, всюду карантины,

И отпущенья вскорости не жди.

А перед ним пространные картины

И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,

И словно в детстве - бормотанье, вздор.

И почему-то рифмы простодушны,

И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье

Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!

И кто придумал это сочиненье!

Какая это радость - перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье

И поражаться своему уму!

Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?

Ей-Богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,

И будь счастлив, и бормочи во сне!

Благодаренье Богу - ты свободен -

В России, в Болдине, в карантине…

(Д.Самойлов)

2-й ведущий. Только к концу ноября после долгих хлопот Пушкину удалось получить разрешение на выезд. Он спешит к невесте, родным, друзьям. Пятого декабря Пушкин вернулся в Москву.

(Звучит музыка. Первая симфония П.И. Чайковского. )

Ему придется еще дважды побывать в Болдино - в 1833 и 1834 годах. Здесь он будет работать над «Историей Пугачева», напишет «Анджело», «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Пушкина всегда тянуло в Болдино - место вдохновенного поэтического уединения. В поездке по мятежным дорогам Пугачева он напишет Наталье Николаевне: «И сплю, и вижу приехать в Болдино и там запереться». Снова приехав в заброшенное в нижегородской глухомани село, он скажет:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем.

1-й ведущий. Будут впереди еще несколько лет жизни, будут написаны еще многие прекрасные произведения, но другой такой долгой болдинской осени, озаренной могучим творческим подъемом, в его короткой жизни уже не будет.

(Звучит музыка. П.И. Чайковский: «Первый концерт для фортепиано с оркестром» (начало)).

Чтец. Это осень радости виною,

Сыплет изморось, темнеет в пять,

За стихами и за тишиною

Заходите в Болдино опять.

Не спеша мечтаете о многом,

Спит Россия, и туман высок.

Тихо по проселочным дорогам

Вас дорожный увезет возок -

Грызть перо в прекрасном утомленьи,-

Песня зарождается, гляди…

Император, третье отделенье-

Это все осталось позади.

Через сотню лет и через двести

(Грандиозные годов ряды)

Все поэты соберутся вместе,

Вашими поэмами горды.

И опять грохочет гром победный,

Разрывая на куски покой,

Скачет всадник - над Невою - Медный,

И поет Земфира над рекой.

Страшное прошло одно столетье,

Александр Сергеевич, гляди -

Император, отделенье третье -

Это все осталось позади. (Б. Корнилов)

«Я люблю тебя Россия» - звёздный час

Ход занятия

Конкурс «Творчество»

- Дома вам было дано задание. Сейчас вам предоставляется возможность его показать. Это может быть всё: пойте, танцуйте, рассказывайте стихотворения, всё, что вам под силу. Выигравший этот конкурс получит звезду. (выбиратся лучший и награждается).

1 тур

Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Ответов может быть два или несколько.(карточки с цифрами, звёзды), (на мультимедийном проекторе показывают варианты ответов).

Русские народные сказки:

1. «Маша и медведь»

2. «Снегурочка»

3. «Красная шапочка» (Шарль Перро)

- Какая из этих сказок не русская народная, если есть.

Настоящее имя Царевны Лягушки:

1. Василиса Премудрая (+)

2. Василиса Прекрасная

3. Марья Царевна

Назовите сказки А.С.Пушкина:

1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (+)

2. «Дюймовочка»

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» (+)

- Итак, на этом первый тур заканчивается.

- За каждый правильный ответ игрок получает звезду. У кого окажется меньше всего звёзд выбывает из игры. (поощрительные призы)

  1. тур

Столица первого русского государства

  1. Москва

  2. Петербург

  3. Киев (+)

Древнерусские сооружения:

  1. Собор(+)

  2. Мечеть

  3. Кремль

Жилой дом у русского народа:

  1. Юрта

  2. Шалаш

  3. Изба (+)

Подсчитывается количество звёзд. Выбывший игрок получает приз.

  1. тур

- Из десяти букв, выпавших на кубиках, нужно составить самое длинное слово. Игрок составивший самое длинное слово получает звезду.

