• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Урок по курсу «Основы информационной культуры. Библиотечно-библиографическая грамотность»: Художественное оформление книги. Иллюстрация

Урок по курсу «Основы информационной культуры. Библиотечно-библиографическая грамотность»: Художественное оформление книги. Иллюстрация

Возраст: 1 класс Во второй половине учебного года, на уроках рисования первоклассники познакомились с понятиями: «графика» и «иллюстрация»; познакомились с творчеством некоторых художников-иллюстраторов детских книг: А. Лебедевым, Гюставом Доре. В течение года, на уроках «Литературного чтения» ребята изучали рассказы о природе, в том числе и известного иллюстратора своих произведений Евгения Чарушина «Никита-охотник» и «Томкины сны». В результате был разработан интегрированный урок, объединяющий эти две темы и направленный на углубление знаний учащихся. Цель занятия: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах и значении иллюстрации. Задачи: 1.      повторение, закрепление и углубление знаний, полученных ранее; 2.      расширение кругозора учащихся; 3.      осуществление меж предметной связи ИЗО и литературного чтения; 4.      развитие воображения и творческих способностей.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу

«Основы информационной культуры. Библиотечно-библиографическая грамотность»


Данный урок входит в программу курса, реализуемого в нашем образовательном учреждении.

Тема занятия: Художественное оформление книги. Иллюстрация.

Возраст: 1 класс

Во второй половине учебного года, на уроках рисования первоклассники познакомились с понятиями: «графика» и «иллюстрация»; познакомились с творчеством некоторых художников-иллюстраторов детских книг: А. Лебедевым, Гюставом Доре. В течение года, на уроках «Литературного чтения» ребята изучали рассказы о природе, в том числе и известного иллюстратора своих произведений Евгения Чарушина «Никита-охотник» и «Томкины сны».

В результате был разработан интегрированный урок, объединяющий эти две темы и направленный на углубление знаний учащихся.

Цель занятия: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах и значении иллюстрации.

Задачи:

  1. повторение, закрепление и углубление знаний, полученных ранее;

  2. расширение кругозора учащихся;

  3. осуществление меж предметной связи ИЗО и литературного чтения;

  4. развитие воображения и творческих способностей.

Оборудование: книжная выставка, компьютер, мультимедиа-проектор, экран для мультимедиа проектора, ножницы, альбомы (листы бумаги для рисования), краски, кисточки (карандаши, фломастеры). Урок сопровождается электронной презентацией Microsoft Offiсe PowerPoint 2007, это необходимо для того, чтобы более полно раскрыть тему за счёт использования материалов, отсутствующих в фонде библиотеки на традиционных носителях информации.

Методы: словесные: рассказ и беседа; иллюстративный; использование ТСО; работа с книгой; игровой.

Форма проведения: урок творчества «Сегодня мы художники!»

Оборудование: книжная выставка, компьютер, мультимедиа-проектор, экран для мультимедиа-проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2007, ножницы, альбомы (листы бумаги для рисования), краски, кисточки (карандаши, фломастеры).


Ход урока:

этап


Содержание

Задачи

1

Итак, урок начинается традиционным приветствием: «Здравствуйте, ребята!» И первый вопрос: «Скажите, пожалуйста, кто из вас любит читать книги?» (ответы учащихся)

А на что вы, делали с книгами, когда ещё не умели читать? (ответы учащихся)

А давайте вспомним, как называются картинки в книге? (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы с вами расскажем о своих любимых книгах, вспомним, что же такое иллюстрация, поговорим о её роли и значении в книге, познакомимся со знаменитыми детскими художниками-иллюстраторами, и попробуем себя в их роли.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.

2

Книжная иллюстрация появилась с книгопечатаньем, в виде гравюр на дереве в 15 веке. Первые иллюстраторы Дюрер, Кранах, Гольбейн. С этого времени начинается история иллюстрации, области искусства, которая привлекает к себе немало выдающихся художников(слайд №4)

Первые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки "жили-были…". Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст (слайд №5)

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства (слайд №6)

Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки (слайд №7)

Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

В книге ярко выражены две задачи книжного искусства:

  • Создание образа

  • Создание из книги вещи при помощи её основных элементов (слайд №8)

Книжная иллюстрация - графическое изображение:

  • поясняющее или дополняющее основной текст; и

  • помещенное на страницах или листах, включенных в документ

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются:

  • на фронтиспис, заставку и концовку;

  • на полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответственно располагаются на половине страницы, на всей странице и

  • на двух страницах;

  • на оборонные иллюстрации;

  • на рисунки на полях (слайд №9)

В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого (слайд №10)

Знакомство с историей детской книжной иллюстрации

.