4 тур

Праздник проводов русской зимы

  1. Рождество

  2. Масленица (+)

  3. Крещение

Блюда русской кухни:

  1. Блины (+)

  2. Манты

  3. Бишбармак

Предметы одежды русских женщин:

  1. Чалма

  2. Сарафан (+)

  3. Сапожки (+)

Награждение выбывшего.

Финал

В финале остаются только два человека (игрока). Они должны из слова Снегурочка составить как можно больше слов. Когда запас слов у играков заканчивается, помогают им их воспитатели, которые тоже составляли слова. Выигрывает тот, кто назовёт больше слов.

Награждение.







Приложение№3


Национальный украинский костюм






Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»










«Крагли» - игра

4 городка лежат рядом, пятый ставится в середину. Первым выбивается «черенец», городок, стоящий в середине. Городок считается выбитым, если он вылетел один или с ним ещё один. Проигрывающие катают на спине победителей от «города» к «городу». Расстояние между городами - 10м.

Играют две, три команды. Состав команды- 5 человек. Палку каждый игрок имеет свою.

«Путешествие по Украине» - поле чудес

Вопросы для игры «Поле чудес».

  1. Замечательное произведение строительного искусства XI в. является….

(Софийский собор)

  1. Важнейшая достопримечательность Киева - ….

(Киево-Печерская лавра)

  1. Как называется центральная улица Киева?

(Крещатик)

Вопрос для первой тройки игроков:

Как называется Законодательный орган на Украине, учрежденный в 1991 году?

(Верховная рада)

  1. Как называется заповедная степь на Украине, в которой произрастает около 360 видов растений и содержится 50 видов редких животных?

(Аскания-Нова)

  1. Денежная единица Украины…

(Гривна)

  1. Как называется гора в Карпатах, которая является высшей точкой всей Украины?

(Говерла - 2061)

Вопрос для второй тройки игроков:

Одним из основных районов виноградства является…

(Причерноморье)

  1. В какой церкви в 1158 году похоронили основателя Москвы князя Юрия Долгорукого?

(церковь Спаса на Берестове)

  1. Какой архитектурный комплекс основал Ярослав Мудрый в XI в.?

(Выдубицкий монастырь)

  1. Фамилия автора повести «Ночь перед рождеством».

(Н.В. Гоголь)

Вопрос для третьей тройки игроков:

В каком городе на Украине произошла катастрофа на АЭС?

(Чернобыль)




Приложение №4

НПрограмма «Национальное многоцветие - духовное богатство России»емецкий национальный костюм















«Стейк» (бифштекс в яйце)

Мясо- 200 гр., яйцо -1 шт., сыр «Голландский» -25 гр., масло сливочное -20 гр., рис припущенный- 150 гр., соус томатный- 50 гр., цедра лимонная - 5 гр., соль.

Говядину или телятину нарезают по одному куску на порцию, отбивают, солят, перчат, обкатывают отбивную в льезоне из одного яйца и тертого «Голландского» сыра и жарят в масле на слабом огне до образования светлой корочки. На припущенный рис кладут готовую отбивную, вторую засыпают измельченной лимонной цедрой.

«Путешествие по Германии» - викторина

  1. Какие цвета присутствуют во флаге Германии? (чёрный, желтый, красный)

  2. Что изображено на гербе ? (Орёл)

  3. Кто президент Германии? ()

  4. Столица Германии? (Берлин)

  5. Какие достопримечательности Германии вы знаете? (церкви св. Михаила, Елизаветы, Фомы; Ратуша в Мюнстере)

  6. Вероисповедание в Германии? (Католицизм)

  7. Какие горы находятся на территории Германии? (Альпы)

  8. Какие виды жилища и поселений были и есть в Германии?( вейлеры, вейлеры)

  9. Какой народный национальный костюм в Германии? ( мужской - светлая рубаха, жилет, длинный кафтан или короткая куртка, узкие штаны до колен, чулки и башмаки с пряжками; женский - белая кофта с руковами, узкий тёмный корсаж-лиф со шнуровкой спереди, короткая широкая юбка, фартук.)

  10. Какие национальные блюда вы знаете? (Стейк, шницель, колбасы)

  11. Какие самый главный праздник в Германии? (Рождество)

  12. Какие национальные праздники Германии вы знаете? (1 мая, пасха, масленица)

  13. Назовите известных людей Германии. (Бетхове, Бах, Гёте, Дюрер)

  14. Какое положение было у женщин в семье? (три «К», kirche, kuche, kinder - церковь, кухня, дети)

  15. Какие немецкие деревни в Омской области вы знаете? (Азово)









Приложение №5


Казахский национальный костюм


Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»











«Бишбармак» - казахское национальное блюдо

Из муки, яиц и воды с добавлением соли замешивают крутое тесто, как для лапши, тонко его раскатывают и нарезают в виде крупных ромбов (8х8 см) или квадратов (сочни) и отваривают в бульоне. Куски баранины или говядины весом 1,5 - 2 кг отваривают до готовности в подсоленной воде вместе с черным перцем, вынимают, нарезают тонкими широкими ломтиками, заливают бульоном, в котором варилось мясо, добавляют шинкованный кружочками репчатый лук, молотый перец и тушат 2-3 мин. При подаче в глубокую тарелку или на блюдо кладут вареные сочни, а на них мясо с луком. Сверху посыпыют рубленой зеленью. Отдельно подают сорпу.

Баранина 326 или говядина 327, лук репчатый 60, перец 0,1;

Для сочней: мука пшеничная 80, яйцо 1/5, зелень 5.

«Бальбау» - казахская национальная игра

Команда - 6 человек. Площадка 30х30 м. инвентарь - узорчатое полотенце. До начала игры обе команды стоят в одну линию за одной из лицевых сторон площадки. По указанию судьи капитаны команд назначают по одному игроку, которые выходят вперёд, на линию старта (она отмечена флажками). По сигналу «марш» вызванные бегут вперёд до лежащего на расстоянии 20 м полотенца. Каждый старается схватить его раньше другого и ударить им опоздавшего по спине как можно больше раз, пока тот не добежит до финиша. Капитаны бегут последними. За каждый удар команда получает одно очко. Победа - по наибольшей сумме очков.























Приложение №6



Татарский национальный костюм




Программа «Национальное многоцветие - духовное богатство России»












«Азу по-татарски» - национальное блюдо татар

Говядину или молодую конину нарезают брусочками шириной 2 см и длиной 4 см, обжаривают на сильно разогретой сковороде, складывают в кастрюлю, солят и перчат, кладут обжаренный нашинкованный репчатый лук и томат-пюре или помидоры, вливают бульон и кипятят 25-30 минут. Картофель, нарезанный крупными ломтями или кубиками, обжаривают до полуготовности, кладут в кастрюлю с мясом, добавляют мелко нашинкованные и спассерованные соленые огурцы и тушат до готовности. Подают, посыпав рубленым чесноком и зеленью.

Мясо - 200 гр., масло топленое - 15 гр., томат-пюре - 15 гр. или свежие помидоры-50 гр., огурцы соленые - 50 гр., картофель - 150 гр., лук репчатый - 40 гр., чеснок - 1шт., перец черный молотый, зелень, соль.

«Тимербай» - игра

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И не есть, не пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать различные предметы (мячи, ленты и т.д.)




















Приложени№7

Диагностика нравственной воспитанности

Инструкция: педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я вам прочитаю 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - 3 балла; если немножко согласны - 2 балла; если вы совсем не согласны - 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили, прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание.

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

2

1

8

Мне приятно доставлять людям радость.

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

3

2

1

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7, (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, присваивается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, себе, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.

Список педагог заранее выписывает на доске.

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: номера отрицательных ответов: 2,3,6,7,10

Пять положительных ответов - высокий уровень

4,3 - средний уровень

2 - ниже среднего уровня.

0 - 1 - низкий уровень.

Анкета «Твои предки»

1. Знаешь ли ты своих родственников?

2 .Какая у тебя национальность?

  1. Откуда «идут» твои корни?

  2. На каком языке разговаривали твои предки?

  3. Знаешь ли ты отличительные черты твоей национальности?

  4. Какие традиции и обычаи твоего народа ты знаешь?













© 2010-2022