3

С одним из художников иллюстраторов вы уже знакомы, это Евгений Иванович Чарушин (1901- 1965) создал множество иллюстраций к текстам Виталия Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей (слайд №24) Евгений Чарушин оформлял и собственные сочинения, такие как: В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской литературы. Его первой книгой с собственным текстом стал рассказ "Щур" (слайд №25)

Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает его иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия этого создания. Как художника-анималиста его притягивали пушистые, мягкие и еще совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их для детей. Герои его иллюстраций реалистичны и сказочны одновременно. Как писателя его отличают богатство и образность языка, сказовость речи, юмор и то, как живо описаны звуки в его рассказах (слайд №26)

Также Евгений Иванович создавал станковые литографии для детей, занимался росписью по фарфору, а также использовал свой талант анималиста в настенной живописи и скульптуре. Его привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству его наградили прозвищем "Евгеша-изобретатель".

Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений (слайд №11)

В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. (слайд №12)

Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" (слайд №13)

Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость (слайд №14)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря"(слайд №15)

Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века (слайд №16)

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др.(слайд №17)

Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности (слайд №18)

Единственная из российских писателей и художников высшей награды в области литературы для детей в 1976 году удостоена русская художница, книжный график Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) (слайд №19)

Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы (слайд №20)

Карьера художника-иллюстратора Владимира Сутеева началась с детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и др. Его по праву считают метром отечественной мультипликации (слайд №21)

Изданные книги, с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить. Среди них, такие как: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето», «Приключения Чипполино», «Веселый Новый год», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Приключения Пифа», «Айболит», «Яблоко», «Разные колеса», «Тараканище», «Мойдодыр», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котeнок, который забыл, как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета», «Меня нет дома», «Эхо», «Тень все понимает», «Секретный язык», «Однажды утром», «Ромашки в январе», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать», и многие, многие другие детские книжки (слайд №22)

Так же Владимир Сутеев, проявил себя с хорошей стороны и в качестве детского писателя, издав книги: «Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?» и другие произведения (слайд №23)

Известное выражение «Талантливый человек - талантлив во всем», как нельзя лучше, относится к Владимиру Григорьевичу.

Рассказ о знаменитых иллюстраторах детских книг: И. Билибине,В.Васнецове, Ю. Васнецове, Т. Мавриной, В Сутееве, Е. Чарушине.

По мере рассказа, необходимо делать акцент на книжную выставку, сопровождающую занятие, обращать внимание на то, какие из представленных в презентации книг есть в фонде библиотеки.

Можно спросить детей, а есть ли эти книги у них дома?

4

Сегодня я хочу, чтобы и вы, ребята, попробовали себя в роли художников-иллюстраторов.

Каждый из вас выберет сейчас понравившуюся книгу и попробует проиллюстрировать её.

Лучшие рисунки мы с вами оформим в выставку, чтобы ваши родители, друзья и одноклассники смогли оценить ваш талант.

Практическая работа:

«Сегодня мы художники!»

В ходе занятия реализованы основные функции школьной библиотеки:

  • образовательная: закреплены полученные знания, расширен кругозор учащихся, введены новые понятия;

  • информационная: учащиеся узнали, какие детские книги есть в школьной библиотеке;

  • культурная: учащиеся ознакомлены с историей иллюстрации, биографиями и творчеством русских художников иллюстраторов;

  • досуговая: создана творческая мастерская.

Для подготовки урока были использованы:

  1. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьникам основам библиотечно- библиографических знаний: методическое пособие: 1-11 классы [текст]/сост. Е.В. Илдаркина.- 2-е изд., стереотипное.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-160с.

2. Гендина Н.И. и др. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [текст] /Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В.Уленко.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-352с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1.Вып. 11-12).- Приложение к журналу «Школьная библиотека»

3. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке: учебно-методическое пособие: лекции 1-4 [текст] /О.К.Громова.- М.: Педагогический университет 1 сентября, 2010.-48с.

4. Громова О.К. Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке: учебно-методическое пособие: лекции 5-8 [текст] /О.К.Громова.- М.: Педагогический университет 1 сентября, 2010.-48с.

  1. Агрова А. Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок [электронный ресурс].- режим доступа к ст: mamainfo.ru/goods/595.html

  2. Из истории русской живописи [электронный ресурс].- режим доступа к ст: bibliotekar.ru/rusKart/index.htm



© 2010-2022